Программа «Позитивное общение» как средство развития личностных ресурсов формирования учебных коммуникаций обучающихся с низким уровнем учебной мотивации

"Positive Communication" Program as a Means of Developing Personal Resources for the Formation of Educational Communications for Students With a Low Level of Educational Motivation

Авторы:
Витомскова Татьяна Михайловна,Севрюкова Алла Александровна,Маркина Нина Витальевна,Новикова Екатерина Анатольевна,

DOI:
10.35231/18186653_2023_4_143

Полный текст417,15 КБ

Введение. В статье отражаются результаты инновационной деятельности педагогического коллектива вечерней школы города Кыштыма в рамках сотрудничества с ЧИППКРО по реализации научно-прикладного проекта по вопросам формирования учебных коммуникаций учащихся, разработке и апробации дополнительной образовательной программы поддержки и развития детских социально значимых инициатив. Цель исследования: выявить особенности развития личностных и социально-психологических ресурсов формирования учебных коммуникаций учащихся в условиях реализации дополнительной общеразвивающей образовательной программы (на базе вечерней школы г. Кыштыма). Новизна исследования заключается в том, что выявлено влияние вовлечения обучающихся в создание социально значимых медиапроектов на социализацию обучающихся, их учебную коммуникацию и познавательную активность.

Материалы и методы. В исследовании использованы: опросник «Субъектная позиция учащихся» (Зарецкий Ю. В.), шкала эмоционального отклика (А. Меграбян, Н. Эпштейн), транзактный опросник (Д. Джонгвард), методика диагностики мотивации учения и отношения к учению (модификация А. Д. Андреева).

Результаты. Представлен опыт разработки и апробации дополнительной общеразвивающей образовательной программы «Позитивное общение». Выявлена динамика личностных ресурсов формирования учебных коммуникаций у низкомотивированных обучающихся, испытывающих трудности в освоении содержания образовательных программ по учебным предметам.

Обсуждение и выводы. Доказано, что в условиях выполнения обучающимися учебных и проектных кейсов дополнительной образовательной программы социально-гуманитарной направленности увеличивается их познавательная активность и реализуется потребность в получении поддержки своих инициатив со стороны педагогов и сверстников. Апробирован диагностический инструментарий для изучения социально-психологических факторов развития учебных коммуникаций у учащихся группы риска. Разработанная и апробированная на базе вечерней школы г. Кыштыма программа «Позитивное общение» может быть использована педагогами в работе с учащимися как с низким уровнем мотивации, так и оказавшимися в сложной ситуации. Ее эффективность определяется использованием современного учебного контента, привлекательного для учащихся, возможностью самореализации своего творческого потенциала в условиях групповой работы со сверстниками.


Витомскова Татьяна Михайловна

Кыштымская вечерняя школа
г. Кыштым, Российская Федерация
vitomskova71@mail.ru

Севрюкова Алла Александровна

Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования
г. Челябинск, Российская Федерация
alla107@inbox.ru

Маркина Нина Витальевна

Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования
г. Челябинск, Российская Федерация
nvmark@mail.ru

Новикова Екатерина Анатольевна

Кыштымская вечерняя школа
г. Кыштым, Российская Федерация
vitomskova71@mail.ru

1. Бекишева О. В. Мотивация к обучению подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации как психолого-педагогическая проблема // Мир науки, культуры, образования. – 2021. – № 4 (89). – С. 7–10. DOI: 10.24412/1991–5497–2021–489–7–10.4.
2. Гареева Н. Н. Особенности метапредметных результатов в процессе обучения математике и средств их диагностики // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2018. – № 2. – C. 160–164.
3. Жигалова О. П., Гаврилова Т. А, Баранова В. А., Фисун Т. В., Оксесенко А. К. Исследование реактивного и активного режимов учебной коммуникации, при решении обучающимся учебных задач в среде виртуальной реальности // Перспективы науки и образования. – 2021. – № 6 (54). – С. 473–486. DOI: 10.32744/pse.2021.6.32.
4. Кривцун О. А. Витальность искусства как тема человекомерности творчества // Человек. – 2022. – Т. 33. – № 4. – С. 165–181. DOI: 10.31857/S023620070021633–3. EDN: DPRQIO.
5. Кузьмина М. В. Мультимедийная журналистика на "JuniorSkills" – компетенция, медиатворчество, профессиональная проба // Медиа. Информация. Коммуникация. – 2017. – № 20. – С. 19–27.
6. Маркина Н. В., Идиатуллина Л. Е., Погорелова Д. Н. Уварова Г. Н., Раимбаев Б. Б. Роль ресурсов цифровой образовательной среды в формировании умений учебной коммуникации у школьников, испытывающих трудности в обучении // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования: материалы XX Международной научно-практической конференции, Челябинск, 16 ноября 2021 года. – Москва-Челябинск: ЧИППКРО, 2021. – С. 352–359.
7. Морозова М. И. Проблемно ориентированный анализ особенностей проектирования программ воспитания и социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2018. – № 2. – С. 184–192.
8. Сальникова Е. В. Экран и человек в кризисную эпоху: дистанционные режимы коммуникации // Медиаискусство – XXI век. Генезис, художественные программы, вопросы образования: Международная научно-практическая конференция, Москва, 01–03 ноября 2022 года. – М.: Российский государственный художественно-промышленный университет им. С. Г. Строганова, 2023. – С. 30–40.
9. Сигунов В. Н. Коммуникация как метод в проектной учебной деятельности // Школьные технологии. – 2019. – № 4. – С. 102–109.
10. Ситникова О. В. Кинопедагогика как средство эмоционального сопровождения личности // Инновации в образовании. – 2021. – № 1. – С. 92–101.
11. Славутская А. Е., Дунаевская Э. Б. Особенности учебной направленности подростков с разным уровнем мотивации // Национальная Ассоциация Ученых. – 2022. – № 76. – С. 24–29. DOI: 10.31618/nas.2413–5291.2022.1.76.570.
12. Тавстуха О. Г., Ганаева Е. А., Муратова А. А., Шавшаева Л. Ю., Матвиевская Е Г. Обзор исследований способов преодоления учебной неуспешности учащихся // Science for Education Today. – 2022. – Т. 12. – № 6. – С. 32–54. DOI: 10.15293/2658–6762.2206.02.
13. Тимохина А. Д. Развитие медиапедагогики в системе дополнительного образования детей // Вопросы педагогики. – 2020. – № 11–2. – С. 340–343.
14. Улановская И. М., Высоцкая К. В., Зак А. З., Моросанова В. И., Поливанова Н. И., Ривина И. В., Янишевская М. А. О динамике метапредметных результатов НОО в основной школе: схема анализа и предварительные результаты // Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики: материалы III-й Международной научно-практической конференции, Калуга, 19–21 апреля 2018 года. Калуга: ИП Якунин А. В., 2018. – С. 361–367.
15. Цыбан Л. А. Проблемы понимания при межличностной коммуникации в учебных условиях // Вестник РМАТ. – 2020. – № 1. – С. 93–96.
16. Чаюн К. Ю., Малова Е. Н. Взаимосвязь компонентов самоотношения и учебной мотивации подростков // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. – 2023. – № 52 (71). – С. 132–140.
17. Чемякин Ю. В. Довузовское журналистское образование: современное состояние и тенденции развития // Управление культурой. – 2022. – № 3 (3). – С. 51–60. EDN: AZLSQY
18. Шведова Л. Е. Котенева А. А. Способы визуализации текстовой информации в пространстве современной медиакультуры // МедиаVектор. – 2022. – № 6. – С. 192–195. EDN: FBDISX
19. Юсупова Ю. Л., Гумницкая А. С., Беркович М. Л. Методика самооценки метапредметных образовательных результатов обучающихся: возрастной и гендерный аспекты // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2023. – № 3 (64). – С. 97–114. DOI: 10.26456/vtpsyped/2023.3.097.
20. Япрынцева О. А., Пожидаева Д. Н., Михайлюк Я. К., Горбатенко Н. П. Влияние уровня тревожности на формирование мотивации учения у школьников старших классов // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. – 2020. – № 80. – С. 94–97.


1. Bekisheva, O. V. (2021) Motivaciya k obucheniyu podrostkov, nahodyashchihsya v trudnoj zhiznennoj situacii kak psihologo-pedagogicheskaya problema [Motivation to teach adolescents in difficult life situations as a psychological and pedagogical problem]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya – World of science, culture, education. Vol. 4. (89). Pp. 7–10. (In Russian). DOI: 10.24412/1991–5497–2021–489–7–10.4.
2. Gareeva, N. N. (2018) Osobennosti metapredmetnyh rezul'tatov v processe obucheniya matematike i sredstv ih diagnostiki [Features of meta-subject results in the process of teaching mathematics and means of their diagnostics]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika – Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. No. 2. Pp. 160–164. (In Russian).
3. ZHigalova, O. P., Gavrilova, T. A, Baranova, V. A., Fisun, T. V., Oksesenko, A. K. (2021) Issledovanie reaktivnogo i aktivnogo rezhimov uchebnoj kommunikacii, pri reshenii obuchayushchimsya uchebnyh zadach v srede virtual'noj real'nosti [Study of reactive and active modes of educational communication when students solve educational problems in a virtual reality environment]. Perspektivy nauki i obrazovaniya – Perspectives of Science and Education. No. 6 (54). Pp. 473–486. (In Russian) DOI: 10.32744/pse.2021.6.32.
4. Krivcun, O. A. (2022) Vital'nost' iskusstva kak tema chelovekomernosti tvorchestva [The vitality of art as a theme of the human dimension of creativity]. Chelovek – Man. Vol. 33. No. 4. Pp. 165–181. (In Russian). DOI: 10.31857/S023620070021633–3. EDN: DPRQIO
5. Kuz'mina, M. V. (2017) Mul'timedijnaya zhurnalistika na "JuniorSkills" – kompetenciya, mediatvorchestvo, professional'naya proba [Multimedia journalism at "JuniorSkills" – competence, media creativity, professional test]. Media. Informaciya. Kommunikaciya – Media. Information. Communication. Vol. 20. Pp. 19–27. (In Russian).
6. Markina, N. V., Idiatullina, L. E., Pogorelova, D. N. Uvarova, G. N., Raimbaev, B. B. (2021) Rol' resursov cifrovoj obrazovatel'noj sredy v formirovanii umenij uchebnoj kommunikacii u shkol'nikov, ispytyvayushchih trudnosti v obuchenii [The role of resources of the digital educational environment in the formation of educational communication skills in schoolchildren with learning difficulties]. Modernizaciya sistemy professional'nogo obrazovaniya na osnove reguliruemogo evolyucionirovaniya [Modernization of the vocational education system based on regulated evolution]. Proceedings of the XX International Scientific and Practical Conference, Chelyabinsk, November 16, 2021. Moscow-Chelyabinsk: CHIPPKRO. Pp. 352–359. (In Russian).
7. Morozova, M. I. (2018) Problemno orientirovannyj analiz osobennostej proektirovaniya programm vospitaniya i socializacii obuchayushchihsya v usloviyah realizacii FGOS obshchego obrazovaniya [Problem-oriented analysis of the features of designing programs for education and socialization of students in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard of General Education]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina. – Bulletin of the Leningrad State University named after. A. S. Pushkin. No. 2. Pp. 184–192. (In Russian).
8. Sal'nikova, E. V. (2023) Ekran i chelovek v krizisnuyu epohu: distancionnye rezhimy kommunikacii [Screen and man in a crisis era: remote modes of communication]. Mediaiskusstvo – XXI vek. Genezis, hudozhestvennye programmy, voprosy obrazovaniya [Media art – XXI century. Genesis, artistic programs, educational issues]. International scientific and practical conference, Moscow, November 01–03, 2022. Moscow: RSU of Arts and Industry named after S. G. Stroganova. Pp. 30–40. (In Russian).
9. Sigunov, V. N. (2019) Kommunikaciya kak metod v proektnoj uchebnoj deyatel'nosti [Communication as a method in project-based educational activities]. SHkol'nye tekhnologii – School technologies. No. 4. Pp. 102–109. (In Russian).
10. Sitnikova, O. V. (2021) Kinopedagogika kak sredstvo emocional'nogo soprovozhdeniya lichnosti [Film pedagogy as a means of emotional support for the individual]. Innovacii v obrazovanii – Innovations in education. No. 1. Pp. 92–101. (In Russian).
11. Slavutskaya, A. E., Dunaevskaya, E. B. (2022) Osobennosti uchebnoj napravlennosti podrostkov s raznym urovnem motivacii [Features of the educational orientation of adolescents with different levels of motivation]. Nacional'naya Associaciya Uchenyh – National Association of Scientists. Vol. 76. Pp. 24–29. (In Russian) DOI: 10.31618/nas.2413–5291.2022.1.76.570.
