Введение. В статье представлен методический аспект исследования равнодушия родителей во взаимодействии с собственными детьми дошкольного возраста. Цель исследования – выявление психологического содержания родительского равнодушия на основании специально разработанного опросника. Равнодушие рассмотрено как особое отношение личности, выражающееся в эмоциональной нечувствительности к актуальным потребностям другого человека, в нежелании сближаться с ним и оказывать реальное содействие в преодолении ситуации беспомощности, в которой он оказался. Равнодушие родителей конкретизируется в нечувствительности к потребностям ребенка, в ориентации родителей на собственные интересы в общении с ребенком, значимости телесных границ в общении с ним и отказе от действенной помощи.
Материалы и методы. Исследование предполагало несколько этапов: пилотажный, разработка содержания опросника для диагностики родительского равнодушия, конструирование опросника. В исследовании участвовал 161 родитель. Использованы методы наблюдения, беседы, контент-анализа и тестирования, методы многомерной статистики.
Результаты исследования. На пилотажном этапе доказаны присущие родителям признаки равнодушия: игнорирование потребностей и недооценка интересов ребенка, отрицание равнодушия во взаимодействии с собственным ребенком и признание его возможности у других родителей. На этапе разработки содержания опросника раскрыто противоречие в оценке родителями равнодушия относительно собственных детей. Родители осознают необходимость контакта и доверительных отношений с ребенком, хотя в реальности их общение часто сопровождается конфликтами и ссорами. На этапе конструирования результаты факторного анализа и наблюдения привели к ограничению опросника до 32 утверждений. В окончательном виде компонентная структура равнодушия определена как сочетание эго-ориентаций родителей, эмоционального непринятия ребенка, дистанцирования с ним и выбора действенной помощи.
Обсуждение и выводы. Делается вывод о сложной структурной организации родительского равнодушия относительно собственных детей дошкольного возраста. Подчеркивается необходимость углубления исследований из-за ряда негативных последствий для детско-родительского взаимодействия.
Introduction. The article presents the methodological aspect of the study of parents' indifference in interaction with their own preschool children. The purpose of the study is to identify the psychological content of parental indifference on the basis of a specially developed questionnaire. Indifference is considered as a special attitude of the individual, expressed in emotional insensitivity to the actual needs of another person, in the unwillingness to get closer to him and provide real assistance in overcoming the situation of helplessness in which he found himself. The indifference of parents is concretized in insensitivity to the needs of the child, the orientation of parents to their own interests in communicating with the child, the importance of bodily boundaries in communicating with him and the refusal of effective help.
Materials and methods. The study involved several stages: piloting, development of the content of the questionnaire for diagnosing parental indifference, and the design of the questionnaire. The study involved 161 parents. Methods of observation, conversation, content analysis and testing, methods of multivariate statistics were used.
Results. At the aerobatic stage, the signs of indifference inherent in parents were proved: ignoring the needs and underestimating the interests of the child, denying indifference in interacting with their own child and recognizing his ability with other parents. At the stage of developing the content of the questionnaire, a contradiction in parents' assessment of indifference to their own children is revealed. Parents are aware of the need for contact and trusting relationships with the child. In reality, their communication is often accompanied by conflicts and quarrels. At the design stage, the results of factor analysis and observation led to the limitation of the questionnaire to 32 statements. In its final form, the component structure of indifference is defined as a combination of the ego-orientations of the parents, the emotional rejection of the child, distancing from him and the choice of effective help.
Discussion and conclusions. The conclusion is made about the complex structural organization of parental indifference regarding their own children of preschool age. The need to deepen research is emphasized due to a number of negative consequences for child-parent interaction.
Посохова Светлана Тимофеевнадоктор психологических наук, профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербург, Российская Федерация
svetpos@mail.ru
Фоменко Светлана Васильевна-
ГБДОУ Детский сад № 52 г. Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург, Российская Федерация
svetlanavf@inbox.ru
1. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла / пер. с фр. – М.: Добросвет: КДУ. – 2009. – 257 с.
2. Ерофеева Е. В. Духовное равнодушие как результат идеологии и практики потребительского общества // Идеи и идеалы. – 2022. – Т. 14. – № 3–2. – С. 351–373.
3. Захарова Е. И., Карабанова О. А. Диагностика характера детско-родительских отношений в пробе на совместную деятельность // Психолог в детском саду. – 2002. – № 1. – С. 23–31.
4. Извеков А. И. Проблема личности постмодерна – СПб.: Изд. дом. Санкт-Петербургского гос. ун-та. 2008. – 243 с.
5. Кант И. Критика чистого разума / пер. с нем. – М.: Мысль, 1994. – 591 с.
6. Лазурский А. Ф. Теория личности: 100 лет забвения и развития – СПб.: Невский Архетип, 2017. – 490 с.
7. Логунова Е. Г. Равнодушие и жестокость как категории, противоположные милосердию // Социально-экономическое управление: теория и практика. – 2011. – № 1 (19). – С. 148–151.
8. Миронов А. В. Моральное безразличие как социальный фактор // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Общество. Коммуникация. Образование. – 2016. – № 4(255). – С. 115–120.
9. Мясищев В. Н. Психология отношений: избранные психологические труды – М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1998. – 368 с.
10. Нуркова В. В. Культурное развитие эмпатии-отождествления и эмпатии-моделирования // Национальный психологический журнал. – 2020. – № 4 (40). – С. 3–17.
11. Панферов В. Н. Идея интегративного образования // Психология человека в образовании. – 2019. – Т. 1. – № 3. – С. 197–204.
12. Пахомов А. Н. Методика «Незаконченные предложения» Сакса-Леви как учебное пособие // Экспериментальная психология. – 2012. – Т. 5. – № 4. – С. 99–116.
13. Петросьян С. Н., Рябикина З. И. Диспозиция «Равнодушие – Ненужность» в структуре субъектной активности личности // Вестник Университета Российской академии образования. – 2021. – № 1. – С. 4–14.
14. Посохова С. Т., Фоменко С. В. Психологическое содержание равнодушия родителей по отношению к детям // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. – 2021. – Т. 6. – № 2 (22). – С. 87–112.
15. Посохова С. Т., Диденко Е. Я., Колпакова А. Е. Интегральные психологические феномены в семейном взаимодействии // Психология человека в образовании. – 2020. – Т. 2. – № 1. – С. 57–67.
16. Сапогова Е. Е. Родительские экзистенциальные установки в смысловой системе взрослой личности // Актуальные проблемы развития личности в условиях современных реалий – Ереван: Российско-Армянский (Славянский) университет, 2022. – С. 587–597.
17. Франкл В. Человек в поисках смысла – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.
18. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2001. – 656 с.
19. Психологические тесты / сост. С. Касьянов. – М.: Эксмо, 2006. – С. 483–500.
20. Khaleque A. Perceived parental neglect, and children’s psychological maladjustment, and negative personality dispositions: a meta-analysis of multi-cultural studies. Journal Child Fam. Stud. – Vol. 24. – 2015. – P. 1419–1428.
21. Lillehammer H. The Nature and ethics of indifference. Journal Ethics. – Vol. 21. – 2017. – P. 17–35.
22. Rothenberg W. A., Ali S., Rohner R. P. et al. Correction to: Effects of Parental Acceptance-Rejection on Children’s Internalizing and Externalizing Behaviors: A Longitudinal, Multicultural Study. Journal Child Fam. Stud. – Vol. 31. – 2022. – 335 р.
23. Schnell T. Existential indifference another quality of meaning in life. Journal of Humanistic Psychology. – Vol. 50(3). – 2010 – P. 351–373.