Введение. В настоящее время чрезвычайно актуальны исследования религии, проводимые с использованием концептуальной матрицы «фундаментализм – традиция – модернизм». Религиозный фундаментализм, модернизм и традиционализм – парадигмально и диалектически связанные между собой тенденции, требующие системного изучения. Западный эзотеризм – область, в которой эти тенденции пересекаются. Аналитика эзотеризма в данном поле может внести вклад в прояснение отношений между ними. В исследовании рассматриваются эзотерические учения периода «оккультного возрождения» (церемониальная магия, теософия, интегральный традиционализм), в качестве основного источника выбраны материалы, относящиеся к учению Алистера Кроули «Телема», как ярко выраженного и влиятельного оккультного синтеза.
Содержание. В статье с учётом историко-культурного контекста рассмотрены представления Кроули о магической традиции, его авторский эзотерический синтез и эсхатология. Выполнена задача сопоставить учение Кроули с современными ему эзотерическими движениями и проанализировать соотношение у Кроули традиций и инноваций, типического и своеобразного. Отмечено, что Кроули конструирует «древнюю традицию» с помощью метода межкультурного перевода символов на базе христианской каббалы; традиция постигается и философским, и научным, и гностическим путями; в религиозно-политическом аспекте учение «Телемы» имеет черты пророческого откровения о глобальной смене парадигмы.
Выводы. В результате исследования делается вывод, что в концептуальном пространстве «фундаментализм – традиция – модернизм» учение Кроули занимает своеобразное положение, обладая признаками каждой из вершин треугольника. Исследование имеет перспективы более широкого сопоставительного анализа крупных эзотерических движений ХХ века и усложнения самого концептуального поля.
Introduction. Currently, studies of religion conducted within the conceptual matrix “fundamentalism – tradition – modernism” are extremely relevant. Religious fundamentalism, modernism and traditionalism are paradigmatically and dialectically connected phenomena that require the systemic study. Western esotericism is an area where these phenomena intertwine. The article examines the esoteric teachings related to “occult revival” (ceremonial magic, theosophy, integral traditionalism). The main object of study is Aleister Crowley’s “Thelema”, taken as a pronounced and influential occult system.
Content. The article, taking into account the historical and cultural context, examines Crowley’s ideas about the magical tradition, his ingenious esoteric synthesis and eschatology. The task has been completed to compare Thelema with other esoteric movements and to analyze the relationship between traditions and innovations, the typical and the individual aspects of Crowley’s teachings. It is noted that Crowley constructs “The Ancient Tradition” using the method of intercultural translation of symbols based on Christian Kabbalah; The Tradition is being comprehended in philosophical, scientific, and gnostic ways; in the religious and political aspect, Thelema contains a prophetic revelation of a global paradigm change.
Conclusions. As a result of the study, it is concluded that in the conceptual field of “fundamentalism – tradition – modernism” Crowley’s teaching occupies a unique configuration, having the characteristics of each triangle vertices. This conclusion is potentially applicable to Western esotericism as a whole. The study has prospects for a broader comparative analysis of major esoteric movements of the twentieth centur
Можайская Кира Александровна–
Русская христианская гуманитарная академия им. Ф. М. Достоевского
Санкт-Петербург, Российская Федерация
croykira1606@mail.ru
1. Faivre A. Access to Western Esotericism. – New York: SUNY Press, 1994. – 380 p.
2. Hanegraaff W. Esotericism and the Academy: Rejected Knowledge in Western Culture. – Cambridge: Cambridge University Press, 2012. – 480 p.
3. Агриппа Г. К. Магия Арбателя. Об оккультной философии. – Нижний Новгород: А. Г. Москвичев, 2013. – 645 с.
4. Анкосс Ж. (Папюс). Элементарный трактат оккультной науки: понимание теорий и символов, используемых древними народами, алхимиками, астрологами, масонами и каббалистами. – СПб.: ИГ «Весь», 2021. – 368 с.
5. Блаватская Е. П. Тайная доктрина. Синтез науки, религии и философии. – Т. 1. – М.: Эксмо, 2005. – 880 с.
6. Вассерштром С. Религия после религии. Г. Шолем, М. Элиаде и А. Корбен в Эраносе. – СПб.: Академия исследований культуры, 2022. – 264 с.
7. Волобуев А. В. Становление и развитие религиозного фундаментализма: социально-философские аспекты // Гуманитарный вестник. – 2016. – № 11. – С. 1–14.
8. Генон Р. Кризис современного мира. – 2-е изд. – М.: Академический проект, 2019. – 265 с.
9. Генон Р. Символы священной науки. – М.: Беловодье, 2002. – 496 с.
10. Головушкин Д. А., Котин И. Ю. Диалектика религиозного фундаментализма: моногр. – СПб.: Изд-во РХГА, 2022. – 132 с. EDN: DPEXYG.
11. Головушкин Д. А., Соколов Р. А. В «тени» традиции: проблемы и перспективы изучения фундаментализма новых религиозных движений // Религиоведение. – 2024. – № 2. – С. 77–85. DOI: 10.22250/20728662_2024_2_77.
12. Кроули А. Liber 777. Каббала Алистера Кроули / пер. с англ. Анны Блейз. – М.: Ланселот, 2011. – 560 с.
13. Кроули А. Книга Закона. Книга Лжей. – Пенза: Алмазное сердце / Золотое сечение, 2005. – 300 с.
14. Кроули А. Книга Четыре. Мистицизм и магия. – М.: Телема, 2008. – 192 с.
15. Кроули А. Магия без слез. – М.: Старклайт, 2004. – 442 с.
16. Кроули А. Магия в теории и на практике. – М.: Телема, 2018. – 672 с.
17. Кроули А. Равноденствие богов. Закон – для всех. – М.: Ганга, 2010. – 402 с.
18. Леви Э. Догмат и ритуал высшей магии. – Нижний Новгород: А. Г. Москвичев, 2012. – 661 с.
19. Носачев П. Г. Западный эзотеризм как сфера религиоведческих исследований // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. – 2013. – № 3 (47). – С. 127–135. EDN: QIPZPZ.
20. Пази М. Алистер Кроули и искушение политикой. – М.: Касталия, 2018. – 406 с.
21. Панин С. А. Генезис, эволюция и современное состояние учения Телемы // Религиоведческие исследования. – 2011. – № 5–6. – С. 55–66. EDN: UKPAIB.
22. Товбин К. М. Параметры традиционной духовности // Вестник НГУЭУ. – 2013. – № 1. – С. 162–180. EDN: PYCIJB.
23. Фиалко М. М. Метафизика европейского эзотеризма: опыт исследования троичных структур. – СПб.: Изд-во РХГА, 2018. – 247 с.
24. Холл М. П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии. – М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2007. – 864 с.
1. Faivre, A. (1994) Access to Western Esotericism. New York: SANY Press. (In English)
2. Hanegraaff, W. (2012) Esotericism and the Academy: Rejected Knowledge in Western Culture. Cambridge: Cambridge University Press.
3. Agrippa, G. K. (2013) Magiya Arbatelya. Ob okkul'tnoj filosofii [Arbatel’s Magic. The Occult Philosophy]. Nizhnij Novgorod: A. G. Moskvichev. (In Russian).
4. Ankoss, G. (2021) Elementarnyj traktat okkul'tnoj nauki: ponimanie teorij i simvolov, ispol'zuemykh drevnimi narodami, alkhimikami, astrologami, masonami i kabbalistami [An Elementary Treatise of Occult Science: An Understanding of the Theories and Symbols Used by Ancient Peoples, Alchemists, Astrologists, Freemasons and Kabbalists]. Sankt-Peterburg: Ves'. (In Russian).
5. Blavatskaya, E. P. (2005) Tajnaya doktrina. Sintez nauki, religii i filosofii [The Secret Doctrine. Synthesis of science, religion and philosophy]. Vol. 1. Moskva: Eksmo. (In Russian).
6. Vassershtrom, S. (2022) Religiya posle religii. G. Sholem, M. Eliade i A. Korben v Eranose [Religion After Religion. G. Sholem, M. Eliade and H. Corbin in “Eranos”]. Sankt-Peterburg: Akademiya issledovanij kul'tury. (In Russian).
7. Volobuev, A. V. (2016) Stanovlenie i razvitie religioznogo fundamentalizma: sotsial'no-filosofskie aspekty [Formation and development of religious fundamentalism: socio-philosophical aspects]. Gumanitarnyj vestnik [Bulletin on Humatinies]. No. 11. Pp. 1–14. (In Russian).
8. Genon, R. (2019) Krizis sovremennogo mira [Crisis of the Modern World] 2nd ed. Moskva: Akademicheskij proekt, 2019. (In Russian).
9. Genon, R. (2002) Simvoly svyashchennoj nauki [Symbols of the Sacred Science]. Moskva: Belovod'e. (In Russian).
10. Golovushkin, D. A., Kotin, I.Yu. (2022) Dialektika religioznogo fundamentalizma [Dialectics of Religious Fundamentalism]. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo Russkoj khristianskoj gumanitarnoj akademii. EDN: DPEXYG. (In Russian).
11. Golovushkin, D. A., Sokolov, R. A. (2024) V “teni” traditsii: problemy i perspektivy izucheniya fundamentalizma novykh religioznykh dvizhenij [In the “Shadow” of Tradition: Problems and Prospects for Studying the Fundamentalism of New Religious Movements] Religiovedenie [Study of Religion]. No. 2. Pp. 77–85. DOI: 10.22250/20728662_2024_2_77. (In Russian).
12. Krouli, A. (2011) Liber 777. Kabbala Alistera Krouli [Liber 777. Aleister Crowley's Kabbalah]. Moskva: Lanselot. (In Russian).
13. Krouli, A. (2005) Kniga Zakona. Kniga Lzhej [Book of Law. Book of Lies]. Penza: Almaznoe serdce / Zolotoe sechenie. (In Russian).
14. Krouli, A. (2008) Kniga Chetyre. Mistitsizm i magiya [Book Four. Mysticism and Magick]. Moskva: Telema. (In Russian).
15. Krouli, A. (2004) Magiya bez slez [Magick Without Tears]. Moskva: Starklajt. (In Russian).
16. Krouli, A. (2018) Magiya v teorii i na praktike [Magick in Theory and Practice]. Moskva: Telema. (In Russian)
17. Krouli, A. (2010) Ravnodenstvie bogov. Zakon – dlya vsekh [Equinox of the Gods. The Law is for All]. Moskva: Ganga. (In Russian).
18. Levi, E. (2012) Dogmat i ritual vysshej magii [Dogma and Ritual of High Magic]. Nizhnij Novgorod: A. G. Moskvichev. (In Russian).
19. Nosachev, P. G. (2013) Zapadnyj ezoterizm kak sfera religiovedcheskikh issledovanij [Western Esotericism as a Field of Religious Studies] Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tihonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriya 1: Bogoslovie. Filosofiya. [Bulletin of Saint Tikhon's Orthodox University. Series 1: Theology. Philosophy]. No. 3 (47). Pp. 127–135. EDN: QIPZPZ. (In Russian).
20. Pazi, M. (2018) Alister Krouli i iskushenie politikoj [Aleister Crowley and the Temptation of Politics]. Moskva: Kastaliya. (In Russian).
21. Panin, S. A. (2011) Genezis, evolyutsiya i sovremennoe sostoyanie ucheniya Telemy [Genesis, Evolution and Current State of the Thelema Teachings] Religiovedcheskie issledovaniya [Religious Studies]. No. 5–6. Pp. 55–66. EDN: UKPAIB. (In Russian).
22. Tovbin, K. M. (2013) Parametry traditsionnoj dukhovnosti [Dimensions of Traditional Spirituality] Vestnik NGUEU [Bulletin of Novosibirsk State University of Economics and Management]. No. 1. Pp. 162–180. EDN: PYCIJB. (In Russian).
23. Fialko, M. M. (2018) Metafizika evropejskogo ezoterizma: opyt issledovaniya troichnykh struktur. [Metaphysics of Western Esotericism: Study of the Ternary Structures]. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RHGA. (In Russian).
24. Holl, M. P. (2007) Entsiklopedicheskoe izlozhenie masonskoj, germeticheskoj, kabbalisticheskoj i rozenkrejtserskoj simvolicheskoj filosofii [An Encyclopedic Exposition of Masonic, Hermetic, Kabbalistic and Rosicrucian Symbolic Philosophy]. Moskva: Eksmo; Sankt-Peterburg: Midgard. (In Russian).