12. Tavstuha, O. G., Ganaeva, E. A., Muratova, A. A., SHavshaeva, L. YU., Matvievskaya, E. G. (2022) Obzor issledovanij sposobov preodoleniya uchebnoj neuspeshnosti uchashchihsya [Review of research on ways to overcome educational failure of students]. Science for Education Today – Science for Education Today. Vol. 12. No. Pp. 32–54. DOI: 10.15293/2658–6762.2206.02.
13. Timohina, A. D. (2020) Razvitie mediapedagogiki v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya detej [Development of media pedagogy in the system of additional education for children: Educational manual]. Voprosy pedagogiki – Questions of pedagogy. Vol. 11. No. 2. Pp. 340–343. (In Russian).
14. Ulanovskaya, I. M., Vysockaya, K. V., Zak, A. Z., Morosanova, V. I., Polivanova, N. I., Rivina, I. V., YAnishevskaya, M. A. (2018) O dinamike metapredmetnyh rezul'tatov NOO v osnovnoj shkole: skhema analiza i predvaritel'nye rezul'taty [On the dynamics of meta-subject results of IE in primary school: analysis scheme and preliminary results]. Lichnost', intellekt, metakognicii: issledovatel'skie podhody i obrazovatel'nye praktiki [Personality, intelligence, metacognition: research approaches and educational practices]. Proceedings of the III International Scientific and Practical Conference, Kaluga, April 19–21, 2018. Kaluga: IP Yakunin A. V. Pp. 361–367. (In Russian).
15. Cyban, L. A. (2020) Problemy ponimaniya pri mezhlichnostnoj kommunikacii v uchebnyh usloviyah [Problems of understanding in interpersonal communication in educational settings]. Vestnik RMAT – RMAT Bulletin. Vol. 1. Pp. 93–96. (In Russian).
16. CHayun, K. YU., Malova, E.N. (2023) Vzaimosvyaz' komponentov samootnosheniya i uchebnoj motivacii podrostkov [The relationship between the components of self-attitude and educational motivation of adolescents]. Vestnik Vladimirskogo gosudarstvennogo universiteta im. Aleksandra Grigor'evicha i Nikolaya Grigor'evicha Stoletovyh. Seriya: Pedagogicheskie i psihologicheskie nauki – Bulletin of the Vladimir State University. Alexander Grigorievich and Nikolai Grigorievich Stoletov. Series: Pedagogical and psychological sciences. Vol. 52. No. 71. Pp. 132–140. (In Russian).
17. CHemyakin, YU. V. (2022) Dovuzovskoe zhurnalistskoe obrazovanie: sovremennoe sostoyanie i tendencii razvitiya [Pre-university journalistic education: current state and development trends]. Upravlenie kul'turoj – Culture Management. No. 3 (3). Pp. 51–60. (In Russian).
18. SHvedova, L. E., Koteneva, A. A. (2022) Sposoby vizualizacii tekstovoj informacii v prostranstve sovremennoj mediakul'tury [Methods for visualizing text information in the space of modern media culture]. MediaVektor – MediaVector. No. 6. Pp. 192–195. (In Russian).
19. YUsupova, YU. L., Gumnickaya, A S., Berkovich, M. L (2023) Metodika samoocenki metapredmetnyh obrazovatel'nyh rezul'tatov obuchayushchihsya: vozrastnoj i gendernyj aspekty [Methodology for self-assessment of students’ meta-subject educational results: age and gender aspects]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psihologiya – Bulletin of Tver State University. Series: Pedagogy and psychology. Vol. 3. No. (64). Pp. 97–114. (In Russian).
20. YAprynceva, O. A., Pozhidaeva, D. N., Mihajlyuk, YA. K., Gorbatenko, N. P. (2020) Vliyanie urovnya trevozhnosti na formirovanie motivacii ucheniya u shkol'nikov starshih klassov [The influence of the level of anxiety on the formation of learning motivation in high school students]. Nauchno-medicinskij vestnik Central'nogo CHernozem'ya – Scientific and Medical Bulletin of the Central Chernozem Region. No. 80. Pp. 94–97. (In Russian).

Ключевые слова:
учебные коммуникации, низкомотивированные обучающиеся, позитивное общение, личностные ресурсы, educational communications, low motivated students, positive communication, personal resources

Для цитирования:
Витомскова Т. М., Севрюкова А. А., Маркина Н. В., Новикова Е. А. Программа «Позитивное общение» как средство развития личностных ресурсов формирования учебных коммуникаций обучающихся с низким уровнем учебной мотивации // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2023. – № 4. – С. 143–161. DOI: 10.35231/18186653_2023_4_143. EDN: QXLURL Vitomskova, T. M., Sevryukova, A. A., Markina, N. V., Novikova, E. A. (2023) Programma «Pozitivnoe obshhenie» kak sredstvo razvitiya lichnostny`x resursov formirovaniya uchebny`x kommunikacij obuchayushhixsya s nizkim urovnem uchebnoj motivacii ["Positive Communication" Program as a Means of Developing Personal Resources for the Formation of Educational Communications for Students With a Low Level of Educational Motivation]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 4. Pp. 143–161. (In Russian). DOI: 10.35231/18186653_2023_4_143. EDN: QXLURL

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина