Введение. Анализ существующих парадигм образования, которые реализуются в современном военном профессиональном образовании, требует осмысления и определения места той или иной парадигмы в условиях быстроменяющегося образовательного пространства. В статье раскрывается сущность сформировавшихся парадигм образования на определённом историческом периоде становления военного образования. Формулируется вывод об актуализации полипарадигмального подхода, решающего комплексные задачи образования, воспитания, формирования многогранной личности курсанта/адьюнкта институтов Росгвардии.
Материалы и методы. В качестве фундамента при изучении вопроса формирования полипарадигмальности в образовании институтов Росгвардии выступали философские, исторические, педагогические, научно-методологические источники. Комплексность профессиональных задач, которые приходится решать будущим офицерам, требует формирования системного взгляда на выстраивание субъект/субъектных отношений между курсантами/слушателями/личным составом образовательного учреждения, воинской части или территориального органа.
Результаты. Сложность вопроса выбора одной из существующих парадигм, анализ которых сделан в научной статье (калокагативная, теоцентрическая, когнитивная, природосообразная), сводится к изучению сущности каждой из перечисленных парадигм. Формулируется идея системного подхода к формированию полипарадигмальности образовательного процесса в военных вузах Росгвардии, основанная на гармоничном сочетании результатов функционирования данных парадигм.
В работе формулируется противоречие, с которым сталкивается педагогическая система военного образования Росгвардии, заключающееся в оптимизации процесса взаимодействия между существующим многообразием методов, форм и средств реализации образовательного процесса и большим спектром современных информационных и образовательных технологий как компонентов быстроменяющегося образовательного пространства. Самообразование курсантов, слушателей, личного состава военного института в этих условиях является одним из важнейших профессиональных качеств военного, которое формируется с активным участием педагога–наставника, выполняющего функции тьютора, основной задачей которого является формирование у будущего офицера системы убеждений и ценностей, умений самостоятельно добывать знания.
Анализ существующих форм обучения в военном вузе Росгвардии позволил выделить практические и экспериментальные формы реализации учебного процесса как наиболее актуальные в современных условиях быстроменяющейся образовательно среды.
Обсуждение и выводы. Теоретическое обоснование существующих образовательных парадигм реализации педагогического процесса в вузах Росгвардии и анализ потребностей подготовки будущего офицера, в котором закодированы самодостаточность и духовность как высшие качества воина, дали возможность сформулировать вывод о необходимости гармоничного сочетания образовательных моделей современной педагогики Росгвардии.
Introduction. The analysis of existing educational paradigms that are implemented in modern military professional education requires comprehension and determination of the place of this or that paradigm in the rapidly changing educational space. The article reveals the essence of the formed paradigms of education at a certain historical period of formation of military education. The conclusion about the actualisation of the multiparadigm approach that solves complex problems of education, upbringing, formation of a multifaceted personality of a cadet/adjunct of Rosguard institutes is formulated.
Materials and methods. Philosophical, historical, pedagogical, scientific and methodological sources were used as a basis for studying the issue of formation of polyparadigmality in the education in National Guard of Russia institutes. The complexity of professional tasks that future officers have to solve requires the formation of a systematic view of building subject/subject relations between cadets/students/personnel of an educational institution, military unit or territorial body.
Results. The complexity of the issue of choosing one of the existing paradigms analysed in the research article (calocagative, theocentric, cognitive, nature-based) is reduced to the study of the essence of each of these paradigms. The idea of a systematic approach to the formation of multiparadigmality of the educational process in military higher education institutions of the National Guard of Russia is formulated, based on the harmonious combination of the results of the functioning of these paradigms.
The paper formulates the contradiction faced by the pedagogical system of the National Guard of Russia military education, which is to optimise the process of interaction between the existing variety of methods, forms and means of implementing the educational process and a wide range of modern information and educational technologies as components of the rapidly changing educational space. Self-education of cadets, students, and staff of a military institute under these conditions is one of the most important professional qualities of a military officer, which is formed with the active participation of a teacher-mentor, who performs the functions of a tutor, whose main task is to form a system of beliefs and values and the ability to independently acquire knowledge in a future officer.
The analysis of the existing forms of education in the military higher education institution of the National Guard of Russia allowed us to identify practical and experimental forms of implementation of the educational process as the most relevant in today's rapidly changing educational environment.
Discussion and conclusions. Theoretical substantiation of the existing educational paradigms of the pedagogical process implementation in the higher educational institutions of the National Guard of Russia and the analysis of the needs of training a future officer, in which self-sufficiency and spirituality as the highest qualities of a warrior are encoded, made it possible to formulate a conclusion about the necessity of harmonious combination of educational models of modern pedagogy of the National Guard of Russia.
Бороненко Татьяна Алексеевнадоктор педагогических наук, профессор
Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии
Санкт-Петербург, Российская Федерация
tataleks@mail.ru
Шарухин Анатолий Петровичдоктор педагогических наук, профессор
Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии
Санкт-Петербург, Российская Федерация
apsha@yandex.ru
1. Кун Т. Структура научных революций / пер. И. З. Налетова. – М.: Прогресс, 1977. – М., 1975.
2. Беспалько В. П. Природосообразная педагогика. – М.: Народное образование, 2008. – 512 с.
3. Гегель Энциклопедия философских наук. Философия природы (Т. 2). – М.: Мысль, 1975. – 695 с. Серия "Философское наследие" Т. 64.
4. Шарухин А. П. Педагогические парадигмы образования в военных институтах Росгвардии: Постановка вопроса // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. – 2023. – № 4 (218). – С. 465–469.
5. Галагузов А. Н. Компетентностный подход в корпоративном образовании // Проблемы использования новых инновационных технологий в учебном процессе: Материалы Международной научно-практической конференции. – Вып. 2. – Шымкент (Казахстан). 2011. – С. 121–125.
6. Старикова О. Г. Полипарадигмальный подход как методологическая основа стратегического развития российского высшего образования // Образование. Наука. Инновации. – 2010. – № 2. – С. 34–39.
7. Макусева Т. Г. Организационные подходы к обучению: полипарадигмальный подход // Вестник РУДН. – Серия Психология и педагогика. – 2013. – № 1.
1. Kun, T. (1977) Struktura nauchny`x revolyucij / per. I. Z. Naletova [Structure of scientific revolutions]. Moscow: Progress. (In Russian).
2. Bespalko, V. P. (2008) Prirodosoobraznaya pedagogika [Nature-like pedagogy]. Moscow: Narodnoe obrazovanie. (In Russian).
3. Gegel (1975) E`nciklopediya filosofskix nauk. Filosofiya prirody` [Encyclopedia of Philosophical Sciences. Philosophy of nature]. (Vol. 2). Moscow: My`sl`. (In Russian).
4. Sharukhin, A. P. (2023) Pedagogicheskie paradigmy` obrazovaniya v voenny`x institutax Rosgvardii: Postanovka voprosa [Pedagogical paradigms of education in military institutes of the Russian Guard: Raising a question]. Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta – Scientific notes of the University named after P. F. Lesgaft. No. 4 (218). Рp. 465–469. (In Russian).
5. Galaguzov, A. N. (2011) Kompetentnostny`j podxod v korporativnom obrazovanii [Competency approach in corporate education]. Problemy` ispol`zovaniya novy`x innovacionny`x texnologij v uchebnom processe [Problems of using new innovative technologies in the educational process]. International Scientific and Practical Conference. Shy`mkent (Kazaxstan). Рр. 121–125. (In Russian).
6. Starikova, O. G. (2010) Poliparadigmal`ny`j podxod kak metodologicheskaya osnova strategicheskogo razvitiya rossijskogo vy`sshego obrazovaniya [Multi-paradigm approach as a methodological basis for the strategic development of Russian higher education]. Obrazovanie. Nauka. Innovacii – Education. Science. Innovations. No. 2. Рp. 34–39. (In Russian).
7. Makuseva, T. G. (2013) Organizacionny`e podxody` k obucheniyu: poliparadigmal`ny`j podxod [Organizational approaches to training: multi-paradigm approach]. Vestnik RUDN. Seriya Psixologiya i pedagogika – Bulletin of RUDN University. Psychology and Pedagogy Series. No. 1. (In Russian).