«Комнаты тишины» как феномен трансформации религиозных отношений в Западной Европе начала XXI века

“Rooms of Silence” as a Phenomenon of Religious Relations Transformation in Western Europe at the Beginning of the 21st Century

Авторы:
Барашков Виктор Владимирович,

DOI:
10.35231/18186653_2024_3_241

Введение. Трансформация религиозности в современной Западной Европе проявляется в индивидуализации религиозных практик. Это явление получает разные названия: «приватизация веры», «невидимая религия», «лоскутная религиозность» и др. Очевидно, что эти практики требуют определённой пространственной организации, отличной от церковной. Пространствами, направленными в своей основе именно на индивидуальную религиозность, становятся «комнаты тишины».

Содержание. В условиях мультикультурализма в общественных пространствах (учебных заведениях, госпиталях, аэропортах, вокзалах, торговых центрах и др.) формируется тип «комнат тишины». Они неоднородны и предлагают различные модели взаимодействия людей с религиозными и нерелигиозными взглядами («межрелигиозные», «медитативные», «секулярные» модели). В ряде случаев они становятся результатом «нейтрализации» христианского содержания уже существовавших часовен и молитвенных комнат. «Комнаты тишины» предназначены для людей любых религиозных взглядов или имеющих секулярное мировоззрение, что создаёт трудности при оформлении этих пространств. Проблематичной становится и задача согласования индивидуальных и коллективных религиозных практик. Это ведёт к тому, что на первое место выходит материальный аспект религии (material religion), когда поведение находящихся в «комнатах тишины» людей влияет на их организацию и дизайн. В то же время эстетика дизайна не только отражает религиозные представления и практики, но и влияет непосредственно на их «проживание» в конкретном пространстве.

Выводы. Анализ «комнат тишины» позволяет прийти к выводу о противоречивости этого феномена. С одной стороны, это – попытка дистанцироваться от традиционных коллективных форм конфессиональной религиозности, но в то же время не имеющая возможности их исключить. С другой стороны, конкретное религиозное или секулярное содержание определяется теми людьми, которые активно пользуются данной возможностью, однако сама форма нередко всё равно определяется традиционными способами взаимодействия религии и светского общества. В эстетическом плане можно сделать вывод о предпочтении в этих пространствах абстрактных изображений, поскольку они не нагружены конфессиональной символикой, а также о растущей значимости эстетики природы, которая воспринимается как наиболее адекватное отражение «светского возвышенного».


Introduction. The transformation of religiosity in modern Western Europe is manifested in the individualization of religious practices. This phenomenon gets different names: “privatization of faith”, “invisible religion”, “patchwork religiosity”, etc. Obviously, these practices require a certain spatial organization, different from the church. The “rooms of silence” become spaces that are basically aimed at individual religiosity.

Content. In the multiculturalism context, a type of “rooms of silence” is being formed in public spaces (educational institutions, hospitals, airports, train stations, shopping malls, etc.). They are heterogeneous and offer different models of interaction between people with religious and non-religious views (“interreligious”, “meditative”, “secular” models). In some cases, they are the result of the “neutralization” of the Christian content of already existing chapels and prayer rooms. “Rooms of silence” are designed for people of any religious views or having a secular worldview, which creates difficulties in the design of these spaces. The task of coordinating individual and collective religious practices is also becoming problematic. This leads to the fact that the material aspect of religion comes out in the first place, when the behavior of people in the “rooms of silence” affects their organization and design. At the same time, the aesthetics of design not only reflects religious beliefs and practices, but also directly affects their “living” in a particular space.

Conclusions. The analysis of the “rooms of silence” allows us to conclude that this phenomenon is contradictory. On the one hand, this is an attempt to distance oneself from traditional confessional religiosity collective forms, but at the same time it does not have the opportunity to exclude them. On the other hand, the specific religious or secular content is determined by those people who actively use this opportunity, but the form itself is often still determined by the traditional ways of interaction between religion and secular society. Aesthetically, it can be concluded that abstract images are preferred in these spaces, since they are not loaded with confessional symbols, as well as the growing importance of the aesthetics of nature, which is perceived as the most adequate reflection of the “secular sublime”.

Барашков Виктор Владимирович
кандидат философских наук
Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
Москва, Российская Федерация
v.barashkov@gmail.com

1. Бахманн-Медик Д. Культурные повороты. Новые ориентиры в науках о культуре / пер. с нем. С. Ташкенова. – М.: Новое литературное обозрение, 2017. – 504 с.
2. Иванеев С. В., Тажуризина З. А. Свободомыслие и атеизм: идеи и лица. – М.: Академический проект, 2018. – 270 с.
3. Миронов В. В., Миронова Д. В. Г. Мультикультурализм: толерантность или признание? // Вопросы философии. – 2017. – № 6. – С. 16–28. EDN: YSKTYT
4. Мирошникова Е. М., Смирнов М. Ю. Трансформации религии в странах Европейского Союза как предмет академических исследований // Современная Европа. – 2019. – № 5. – С. 122–131. EDN: VLSZRH
5. Ореханов Г., прот. «Духовность»: дискурс и реальность / протоиерей Г. Ореханов, К. А. Колкунова. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2017. – 152 с.
6. Смирнов М. Ю. Экуменизм в современной Европе: адаптация к секулярному обществу // Современная Европа. – 2023. – № 4. – С. 157–169. EDN: BXFVDA
7. Энциклопедический словарь социологии религии / под ред. М. Ю. Смирнова. – СПб.: Платоновское философское общество, 2017. – 508 с.
8. Binaghi M. ?kumenische Kirchenzentren: Bild der Einheit oder Spiegel der Trennung? Architekturanalyse und theologisch-soziologische Reflexion. – Regensburg: Schnell & Steiner, 2015. – 223 p.
9. Christensen H. R., H?eg I. M., K?hle L., Nordin M. Rooms of silence at three universities in Scandinavia // Sociology of Religion: A Quarterly Review. – 2018. – XX. – Pp. 1–24.
10. Crompton A. The architecture of multifaith spaces: God leaves the building // The Journal of Architecture. – 2013. – 18:4. – Pp. 474–496.
11. de Wildt K. Raum f?r Religion. Die Zukunftsf?higkeit von Religion anhand von Modellen und ?berlegungen ?ber den Religionsunterricht und R?ume der Stille // Wandel und Wertsch?tzung. Synergien f?r die Zukunft von Kirchenr?umen. Hgg. von Albert Gerhards und Kim de Wildt. – Regensburg: Schnell & Steiner, 2017. – Pp. 335–351.
12. Erne T. Hybride R?ume der Transzendenz. Wozu wir heute noch Kirchen brauchen. Studien zu einer posts?kularen Theorie des Kirchenbaus. – Leipzig: Evangelische Verlagsanstalt, 2017. – 254 p.
13. Gilliat-Ray S. From ‘chapel’ To ‘prayer Room’: The Production, Use, and Politics of Sacred Space in Public Institutions // Culture and Religion. – 2005. – 6:2. – Pp. 287–308.
14. Holsappel-Brons J. C. Space for Silence. Rooms of Silence in the Netherlands – Where Tradition and Transformation Meet // Jaarboek voor liturgieonderzoek. – 2010. – 26. – Pp. 221–226.
15. Meyer B., Morgan D., Paine C., Brent Plate S. The origin and mission of Material Religion // Religion. – 2010. – № 40. – Pp. 207–211.
16. Petersson A., Sandin G. Interior Design Dilemmas in a Shared Room of Silence // Material Religion. – 2020. – 16:2. – Pp. 213–235.
17. Walters J. The Desert in the City: A Post-Secular Work of Art for the London School of Economics // Ben Quash, Aaron Rosen and Chlo? Reddaway (eds.). Visualising a Sacred City: London, Art and Religion. – London: I. B. Tauris, 2017. – Pp. 218–228.


1. Baсhmann-Mediсk, D. (2017) Kul'turnye povoroty. Novye orientiry v naukakh o kul'ture [Cultural Turns: New Orientations in the Study of Culture]. Moskva: Novoe literaturnoe obozrenie. (In Russian).
2. Ivaneev, S. V., Tazhurizina, Z. A. (2018) Svobodomyslie i ateizm: idei i litsa [Freethinking and atheism: ideas and persons]. Moskva: Akademicheskij proekt. (In Russian).
3. Mironov, V. V., Mironova, D. V. G. (2017) Mul'tikul'turalizm: tolerantnost' ili priznanie? [Multiculturalism: tolerance or recognition?]. Voprosy filosofii [Problems of Philosophy]. No. 6. Pp. 16–28. (In Russian). EDN: YSKTYT
4. Miroshnikova, E. M., Smirnov, M. Yu. (2019) Transformatsii religii v stranakh Evropejskogo Soyuza kak predmet akademicheskikh issledovanij [Transformations of religion in the European Union countries as a subject of academic research]. Sovremennaya Evropa [Contemporary Europe]. No. 5. Pp. 122–131. (In Russian). EDN: VLSZRH
5. Orekhanov, G., prot., Kolkunova, K. A. (2017) «Dukhovnost'»: diskurs i real'nost' [“Spirituality”: discourse and reality]. Moskva: Izd-vo PSTGU. (In Russian).
6. Smirnov, M. Yu. (2023) Ekumenizm v sovremennoj Evrope: adaptatsiya k sekulyarnomu obshchestvu [Ecumenism in modern Europe: adaptation to secular society]. Sovremennaya Evropa [Contemporary Europe]. No. 4. Pp. 157–169. (In Russian). EDN: BXFVDA
7. Smirnov, M. Yu. (2017) (ed.) Entsiklopedicheskij slovar' sotsiologii religii [Encyclopedic Dictionary of the Sociology of Religion]. Sankt-Peterburg: Platonovskoe filosofskoe obshchestvo. (In Russian).
8. Binaghi, M. (2015) ?kumenische Kirchenzentren: Bild der Einheit oder Spiegel der Trennung? Architekturanalyse und theologisch-soziologische Reflexion. Regensburg: Schnell & Steiner. (In German).
9. Christensen, H. R., H?eg, I. M., K?hle, L., Nordin, M. (2018) Rooms of silence at three universities in Scandinavia. Sociology of Religion: A Quarterly Review. XX. Pp. 1–24.
10. Crompton, A. (2013) The architecture of multifaith spaces: God leaves the building. The Journal of Architecture. Vol. 18:4. Pp. 474–496.
11. de Wildt, K. (2017) Raum f?r Religion. Die Zukunftsf?higkeit von Religion anhand von Modellen und ?berlegungen ?ber den Religionsunterricht und R?ume der Stille. Wandel und Wertsch?tzung. Synergien f?r die Zukunft von Kirchenr?umen. Regensburg: Schnell & Steiner. Pp. 335–351. (In German).
12. Erne, T. (2017) Hybride R?ume der Transzendenz. Wozu wir heute noch Kirchen brauchen. Studien zu einer posts?kularen Theorie des Kirchenbaus. Leipzig: Evangelische Verlagsanstalt. (In German).
13. Gilliat-Ray, S. (2005) From ‘chapel’ To ‘prayer Room’: The Production, Use, and Politics of Sacred Space in Public Institutions. Culture and Religion. Vol. 6. No. 2. Pp. 287–308.
14. Holsappel-Brons, J. C. (2010) Space for Silence. Rooms of Silence in the Netherlands – Where Tradition and Transformation Meet. Jaarboek voor liturgieonderzoek. Vol. 26. Pp. 221–226.
15. Meyer, B., Morgan, D., Paine, C., Brent Plate, S. (2010) The origin and mission of Material Religion. Religion. No. 40. Pp. 207–211.
16. Petersson, A., Sandin, G. (2020) Interior Design Dilemmas in a Shared Room of Silence. Material Religion. Vol. 16. No. 2. Pp. 213–235.
17. Walters, J. (2017) The Desert in the City: A Post-Secular Work of Art for the London School of Economics. Visualising a Sacred City: London, Art and Religion. London: I. B. Tauris. Pp. 218–228.

Ключевые слова:
«комнаты тишины», религиозные отношения, религия и искусство, мультикультурализм, сакральное пространство, современное искусство, дизайн, свобода совести, секуляризация, “rooms of silence”, religious relations, religion and art, multiculturalism, sacred space, contemporary art, design, freedom of conscience, secularization.

Для цитирования:
«Комнаты тишины» как феномен трансформации религиозных отношений в Западной Европе начала XXI века // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2024. – № 3. – С. 241–252. DOI: 10.35231/18186653_2024_3_241.EDN: AWGOWL Barashkov, V. V. (2024) “Komnaty tishiny” kak fenomen transformatsii religioznykh otnoshenij v Zapadnoj Evrope nachala 21 veka [“Rooms of Silence” as a Phenomenon of Religious Relations Transformation in Western Europe at the Beginning of the 21st Century]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 3. Pp. 241–252. (In Russian). DOI: 10.35231/18186653_2024_3_241. EDN: AWGOWL

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина