Введение. Актуальность проблемы развития лидерских качеств обучающихся психолого-педагогических классов обусловлена высокой востребованностью современного общества в людях, имеющих развитые лидерские способности. У старшеклассников со сформированными лидерскими качествами адаптация к профильному обучению проходит успешнее, они готовы к профессиональному самоопределению. В статье обобщен опыт работы педагогического коллектива по созданию организационно-педагогических условий для развития лидерских качеств обучающихся психолого-педагогических классов универсального профиля. Новизна заключается в исследовании влияния событийно насыщенной среды и механизма «отраженной субъектности» на соразвитие лидерских компетенций и профессионально значимых качеств учителей и обучающихся психолого-педагогических классов.
Материалы и методы. Были использованы следующие методы исследования: анализ психологической и методической литературы, педагогический эксперимент, моделирование, анкетирование, математическая обработка, анализ и интерпретация эмпирических результатов. Для оценки развития лидерских качеств использовались стационарные диагностические методики: опросник «Коммуникативные и организаторские склонности» (В. В. Синявский, В. А. Федорошин), опросник диагностики лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий), методика диагностики мотиваторов социально-психологической активности личности (Н. П. Фетискин). В исследовании приняли участие 53 учащихся десятых и одиннадцатых классов, 27 учителей, работающих в психолого-педагогических классах средней школы № 1 села Варна Челябинской области, а также 41 студент вуза.
Результаты. Разработана модель событийно насыщенной среды, в которой происходит соразвитие лидерских компетенций и профессионально значимых качеств учителей и обучающихся психолого-педагогических классов. Модель стала основой разработки комплексной программы, направленной на успешную адаптацию к профильному обучению, профессиональное самоопределение и развитие лидерских компетенций в процессе сотворчества. Динамика уровня развития лидерских компетенций у обучающихся психолого-педагогических классов подтверждает эффективность модели и программы. Сравнительный анализ продемонстрировал различия в уровне развития лидерских способностей у учащихся, студентов педагогического вуза и учителей.
Обсуждение и выводы. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности модели создания психолого-педагогических условий для развития лидерских качеств. Данные сравнительного анализа демонстрируют повышение развития лидерского потенциала личности в процессе профессиогенеза педагога (от ученика к студенту, и далее к учителю). Практическая значимость проделанной работы заключается в возможности применения предложенной модели профильного класса для развития лидерских качеств старшеклассников.
Introduction. The relevance of the problem of developing leadership qualities of students in psychological and pedagogical classes is due to the high demand in modern society for people with developed leadership abilities. High school students with developed leadership qualities adapt to specialized training more successfully; they are ready for professional self-determination. The article summarizes the experience of the teaching staff in creating organizational and pedagogical conditions for the development of leadership qualities of students in psychological and pedagogical classes of a universal profile. The novelty lies in the study of the influence of an event-rich environment and the mechanism of “reflected subjectivity” on the co-development of leadership competencies and professionally significant qualities of teachers and students of a psychological-pedagogical class.
Materials and methods. The following research methods were used: analysis of psychological and methodological literature, pedagogical experiment, modeling, questioning, mathematical processing, analysis and interpretation of empirical results. Inpatient diagnostic techniques were used to assess the development of leadership qualities: the questionnaire “Communicative and organizational aptitudes” (V. V. Sinyavsky, V. A. Fedoroshin), a questionnaire for diagnosing leadership abilities (E. Zharikov, E. Krushelnitsky), a method for diagnosing motivators of socio-psychological activity of an individual (N. P. Fetiskin). The study involved 53 students in the tenth and eleventh grades, 27 teachers working in psychological and pedagogical classes of the municipal educational institution “Secondary School No. 1” in the village Varna Chelyabinsk region, 41 university students.
Results. A model of an event-rich environment has been developed in which the co-development of leadership competencies and professionally significant qualities of teachers and students of a psychological-pedagogical class. The model became the basis for the development of a comprehensive program aimed at successful adaptation to specialized training, professional self-determination and the development of leadership competencies in the process of co-creation. The dynamics of the level of development of leadership competencies among students in psychological and pedagogical classes confirms the effectiveness of the model and program. A comparative analysis demonstrated differences in the level of development of leadership abilities among students, pedagogical university students and teachers.
Discussion and conclusions. The results obtained indicate the effectiveness of the organizational model for creating psychological and pedagogical conditions for the development of leadership qualities. The comparative analysis data demonstrates an increase in the development of an individual’s leadership potential in the process of a teacher’s professional development (from student to student, and then to teacher). The practical significance of the work done lies in the possibility of using the proposed profile class model for the development of leadership qualities of high school students.
Газарова Карина Дашдемировна–
Средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Советского Союза М. Г. Русанова
с.Варна, Челябинская область, Российская Федерация
gazarova050101@mail.ru
Медведева Екатерина Олеговна–
Средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Советского Союза М. Г. Русанова
с.Варна, Челябинская область, Российская Федерация
medvede.catia2012@yandex.ru
Пьяникина Екатерина Геннадьевна–
Средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Советского Союза М. Г. Русанова
с.Варна, Челябинская область, Российская Федерация
epyanikina@mail.ru
Слободянюк Эльвира Сергеевна–
Средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Советского Союза М. Г. Русанова
с.Варна, Челябинская область, Российская Федерация
press_varna@mail.ru
1. Аксенов С. И., Кузнецова С. В., Лабутин А. С. Ролевая игра как способ формирования социальной культуры учащихся психолого-педагогических классов общеобразовательной школы // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2022. – Т. 7, № 4. – С. 390–394. DOI: 10.30853/ped20220069. EDN: FLFYNV
2. Бакаляр Е. Е. Гибкие навыки как слагаемые успеха в XXI веке // Учебный год. – 2020. – № 4 (62). – С. 21–23. EDN: USRAGK
3. Башаркина Е. А., Рыхтикова А. П. Анализ подходов к определению социально-личностных компетенций // Система методических ресурсов процесса развития методологической культуры учащихся: сборник научных и научно-методических статей, Могилев, 21 марта 2019 г. – Могилев: Могилевский государственный университет имени А. А. Кулешова, 2019. – С. 122–124. – EDN: EBTJPW
4. Волков И. П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. – М.: Просвещение, 1982. – 144 с.
5. Декина Е. В., Пазухина С. В. Роль Российского движения школьников в формировании лидерских качеств обучающихся сельской школы // Концепт: научно-методический электронный журнал. – 2020. – № 10. – С. 1–18. DOI: 10.24411/2304–120X-2020–11069. EDN: ABGVVE
6. Елфимова М. М. Содержание временной перспективы у юношей и девушек с разным уровнем жизнестойкости (на примере Психолого-педагогических классов) // Живая психология. – 2023. – Т. 10, № 1 (41). – С. 52–60. DOI: 10.58551/24136522_2023_10_1_52. EDN: HDZAKW
7. Ермолич С. Я. Социально-педагогическая работа с детьми в детских оздоровительных лагерях в ХХ веке // Вестник Минского государственного лингвистического университета. Серия 2: Педагогика, психология, методика преподавания иностранных языков. – 2018. – № 1 (33). – С. 21–28. EDN: ZMFACT
8. Жук А. И. Педагогические классы в республике Беларусь – состояние и перспективы развития // Педагогические классы: опыт и перспективы: материалы III Республиканской научно-практической конференции, Минск, 05 ноября 2019 года. – Минск: БГПУ им. М. Танка, 2019. – С. 3–5.
9. Карпович Т. Н. К вопросу о методах активного социально-психологического обучения в процессе группового взаимодействия // Психологическое сопровождение образовательного процесса. – 2015. – Т. 1, № 5–1. – С. 23–30. EDN: XXYNVZ.
10. Коломинский Я. Л., Гаркуша Е. С. Психолого-педагогические последствия полигрупповой принадлежности // Вестник Белорусского государственного педагогического университета. Серия 1. Педагогика. Психология. Филология. – 2015. – № 2 (84). – С. 20–23. EDN: PKSPLT
11. Котляров И. В. Социология лидерства. Минск: Беларуская навука, 2013. – 47 с.
12. Ладилова Н. А., Фоменко Е. А. Психолого-педагогические классы как основа воспитания педагогических кадров и фактор устойчивого развития педагогической профессии // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. – 2022. – Т. 5, № 1(18). – С. 51–55.
13. Маркина Н. В. Событийный характер выездных форм работы с одаренными учащимися // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2018. – № 2. – С. 35–45.
14. Маркина Н. В., Качуро И. Л. Социальная активность учащихся: теоретические конструкты, психологическая диагностика, прикладные исследования. – Челябинск: Полиграфмастер, 2019. – 84 с.
15. Маркина Н. В. Экзистенциальная психология развития одарённых учащихся. – Челябинск: ЧИППКРО, 2019. – 140 с.
16. Морозова М. И. Добровольчество как одна из традиций отечественного детского общественного движения // XXII Царскосельские чтения: материалы международной научной конференции, Санкт-Петербург, 23–24 апреля 2018 г. Том 2. – СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2018. – С. 19–23.
17. Платонова С. М. Коллективная организаторская деятельность, или Как помочь стать взрослым // Народное образование. – 2017. – № 9–10 (1465). – С. 156–162.
18. Психология и педагогика социального творчества: коллективная монография / Д. Д. Архипова, А. В. Бабич, Д. С. Бадина [и др.]. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. – 414 с.
19. Радевская Н. С., Радевский А. В. Формирование лидерских качеств обучающихся в процессе подготовки и участия в конкурсах // Академия профессионального образования. – 2019. – № 8 (87). – С. 73–81.
20. Расчетина С. А., Абашина А. Д., Титова Е. В. Синергетический подход к анализу и реализации социально-педагогической деятельности // Человек и образование. – 2023. – № 2(75). – С. 59–67. DOI: 10.54884/S181570410026346–5.
21. Рахматуллина Л. В., Гумерова М. М. Профильный психолого-педагогический класс как ресурс развития личности обучающихся // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. – 2022. – № S6 (41). – С. 51–52. EDN: OSKDHF
22. Сарычев С. В., Ларина Г. Н., Гайдар К. М. Социальная психология личности и группы в трансформирующейся России (по материалам Всероссийской научно-практической конференции) // Психологический журнал. – 2022. – Т. 43, № 1. – С. 137–142. DOI: 10.31857/S020595920018774–7.
23. Социализация и неформальное образование учащихся в детских объединениях: учеб. пособие / сост. А. М. Макарский, М. И. Морозова, Н. Н. Петушкова / науч. ред. Л. С. Нагавкина. – СПб.: ДТДиМ Колпинского района Санкт-Петербурга, 2018. – 196 с.
24. Уманский Я. Л. Психология организаторской деятельности школьников: учебник для педагогических институтов. – М.: Просвещение. – 1980. – 160 с.
25. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. – 320 с.
26. Фетисов А. С. Психолого-педагогические классы как элемент системы непрерывного профессионально-педагогического образования // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. – 2022. – № 12. – С. 89–95. DOI: 10.24412/2712–827X-2022–12–89–95. EDN: PSQMSJ
27. Царева Н. П. Разговор о важном: в чем сила и значимость педагогического наследия И. П. Иванова. Страницы биографии // Образование: Ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. – 2023. – № 2. – С. 5–40.
28. Шамигулова О. А., Василина Д. С., Мусифуллин С. Р. Организация психолого-педагогических классов как ресурс личностного развития и ранней профилизации обучающихся // Концепт: научно-методический электронный журнал. – 2022. – № 6. – С. 58–71. DOI: 10.24412/2304–120X-2022–11044.
1. Aksenov, S. I., Kuznecova, S. V., Labutin, A. S. (2022) Rolevaya igra kak sposob formirovaniya social'noj kul'tury uchashchihsya psihologo-pedagogicheskih klassov obshcheobrazovatel'noj shkoly [Role-playing as a way of forming the social culture of students in psychological and pedagogical classes of a comprehensive school]. Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki – Pedagogy. Questions of theory and practice. Vol. 7. No. 4. Pp. 390–394. (In Russian). DOI: 10.30853/ped20220069. EDN: FLFYNV
2. Bakalyar, E. E. (2020) Gibkie navyki kak slagaemye uspekha v XXI veke [Flexible skills as components of success in the 21st century]. Uchebnyj god – Academic year. Vol. 4. No. 62. Pp. 21–23. (In Russian). EDN: USRAGK
3. Basharkina, E. A., Rykhtikova, A. P. (2019) Analiz podhodov k opredeleniyu social'no-lichnostnyh kompetencij [Analysis of approaches to determining social and personal competencies]. Sistema metodicheskih resursov processa razvitiya metodologicheskoj kul'tury uchashchihsya [System of methodological resources for the development of methodological culture of students]. Collection of scientific and scientific-methodological articles, Mogilev, March 21, 2019. Mogilev: Mogilev State University named after A. A. Kuleshova, Pp. 122–124. EDN: EBTJPW
4. Volkov, I. P. (1982) Introducing schoolchildren to creativity: from work experience [Introducing schoolchildren to creativity: from work experience]. Moscow: Education. (In Russian)
5. Dekina, E. V., Pazukhina, S. V. (2020) Rossijskogo dvizheniya shkol'nikov v formirovanii liderskih kachestv obuchayushchihsya sel'skoj shkoly [The role of the Russian movement of schoolchildren in the formation of leadership qualities of rural school students]. Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept" – Scientific and methodological electronic journal "Concept". No. 10. Pp. 1–18. DOI: 10.24411/2304–120X-2020–11069. (In Russian). EDN: ABGVVE
6. Elfimova, M. M. (2023) Soderzhanie vremennoj perspektivy u yunoshej i devushek s raznym urovnem zhiznestojkosti (na primere Psihologo-pedagogicheskih klassov) [The content of time perspective in boys and girls with different levels of resilience (using the example of Psychological and Pedagogical Classes)]. ZHivaya psihologiya – Living Psychology. Vol 10. No. 1 (41). Pp. 52–60. DOI: 10.58551/24136522_2023_10_1_52. (In Russian). EDN: HDZAKW
7. Ermolich, S. Ya. (2018) Social'no-pedagogicheskaya rabota s det'mi v detskih ozdorovitel'nyh lageryah v HKH veke [Social and pedagogical work with children in children's health camps in the twentieth century]. Vestnik Minskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Seriya 2: Pedagogika, psihologiya, metodika prepodavaniya inostrannyh yazykov – Bulletin of the Minsk State Linguistic University. Series 2: Pedagogy, psychology, methods of teaching foreign languages. No. 1 (33). Pp. 21–28. (In Russian). EDN: ZMFACT
8. Zhuk, A. I. (2019) Pedagogicheskie klassy v respublike Belarus' – sostoyanie i perspektivy razvitiya [Pedagogical classes in the Republic of Belarus – state and development prospects]. Pedagogicheskie klassy: opyt i perspektivy [Pedagogical classes: experience and prospects]. Materials of the III Republican Scientific and Practical Conference, Minsk, November 05, 2019. Minsk: BSPU im. M. Tanka, Pp. 3–5. (In Russian).
9. Karpovich, T. N. (2015) K voprosu o metodah aktivnogo social'no-psihologicheskogo obucheniya v processe gruppovogo vzaimodejstviya [On the issue of methods of active socio-psychological training in the process of group interaction]. Psihologicheskoe soprovozhdenie obrazovatel'nogo processa – Psychological support of the educational process. Vol. 1. No. 5–1. Pp. 23–30. (In Russian). EDN: XXYNVZ
10. Kolominsky, Ya. L., Garkusha, E. S. (2015) Psihologo-pedagogicheskie posledstviya poligruppovoj prinadlezhnosti [Psychological and pedagogical consequences of multigroup affiliation]. Vestnik Belorusskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya 1. Pedagogika. Psihologiya. Filologiya – Bulletin of the Belarusian State Pedagogical University. Series 1. Pedagogy. Psychology. Philology. No. 2 (84). Pp. 20–23. (In Russian).
11. Kotlyarov, I. V. (2013) Sociologiya liderstva [Sociology of leadership]. Minsk: Belarusskaya Navuka. (In Russian).
12. Ladilova, N. A., Fomenko, E. A. (2022) Psihologo-pedagogicheskie klassy kak osnova vospitaniya pedagogicheskih kadrov i faktor ustojchivogo razvitiya pedagogicheskoj professii [Psychological and pedagogical classes as the basis for the education of teaching staff and a factor in the sustainable development of the teaching profession]. Sovremennoe dopolnitel'noe professional'noe pedagogicheskoe obrazovanie – Modern additional professional pedagogical education. Vol. 5. No. 1 (18). Pp. 51–55. (In Russian). EDN: EZXJGD
13. Markina, N. V. (2018) Sobytijnyj harakter vyezdnyh form raboty s odarennymi uchashchimisya [Event-based nature of away forms of work with gifted students]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina – Leningrad State University Journal. A. S. Pushkina. No. 2. Pp. 35–45. (In Russian).
14. Markina, N. V., Kachuro, I. L. (2019) Social'naya aktivnost' uchashchihsya: teoreticheskie konstrukty, psihologicheskaya diagnostika, prikladnye issledovaniya [Social activity of students: theoretical constructs, psychological diagnostics, applied research]. Chelyabinsk: Polygraphmaster. (In Russian).
15. Markina, N. V. (2019) Ekzistencial'naya psihologiya razvitiya odaryonnyh uchashchihsya [Existential psychology of development of gifted students]. CHelyabinsk: CHIPPKRO. (In Russian).
16. Morozova, M. I. (2018) Dobrovol'chestvo kak odna iz tradicij otechestvennogo detskogo obshchestvennogo dvizheniya [Volunteering as one of the traditions of the domestic children’s social movement]. XXII Carskosel'skie chteniya [XXII Tsarskoye Selo Readings]. Materials of the international scientific conference, St. Petersburg, April 23–24, 2018. Vol. 2. St. Petersburg: Pushkin Leningrad State University. Pp. 19–23. (In Russian).
17. Platonova, S. M. (2017) Kollektivnaya organizatorskaya deyatel'nost', ili Kak pomoch' stat' vzroslym [Collective organizational activities, or How to help become an adult]. Narodnoe obrazovanie – Public education. No. 9–10(1465). Pp. 156–162. (In Russian).
18. Arkhipova, D. D., Babich, A. V., Badina, D. S. (2019) (eds) Psihologiya i pedagogika social'nogo tvorchestva: kollektivnaya monografiya [Psychology and pedagogy of social creativity: collective monograph [etc.]. St. Petersburg: Publishing house RGPU im. A. I. Herzen. (In Russian).
19. Radevskaya, N. S., Radevsky, A. V. (2019) Formirovanie liderskih kachestv obuchayushchihsya v processe podgotovki i uchastiya v konkursah [Formation of leadership qualities of students in the process of preparation and participation in competitions]. Akademiya professional'nogo obrazovaniya – Academy of Professional Education. No. 8 (87). Pp. 73–81. (In Russian).
20. Raschetina, S. A., Abashina, A. D., Titova, E. V. (2023) Sinergeticheskij podhod k analizu i realizacii social'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti [Synergetic approach to the analysis and implementation of social and pedagogical activities]. CHelovek i obrazovanie – Person and Education. No. 2 (75). Pp. 59–67. DOI: 10.54884/S181570410026346–5. (In Russian).
21. Rakhmatullina, L. V., Gumerova, M. M. (2022) Profil'nyj psihologo-pedagogicheskij klass kak resurs razvitiya lichnosti obuchayushchihsya [Profile psychological and pedagogical class as a resource for the development of students’ personality]. Vestnik Naberezhnochelninskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta – Bulletin of the Naberezhnye Chelny State Pedagogical University. No. S6(41). Pp. 51–52. (In Russian). EDN: OSKDHF
22. Sarychev, S. V., Larina, G. N., Gaidar, K. M. (2022) Social'naya psihologiya lichnosti i gruppy v transformiruyushchejsya Rossii (po materialam Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii) [Social psychology of individuals and groups in transforming Russia (based on materials of the All-Russian scientific and practical conference)]. Psihologicheskij zhurnal – Psychological Journal. Vol. 43. No. 1. Pp. 137–142. DOI: 10.31857/S020595920018774–7. (In Russian).
23. Makarskij, A. M., Morozova, M. I., Petushkova, N. N. Nagavkina, L. S. (2018) (eds) Socializaciya i neformal'noe obrazovanie uchashchihsya v detskih ob"edineniyah Ucheb. posobie [Socialization and non-formal education of students in children's associations]. Saint-Petersburg: DTDiM Kolpinskogo rajona Sankt-Peterburga (In Russian).
24. Umanskij, YA. L. (1980) Psihologiya organizatorskoj deyatel'nosti shkol'nikov: uchebnik dlya pedagogicheskih institutov [Psychology of organizational activities of schoolchildren: a textbook for pedagogical institutes]. Moscow. Prosveshchenie. (In Russian).
25. Fetiskin, N. P., Kozlov, V. V., Manujlov, G. M. (2002) Social'no-psihologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malyh grupp [Socio-psychological diagnostics of personality development and small groups]. Moscow: Publishing House of the Institute of Psychotherapy. (In Russian).
26. Fetisov, A. S. (2022) Psihologo-pedagogicheskie klassy kak element sistemy nepreryvnogo professional'no-pedagogicheskogo obrazovaniya [Psychological and pedagogical classes as an element of the system of continuous professional and pedagogical education]. Gumanitarnye issledovaniya. Pedagogika i psihologiya – Humanitarian Research. Pedagogy and psychology. No. 12. Pp. 89–95. DOI: 10.24412/2712–827X-2022–12–89–95. (In Russian) EDN: PSQMSJ
27. Careva, N. P. (2023) Razgovor o vazhnom: v chem sila i znachimost' pedagogicheskogo naslediya I. P. Ivanova. Stranicy biografii [Talk about important things: what is the strength and significance of I. P. Ivanov’s pedagogical heritage. Biography pages]. Obrazovanie: Resursy razvitiya. Vestnik LOIRO – Education: Development Resources. Bulletin of LOIRO. No. 2. Pp. 5–40. (In Russian),
28. Shamigulova, O. A., Vasilina, D. S., Musifullin, S. R. (2022) Organizaciya psihologo-pedagogicheskih klassov kak resurs lichnostnogo razvitiya i rannej profilizacii obuchayushchihsya [Organization of psychological and pedagogical classes as a resource for personal development and early profiling of students]. Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept" – Scientific and methodological electronic journal "Concept". No. 6. Pp. 58–71. DOI: 10.24412/2304–120X-2022–11044. (In Russian).