Исторические аспекты становления дистанционного образования

Historical Aspects of the Formation of Distance Education

Авторы:
Коновалова Людмила Викторовна,Радченко Галина Владимировна,

DOI:
10.35231/18186653_2023_4_52

Полный текст349,94 КБ

Введение. В статье на основе теоретического анализа философской, социально-исторической, педагогической, методической литературы, а также нормативных документов обоснованы предпосылки становления и развития дистанционного образования в мировом сообществе вообще и в России в частности. Научная новизна исследования заключается в том, что дистанционное образование рассматривается как дидактическая система, характеризующаяся последовательной планируемой деятельностью по подготовке обучающихся в учебном заведении, а также оказанию опосредованной помощи студентам (вне зависимости от их территориального расположения) различными средствами связи.

Материалы и методы. Представленный в статье материал был получен на основе теоретического анализа философских, социально-исторических и историко-педагогических источников, а также нормативных документов, отражающих уровень дистанционного образования в России и за рубежом в период XVIII–XXI вв. Для решения поставленных задач проведен контент-анализ историко-педагогической литературы, систематизированы и обобщены исторические факты. Изученные источники отражают различные аспекты заявленной темы.

Результаты. Начиная с XVIII в. дистанционное образование входит в образовательный процесс. Развитие почтовой связи обусловило дистанционное взаимодействие между обучающимися и преподавателями, проживающими в отдаленных регионах, а небольшая плата за почтовые переводы, в сравнении с очным обучением делает данный вид образования более доступным для малоимущих граждан. В XIX в. в университетах Европы и Америки появляются первые курсы для всех категорий слушателей (в том числе и женщин) посредством почтовой связи.

Появление дистанционного образования в России в начале ХХ в. обусловлено новыми социально-экономическими и политическими условиями. Безграмотность населения страны и недостаток высококвалифицированных кадров привели к рождению системы заочного обучения (1927), реорганизация которого продолжается и сегодня. Совершенствование технических возможностей радио, телевидения, кино способствовало появлению новых форм дистанционного образования. У обучающихся появилась возможность прослушивать тематические лекции используя учебные пособия. Активное применение информационно-коммуникативных технологий в конце ХХ в. связано с появлением и совершенствованием компьютеров.

Современное дистанционное образование является следствием перехода общества в «информационную эпоху». Синхронизация образования посредством проведения видеоконференций, чтения лекций на различных платформах ZOOM, GOOGLE MEET и т. д. делает возможным массовое производство новых технологий и знаний, систематизированной информации, а именно компьютерная технология становится важной частью высшего образования.

Обсуждение и выводы. Теоретико-методологический анализ подходов к изучению истории вопроса о становления дистанционного образования показал, что, начиная с XVIII в., создаются предпосылки для внедрения в образовательную практику различных форм и методов дистанционного образования. Последующее совершенствование дистанционного образования неразрывно связано с развитием информационно-коммуникативных технологий, а в дальнейшем и с информатизацией общества.


Introduction. The article, based on a theoretical analysis of philosophical, socio-historical, pedagogical, methodological literature, as well as regulatory documents, analyzes the prerequisites for the formation and development of children's education throughout the world and in Russia in particular. Distance education is possible as a didactic system, characterized by a systematic scope for training students in an educational institution, as well as providing indirect assistance to students, regardless of their territorial location, using various means of communication.

Materials and methods. The material presented in the article was obtained on the basis of a theoretical analysis of philosophical, socio-historical and historical-pedagogical sources, as well as regulatory documents reflecting the level of distance education in Russia and abroad in the period from the 18th to the 21st centuries. To solve the assigned problems, comparative and historical-retrospective research methods, historical and pedagogical analysis, systematization and generalization of historical facts are used. The sources studied reflect various aspects of the stated topic.

Results. Starting from the age of 18, distance education is included in the educational process. The development of postal communications has led to remote interaction between students and teachers located in remote regions, with a small fee for postal orders, which makes this type of education more accessible to low-income citizens. In the 19th century, the first procedures were created at universities in Europe and America for all students (including women) through postal communication.

The emergence of children's education in Russia at the beginning of the twentieth century led to the emergence of new socio-economic and political problems. The illiteracy of the country's population, as well as the lack of highly qualified personnel, led to the birth of the correspondence education system (1927), the improvement of which continues to this day.

Improving the technical capabilities of radio, television, and cinema has led to the emergence of new forms of distance education. Students had the opportunity to listen to thematic lessons using electronic textbooks. The active use of information and communication technologies at the end of the 20th century is associated with the emergence and improvement of computers.

Modern distance education is a modern transition of society into the “information age”. Synchronization of education through video conferencing, lecturing on various platforms ZOOM, GOOGLE MEET, etc. Thanks to the mass production of new technologies and knowledge, systematized information, computer technology is becoming an important part of higher education.

Discussion and conclusions. Theoretical and methodological analysis of approaches to studying the history of the formation of children's education showed that, since the 18th century, various forms and methods of distance education have been used as prerequisites for educational practice. Subsequent improvement of distance education is inextricably linked with the development of information and communication technologies, and in the future with the informatization of society.

Коновалова Людмила Викторовна
доктор педагогических наук
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
ivolga79@bk.ru

Радченко Галина Владимировна

Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
tel00@mail.ru

1. Аракчеева М. Б. Практическое применение современных информационных технологий в образовательном процессе // Образование и современное образование сб. науч. ст. – Саратов: Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, 2019. – С. 3–9.
2. Брицкая Е. О. Методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов в дистанционном обучении учреждения: дис. … канд. пед. наук. – Омск, 2016. – 271 с.
3. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / отв. ред. и сост. П. А. Алексеев. – М.: Школа-пресс, 1995. – 448 с.
4. Иванова В. В. Развитие дистанционного образования. Социально-философский анализ: дис. … канд. философ. наук. – М., 2005. – 24 с.
5. Коновалова Л. В. Дистанционное обучение – вызов времени // XXV Юбилейные Царскосельские чтения: материалы международной научной конференции / под общ. ред. С. Г. Еремеева. – СПб., 2021. – С. 32–36.
6. Маслакова Е. С. История развития дистанционного обучения в России // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). – СПб.: Свое издательство, 2015. – С. 29–32.
7. Масуда Ё. Информационное общество как постиндустриальное общество. – М.: АСТ, 1983. – 452 с.
8. Баранов О. А., Гудилина С. И., Гура В. В., Кириллова Н. Б. и др. Состояние современного медиаобразования: дискуссия экспертов // Инновационные образовательные технологии. – 2008. – № 1 (13). – С. 83–103.
9. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. – М.: ИИО РАО, 2010. – 140 с.
10. Романов Е. В., Дроздова Т. В. Дистанционное обучение: Необходимые и достаточные условия эффективной реализации // Современное образование. – 2017. – № 1. – С. 172–195.
11. Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч. – М., 1949. – Т. 2. – С. 265–266.
12. Шаповалов А. С. От «E-LEARNING» К «E-LEARNING 2.0» и «MASSIVE OPEN ONLINE COURSES»: развитие онлайн-обучения // Международный журнал экспериментального образования. – М., 2014. – № 7. – С. 52–55.
13. Masuda Y. Managing in the information Society: Releasing synergy Japanese style. Oxford, 1990. Р. 44.
14. Tobey J. Basic College Mathematics, E-Pearson, 2012, Paper Bound with Access Card / J. Tobey, J. Slater, J. Blair, J. Crawford. – Instok, 2012. – 752 p.


1. Arakcheeva, M. B. (2019) Prakticheskoe primenenie sovremennyh informacionnyh tekhnologij v obrazovatel'nom processe [Practical application of modern information technologies in the educational process]. Obrazovanie i sovremennoe obrazovanie [Education and modern education collection]. Saratov: Saratovskij nacional'nyj issledovatel'skij gosudarstvennyj universitet imeni N. G. CHernyshevskogo. (In Russian).
2. Brickaya, E. O. (2016) Metodicheskoe soprovozhdenie professional'noj deyatel'nosti pedagogov v distancionnom obuchenii uchrezhdeniya [Methodological support for the professional activities of teachers in distance learning institutions]. dis. kand. ped. nauk. Omsk. (In Russian).
3. Gessen, S. I. (1995) Osnovy pedagogiki. Vvedenie v prikladnuyu filosofiyu [Fundamentals of pedagogy. Introduction to Applied Philosophy] / otv. red. i sost. P. A. Alekseev. Moscow: Shkola-press. (In Russian).
4. Ivanova, V. V. (2005) Razvitie distancionnogo obrazovaniya. Social'no-filosofskij analiz [Development of distance education. Social and philosophical analysis] dis. kand. filosof. nauk. Moscow. (In Russian).
5. Konovalova, L. V. (2021) Distancionnoe obuchenie – vyzov vremeni [Distance learning – a challenge of the time]. XXV Yubilejnye Carskosel'skie chteniya [XXV Anniversary Tsarskoye Selo Readings]. Proceedings of the international scientific conference. Under the general editorship of S. G. Eremeev. Saint-Petersburg. Pp. 32–36. (In Russian).
6. Maslakova, E. S. (2015) Istoriya razvitiya distancionnogo obucheniya v Rossii [History of the development of distance learning in Russia]. Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire [Theory and practice of education in the modern world]. Materials of the VIII International. scientific conf. (Sankt-Peterburg, dec. 2015). Saint-Petersburg: Svoe izdatel'stvo. Pp. 29–32. (In Russian).
7. Masuda, YO. (1983) Informacionnoe obshchestvo kak postindustrial'noe obshchestvo [Information society as a post-industrial society]. Moscow: AST. (In Russian).
8. Baranov, O. A., Gudilina, S. I., Gura, V. V., Kirillova, N. B., etc (2008) Sostoyanie sovremennogo mediaobrazovaniya: diskussiya ekspertov [The state of modern media education: discussion of experts]. Innovacionnye obrazovatel'nye tekhnologii [Innovative educational technologies]. No. 1 (13). Pp. 83–103. (In Russian).
9. Robert, I. V. (2010) Sovremennye informacionnye tekhnologii v obrazovanii: didakticheskie problemy; perspektivy ispol'zovaniya [Modern information technologies in education: didactic problems; prospects for use]. Moscow: IIO RAO. (In Russian).
10. Romanov, E. V., Drozdova T. V. (2017) Distancionnoe obuchenie: Neobhodimye i dostatochnye usloviya effektivnoj realizacii [Distance learning: Necessary and sufficient conditions for effective implementation]. Sovremennoe obrazovanie [Modern education]. No. 1. Pp. 172–195. (In Russian).
11. Chernyshevskij, N. G. (1949) Polnoe sobranie sochineniy [Complete works]. Moscow (In Russian).
12. Shapovalov, A. S. (2014) Ot «E-LEARNING» K «E-LEARNING 2.0» i «MASSIVE OPEN ONLINE COURSES»: razvitie onlajn-obucheniya [From “E-LEARNING” TO “E-LEARNING 2.0” and “MASSIVE OPEN ONLINE COURSES”: development of online learning]. Mezhdunarodnyj zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya [International Journal of Experimental Education]. Moscow. No. 7. Pp. 52–55. (In Russian).
13. Masuda, Y. (1990) Managing in the information Society: Releasing synergy Japanese style. Oxford. P. 44.
14. Tobey, J. (2012) Basic College Mathematics, E-Pearson, Paper Bound with Access Card / J. Tobey., J. Slater, J. Blair, J. Crawford. Instok.

Ключевые слова:
дистанционное образование, исторические этапы, информационно-коммуникативные технологии, информационное общество, distance education, historical stages, information and communication technologies, information society

Для цитирования:
Коновалова Л. В., Радченко Г. В. Исторические аспекты становления дистанционного образования // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2023. – № 4. – С. 52–67. DOI 10.35231/18186653_2023_4_52. EDN: NSZTLK For citation: Konovalova, L. V., Radchenko, G. V. (2023) Istoricheskie aspekty stanovleniya distancionnogo obrazovaniya [Historical Aspects of the Formation of Distance Education]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 4. Pp. 52–67. (In Russian). DOI: 10.35231/18186653_2023_4_52. EDN: NSZTLK

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина