Введение. Памятник русской литературы «Повесть о взятии Казани» (Троицкая) интересен, в первую очередь, не как исторический источник, но как текст, отражающий мировоззренческие константы людей эпохи XVI века, времени укрепления российской государственности и расширения территории в связи с успешными завоевательными походами Иоанна Грозного. В статье анализируются библейские цитаты в Повести, автор которой принадлежал к монашеско-аскетической традиции православия.
Содержание. Показано, что в тексте Повести приводятся тринадцать прямых библейских цитат, из них только четыре – из Нового Завета. С помощью цитирования Библии автор Повести передает определенные смыслы, он приспосабливает цитаты к своему замыслу, не обращая внимания на библейский контекст и экзегетическую традицию. Показательно обращение к речи Христа о себе как о Пастыре из Евангелия от Иоанна. Цитаты из этой речи используются автором Повести для религиозной легитимации власти царя и для передачи идеи единства государства. Цитата 1 Кор. 2:9 вводится для оправдания ратного подвига на войне (умерев на поле битвы, воин может рассчитывать на райское блаженство). Библейские цитаты в Повести помогают автору также выстраивать композицию, маркировать персонажей, стилистически украшать определенные фрагменты текста.
Выводы. Отсылки к Священному Писанию в тексте исторического повествования имеют двоякую функцию. С одной стороны, они организуют текст, структурируют его, создают жанровое своеобразие, приближая изложение по стилистике к житийной литературе. С другой стороны, через библейское цитирование автор Повести передает духовные смыслы событий, с помощью цитат-обоснований доказывается «богоугодность» Казанского завоевания, оно должно восприниматься как «изволение Божье». Отмечено, что библейские цитаты изымаются в Повести из библейского контекста, наполняются своим (авторским) смыслом, сообразно целям рассказчика. Кроме того, неочевидно, что автор Троицкой повести прибегал к святоотеческим толкованиям для понимания тех мест Писания, которые он приводит.
Introduction. The monument of Russian literature “The Story of the Capture of Kazan'” (Troitskaya) is interesting, first of all, not as a historical source, but as a text reflecting the ideological constants of the people of the XVI century, the time of strengthening Russian state and expanding the territory because of successful conquests of tsar John the Terrible. The article analyzes the biblical quotations in the Story, the author of which had belonged to the monastic-ascetic tradition of orthodox Christianity.
Content. It is shown that the text of the Story contains thirteen direct biblical quotations, of which only four are from the New Testament. By quoting the Bible, the author of the Story conveys certain meanings, he adapts quotations to his plan, ignoring the biblical context and exegetical tradition. It is significant that he refers to Christ's speech about himself as a Pastor from the Gospel of John. Quotes from this speech are used by the author of the Story to legitimize the religious authority of the tsar power and to convey the idea of the unity of the state. The quote 1 Cor. 2:9 is introduced to justify a feat of arms in war (having died on the battlefield, a warrior can count on heavenly bliss). The biblical quotations in the Story also help the author to build a composition, mark the characters, stylistically decorate certain fragments of the text.
Conclusions. References to the Holy Scripture in the text of the historical narrative have a twofold function. On the one hand, they organize the text, structure it, create a genre identity, bringing the presentation stylistically closer to hagiographic literature. On the other hand, through biblical quoting, the author of the Story conveys the spiritual meanings of the events, with the help of justification quotes, the “godliness” of the Kazan' conquest is proved, it should be perceived as “the will of God”. It is noted that biblical quotations are withdrawn from the biblical context in the Story, filled with their own (author's) meaning, in accordance with the goals of the narrator. In addition, it is not obvious that the author of the Story resorted to patristic interpretations to understand the Scriptures that he cites.
Савицкий Станислав Георгиевичкандидат философских наук, доцент
Санкт-Петербургский Реставрационно-строительный институт
Санкт-Петербург, Российская Федерация
sgs.ru@mail.ru
1. Аксанов А. В. Казанское ханство и Московская Русь: межгосударственные отношения в контексте герменевтического исследования. – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2016. – 288 с.
2. Алексеев А. А. Чтение Библии в Древней Руси // Актуальные вопросы церковной науки. – 2019. – № 2. – С. 209–217.
3. Балабушевич В. Ю., Гурский А. И. Христианская теория «справедливой войны»: философско-социологический анализ // Гуманитарные проблемы военного дела. – 2016. – № 1 (6). – С. 16–21.
4. Гардзанити М. Библейские цитаты в церковнославянской книжности. – М.: Индрик, 2014. – 232 с.
5. Куренков А. С. Концепция справедливой войны в Древнем мире // Труды Белгородской православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью). – 2023. – № 16. – С. 10–18.
6. Лихачев Д. С. Культура русского народа X–XVII вв. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1961. – 119 с.
7. Лихачев Д. С. Литература «государственного устроения» // Библиотека литературы Древней Руси. – Т. 10. – СПб.: Наука, 2000. – С. 5–17.
8. Лобакова И. А. Воинское повествование и агиографическая традиция в литературе XVII в. (на материале Распространенной редакции «Повести о разорении Рязани Батыем») // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 48. – СПб.: Дмитрий Буланин, 1993. – С. 297–303.
9. Луцевич Л. Ф. Псалтырь в ранней книжности и литературе XVII века // Христианство и русская литература: Сб. 4. – СПб.: Наука, 2002. – С. 24–67.
10. Пиккио Р. Функция библейских тематических ключей в литературном коде православного славянства // Пиккио Р. Slavia Orthodoxa: Литература и язык. – М.: Знак, 2003. – С. 431–466.
11. Троицкая повесть о взятии Казани // Библиотека литературы Древней Руси. – Т. 10. – СПб.: Наука, 2000. – С. 510–555.
12. Трофимова Н. В. Функционирование библейских цитат в воинских повестях, вошедших в летописи XIV–XV вв. // Вестник славянских культур. – 2018. – Т. 48. – С. 137–150.
13. Craigie, Peter C. The Problem of War in the Old Testament. – Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1978. 125 p.
1. Aksanov, A. V. (2016) Kazanskoe khanstvo i Moskovskaya Rus': mezhgosudarstvennye otnosheniya v kontekste germenevticheskogo issledovaniya [Kazan Khanate and Moscow Rus: interstate relations in the context of hermeneutical research]. Kazan': Institut istorii im. Sh. Mardzhani AN RT. (In Russian).
2. Alekseev, A. A. (2019) Chtenie Biblii v Drevnej Rusi [Bible reading in Ancient Russia]. Aktual'nye voprosy tserkovnoj nauki [Topical issues of church science]. No. 2. Pp. 209–217. (In Russian).
3. Balabushevich, V. Yu., Gursky, A. I. (2016) Khristianskaya teoriya “spravedlivoj vojny”: filosofsko-sotsiologicheskij analiz [The Christian “just war” theory: a philosophical and sociological analysis]. Gumanitarnye problemy voennogo dela [Humanitarian problems of military affairs]. No. 1 (6). Pp. 16–21. (In Russian).
4. Gardzaniti, M. (2014) Biblejskie tsitaty v tserkovnoslavyanskoj knizhnosti [Biblical quotations in church-slavonic literature]. Moskva: Indrik. (In Russian).
5. Kurenkov, A. S. (2023) Kontseptsiya spravedlivoj vojny v Drevnem mire [The just war concept in the Ancient world]. Trudy Belgorodskoj pravoslavnoj dukhovnoj seminarii (s missionerskoj napravlennost'yu) [Proceedings of the Belgorod Orthodox Theological Seminary (with a missionary orientation)]. No. 16. Pp. 10–18. (In Russian).
6. Likhachev, D. S. (1961) Kul'tura russkogo naroda X–XVII vv. [Culture of the Russian people of the X–XVII centuries]. Moskva, Leningrad: Izdatel'stvo AN SSSR. (In Russian).
7. Likhachev, D. S. (2000) Literatura “gosudarstvennogo ustroeniya” [Literature of the “state building”]. Biblioteka literatury Drevnej Rusi [The Library of the literature of Ancient Russia]. Vol. 10. Sankt-Peterburg: Nauka. Pp. 5–17. (In Russian).
8. Lobakova, I. A. (1993) Voinskoe povestvovanie i agiograficheskaya traditsiya v literature XVII v. (na materiale Rasprostranennoj redaktsii “Povesti o razorenii Ryazani Batyem”) [Military narrative and hagiographic tradition in the literature of the 17th century (based on the material of the Widespread edition of “The Story of the Destruction of Ryazan by Batyj”)]. Trudy Otdela drevnerusskoj literatury [Proceedings of the Department of Ancient Russian Literature]. Vol. 48. Sankt-Peterburg: Dmitrij Bulanin. Pp. 297–303. (In Russian).
9. Lutsevich, L. F. (2002) Psaltyr' v rannej knizhnosti i literature XVII veka [Psalter in early bookishness and literature of the XVII century]. Khristianstvo i russkaya literatura [Christianity and Russian Literature]. Vol. 4. Sankt-Peterburg: Nauka. Pp. 24–67. (In Russian).
10. Picchio, R. (2003) Funktsiya biblejskikh tematicheskikh klyuchej v literaturnom kode pravoslavnogo slavyanstva [The Biblical thematic keys function in the literary code of Orthodox Slavs] in: Picchio, R. Slavia Orthodoxa: Literature and language. Moskva: Znak. Pp. 431–466. (In Russian).
11. Troitskaya povest' o vzyatii Kazani [“The Story of the Capture of Kazan” (Troitskaya)]. Biblioteka literatury Drevnej Rusi [Library of literature of Ancient Russia]. Vol. 10. Sankt-Peterburg: Nauka. Pp. 510–555. (In Russian).
12. Trofimova, N. V. (2018) Funktsionirovanie biblejskikh tsitat v voinskikh povestyakh, voshedshikh v letopisi XIV–XV vv. [Functioning of biblical quotations in military stories included in the chronicles of the XIV–XV centuries] Vestnik slavyanskikh kul'tur [The Bulletin of Slavic Cultures]. Vol. 48. Pp. 137–150. (In Russian).
13. Craigie, Peter C. (1978) The Problem of War in the Old Testament. Grand Rapids, MI: Eerdmans.