Преодоление методологических ловушек в исследовании цифровой религии

Overcoming Methodological Pitfalls in Digital Religion Research

Авторы:
Нимяев Эдуард Арсланович,

DOI:
10.35231/18186653_2024_3_227

Введение. Использование классических религиоведческих методов для изучения феномена цифровой религии оказывается сопряжено с рядом новых трудностей, обусловленных спецификой самой области исследования – сети Интернет. В данной статье автор рассматривает перспективы преодоления выявленных трудностей и решения методологических проблем, связанных с цифровизацией религиозной идентичности, с применением методов контент-анализа и оценки различных количественных показателей.

Содержание. Объектом религиоведческих исследований, направленных на изучение цифровой религии, становятся не сами верующие, а их цифровая религиозная идентичность, которая конституируется пользователями во взаимодействии друг с другом и с цифровым контентом, и находит проявление в количественных и качественных показателях. Изучение данных показателей требует от исследователя владения цифровой грамотностью, необходимой для понимания тонкостей и нюансов системы интернет-коммуникаций, в числе которых, например, наличие в сети ботов и «мертвых» аккаунтов, которые можно принять за реальных верующих. Цифровая компетентность также нужна для применения сторонних (характерных для коммерческой сферы) инструментов онлайн-исследований и эффективного использования пользовательских интерфейсов на разных платформах.

Выводы. Синтез классических религиоведческих методов с виртуальными инструментами онлайн-исследований позволяет преодолеть ряд методологических ловушек, возникающих при оценке количественных и качественных показателей цифровой религии. Данные решения, однако, приносят с собой новые трудности, что требует дальнейшей проработки исследовательского аппарата.


Introduction. The use of classical religious studies methods to study the phenomenon of digital religion turns out to be associated with a number of new difficulties due to the specifics of the research field itself – the Internet. In this article, the author examines the prospects for overcoming the identified difficulties and solving methodological problems related to the digitalization of religious identity using methods of content analysis and evaluation of various quantitative indicators.

Сontent. The object of religious studies aimed at studying digital religion is not the believers themselves, but their digital religious identity, which is constituted by users in interaction with each other and with digital content, and finds expression in quantitative and qualitative indicators. The study of these indicators requires the researcher to possess digital literacy, which is necessary to understand the subtleties and nuances of the Internet communication system, including, for example, the presence of bots and “dead” accounts on the network, which can be mistaken for real believers. Digital competence is also needed for the use of third-party (commercial-specific) online research tools and the effective use of user interfaces on different platforms.

Conclusions. The synthesis of classical religious studies methods with virtual online research tools makes it possible to overcome a number of methodological traps that arise when evaluating quantitative and qualitative indicators of digital religion. These solutions, however, bring with them new difficulties, which requires further elaboration of the research apparatus.

Нимяев Эдуард Арсланович
-
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
smith109@mail.ru

1. Глухов А. П., Окушова Г. А. Российские мигранты из стран Центральной Азии: цифровизация идентичности // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – 2017. – № 37. – С. 139–161.
2. Душакова И. Как религия становится более заметной в публичном пространстве: старообрядческие сообщества в социальных сетях // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. – 2020. – Т. 38. – № 2. – С. 184–206.
3. Замаренков М. Ю. Контент-анализ в религиоведческих исследованиях: к постановке проблемы // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2023. – № 1. – С. 55–63.
4. Кириллина Н. В. Реальная и воспринимаемая идентичность в цифровой среде // Коммуникология. – 2023. – Т. 11. – № 2. – C. 150–157
5. Нимяев Э. А. Место религии в системе цифровых коммуникаций: «пространство для сообщества» и цифровой религиозный суррогат // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2023. – № 3. – С. 171–183.
6. Писаревский В. Г. Аудитория православных сообществ ВКонтакте в Узбекистане и ее связь с «Русским Миром» // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. – 2018. – Т. 34. – № 4. – С. 264–278.
7. Смирнов М. Ю. Цифровизация как «обнуление» религий // Вестник Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. – 2019. – № 3. – С. 137–145.
8. Соловьева Л. Н. Цифровая идентичность как новый вид идентичности человека информационной эпохи // Общество: философия, история, культура – 2018. – Т. 56. – № 12. – С. 40–43.
9. Cooper A., Mann J., Sutinen E., Phillips P. Understanding London’s church tweeters: A content analysis of church-related tweets posted from a global // First Monday. 2021. Vol. 26. – No. 9. [Электронный ресурс]. – URL: https://firstmonday.org/ojs/index.php/fm/article/download/10594/10211#19a
10. Cowan D. E. The INTERNET // The Routledge handbook of research methods in the study of religion. – London: Routledge, 2011. – Pp. 459–473.
11. Singler B. “Blessed by the algorithm”: Theistic conceptions of artificial intelligence in online discourse // AI Soc. – 2020. – Vol. 35. – No. 4. – Pp. 945–955.


1. Gluhov, A. P., Okushova, G. A. (2017) Rossijskie migranty iz stran Tsentral'noj Azii: tsifrovizatsiya identichnosti [Russian migrants from Central Asian countries: digitalization of identity]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sociologiya. Politologiya [Tomsk state university journal]. No. 37. Pp. 139–161 (In Russian).
2. Dushakova, I. (2020) Kak religiya stanovitsya bolee zametnoj v publichnom prostranstve: staroobryadcheskie soobshchestva v sotsial'nykh setyakh [How religion becomes more visible in public space: Old Believer communities on social networks]. Gosudarstvo, religiya, tserkov' v Rossii i za rubezhom [State, religion, church in Russia and abroad]. Vol. 38. No. 2. Pp. 184–206. (In Russian).
3. Zamarenkov, M. Yu. (2023) Kontent-analiz v religiovedcheskikh issledovaniyakh: k postanovke problem [Content analysis in religious studies: towards the formulation of the problem]. Intellekt. Innovatsii. Investitsii [Intellect. Innovations. Investments]. No. 1. Pp. 55–63. (In Russian).
4. Kirillina, N. V. (2023) Real'naya i vosprinimaemaya identichnost' v tsifrovoj srede [Real and perceived identity in the digital environment]. Kommunikologiya [Communicology]. Vol. 11. No. 2. Pp. 150–157. (In Russian).
5. Nimyaev, E. A. (2023) Mesto religii v sisteme tsifrovykh kommunikatsij: “Prostranstvo dlya soobshchestva” i tsifrovoj religioznyj surrogat [Locating Religion in the Digital Communication System: “Space for the Community” and Digital Religious Surrogate]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina [Pushkin Leningrad State University Journal]. No. 3. Pp. 171–183. (In Russian).
6. Pisarevskij, V. G. (2018) Auditoriya pravoslavnykh soobshchestv VKontakte v Uzbekistane i eyo svyaz' s “Russkim Mirom” [The audience of Orthodox communities on VKontakte in Uzbekistan and its connection with the “Russian World”]. Problemy deyatel'nosti uchenogo i nauchnykh kollektivov [Problems of activity of scientists and scientific teams]. Vol. 34. No. 4. Pp. 264–278. (In Russian).
7. Smirnov, M. Yu. (2019) Tsifrovizatsiya kak “obnulenie” religigij [Digitalization as the “zeroing out” of religions]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina [Pushkin Leningrad State University Journal]. No. 3. Pp. 137–145. (In Russian).
8. Solov'eva, L. N. (2018) Tsifrovaya identichnost' kak novyj vid identichnosti cheloveka informatsionnoj epokhi [Digital identity as a new type of human identity in the information age]. Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura [Society: Philosophy, history, culture]. Vol. 56. No. 12. Pp. 40–43. (In Russian).
9. Cooper, A., Mann, J., Sutinen, E., Phillips, P. (2021) Understanding London’s church tweeters: A content analysis of church-related tweets posted from a global. First Monday. Vol. 26, No. 9. Available at. URL: https://firstmonday.org/ojs/index.php/fm/article/download/10594/10211#19a
10. Cowan, D. E. (2021) The INTERNET. The Routledge handbook of research methods in the study of religion. London: Routledge. Pp. 459–473.
11. Singler, B. (2020) “Blessed by the algorithm”: Theistic conceptions of artificial intelligence in online discourse. AI Soc. Vol. 35 No. 4. Pp. 945–955.

Ключевые слова:
цифровая религия, цифровые технологии, цифровые коммуникации, цифровая религиозная идентичность, контент-анализ, количественный анализ, качественный анализ, digital religion, digital technologies, digital communications, digital religious identity, content analysis, quantitative analysis, qualitative analysis

Для цитирования:
Нимяев Э. А. Преодоление методологических ловушек в исследовании цифровой религии // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2024. – № 3. – С. 227–240. DOI: 10.35231/18186653_2024_3_227 EDN: FTTSXK Nimyaev, E. A. (2024) Preodolenie metodologicheskikh lovushek v issledovanii tsifrovoj religii [Overcoming Methodological Pitfalls in Digital Religion Research]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 3. Pp. 227–240. (In Russian). DOI: 10.35231/18186653_2024_3_227. EDN: FTTSXK

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина