Самоактуализация студентов с разной выраженностью акцентуаций характера

Personality Self-actualization of Students With Different Character Accentuations

Авторы:
Куницына Ирина Анатольевна,Яхудина Елена Николаевна,Егорова Наталья Олеговна,

DOI:
10.35231/18186653_2023_2_232

Полный текст381,49 КБ

Введение. В статье рассмотрены некоторые психологические подходы к исследованию самоактуализации личности. Описаны результаты эмпирического исследования особенностей самоактуализации студентов с разным уровнем выраженности акцентуаций характера.
Материалы и методы. Для изучения самоактуализации личности и акцентуаций характера у студентов были использованы следующие психодиагностические методики: методика исследования самоактуализации личности САМОАЛ (А. В. Лазукин в адаптации Н. Ф. Калина); шкала экзистенции А. Лэнгле (адаптация И. Н. Майнина); методика исследования ценностных ориентаций (М. Рокич); тест акцентуаций характера (К. Леонгард – Н. Шмишек); тест по выявлению уровня внутриличностной конфликтности (А. И. Шипилов). Общее количество обследованных – 50 студентов, из них 37 девушек и 13 юношей.
Результаты исследования. В ходе эмпирического исследования выявлено, что уровень самоактуализации личности и ее отдельных характеристик существенно различается у студентов, обладающих выраженными признаками акцентуаций характера, и тех, у кого отсутствуют признаки данной акцентуации характера.
Обсуждение и выводы. Самоактуализация личности может проявляться на уровне субъектных и поведенческих характеристик. У студентов с выраженными акцентуациями демонстративного, эмотивного, застревающего, педантичного и тревожного типов по сравнению со сверстниками без признаков данных акцентуаций выявлен существенно более высокий уровень субъектных характеристик самоактуализации личности. Студенты с демонстративной и гипертимной акцентуациями обладают существенно более высоким
уровнем поведенческих характеристик самоактуализации личности, чем их однокурсники без признаков данных акцентуаций. Акцентуации характера можно рассматривать в качестве факторов, способствующих или, наоборот, затрудняющих самоактуализацию личности.

Introduction. The article discusses the issues of student’s self-actualization with different levels of accentuation. The empirical results of student’s self-actualization with different levels of character accentuation are described.
Materials and methods. To solve the tasks, the following methods were used: the methodology of the study of self-actualization of the personality of the SELF (A.V. Lazukin in the adaptation of N. F. Kalin); the scale of existence of A. Langle (adaptation of I. N. Mainin); the methodology of the study of value orientations (M. Rokich); character accentuation test (K. Leonhard - N. Shmishek); a test to identify the level of intrapersonal conflict (A. I. Shipilov). The total number of examined persons is 50, of which 37 are girls and 13 are boys.
Results. The results of the study revealed the level of personality self-actualization and its individual characteristics significantly differs between students with pronounced signs of character accentuations and those who lack signs of this character accentuation.
Discussion and conclusion. Personality self-actualization can manifest itself at the level of subjective and behavioral characteristics. Students with pronounced accentuations of demonstrative, emotive, stuck, pedantic and anxious types compared with peers without signs of these accentuations revealed a significantly higher level of subjective characteristics of self-actualization of personality. Students with demonstrative and hyperthymic accentuations have a significantly higher level of behavioral characteristics of self-actualization of personality than their classmates without signs of these accentuations. Character accentuations can be considered as factors contributing to or, conversely, complicating the self-actualization of the individual.

Куницына Ирина Анатольевна
кандидат психологических наук
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
i-kunitsyna@yandex.ru

Яхудина Елена Николаевна
кандидат психологических наук
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
e.yahudina@lengu.ru

Егорова Наталья Олеговна
кандидат филологических наук
-
Санкт-Петербург, Российская Федерация
egorova_no@mail.ru

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания: моногр. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
2. Бикбулатова В. П., Рабаданова Р. С., Иманбеков М. М. Самоактуализация как необходимый компонент профессионального самоопределения студента // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. – 2017. – Т. 11 – № 2. – С. 37–42.
3. Втюрина Т. А., Грязева Д.В.Стремление к самоактуализации и особенности Я-концепции в раннем юношеском возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 11. – С. 105–111. DOI: 10.24411/2304-120X-2020-12045.
4. Ильиных А. Е., Асанова Н. В., Яшанина А. А.Креативность и самоактуализация в контексте смысложизненных ориентаций, эмпатии и самооценки // Научно-педагогическое обозрение. – 2016. – № 1 (11). – С. 31–37.
5. Леонтьев Д. А. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу // Вопросы психологии. – 1987. – № 3. – С. 150–158.
6. Ляпина Ю. Н. Самореализация личности как психологический феномен в различных его проявлениях // Алтайский вестник государственной и муниципальной службы. – 2011. – № 7. – С. 53–57.
7. Михайлова Т. Н. «Я-концепция» как фактор самоактуализации и профессионального становления курсантов образовательных организаций МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2020. – Т. 25. – № 3 (82). – С. 307–314. DOI: 10.24411/1999-6241-2020-13010
8. Морозова И. С., Киенко Е. В. Структурные компоненты самореализации личности // Вектор науки Тольятинского государственного университета. Серия: педагогика, психология. – 2011. – № 3 (6). – С. 207–210.
9. Москаленко О.В., Миронова Г.В.Взаимосвязь профессиональной самореализации молодежи с процессами ее самоактуализации, самоопределения и самоэффективности // Мир психологии. – 2011. – № 1 (65). – С. 193–200.
10. Омарова М. К. О влиянии некоторых характеристик Я-концепции на самоактуализацию личности // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. – 2016. – Т. 10. – № 3. – С. 5–10.
11. Панкратова Е.П., Левашова Т.С.Особенности акцентуаций характера в подростковом возрасте // Студенческий научный форум: материалы междунар. студ. науч. конф., Москва, 15 марта 2022. – М.: Евроазиатская научно-промышленная палата, 2022. – С. 44–46.
12. Петрова Н. И. Уровень самоактуализации студентов и их социально-психологическая адаптация // Психологический журнал. – 2003. – Т. 24. –№ 3. –С. 116–120.
13. Рокицкая Ю. А. Эмоциональная обусловленность процессов адаптации и самоактуализации субъекта профессионального самоопределения // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2010. – № 1. – С. 187–193.
14. Самаль Е. В. Психологическая структура профессиональной самоактуализации личности // Ярославский педагогический вестник. – 2013. – Т. 2. – № 2. – С. 165–170.
15. Самаль Е. В., Поваренков Ю. П. Особенности самоактуализации личности в процессе ее профессионального становления и развития // Психологическое сопровождение образовательного процесса. – 2013. – Т. 1. – № 3–1. – С. 274–279.
16. Уварина Н. В. К вопросу о проявлении феномена творчества в процессе самоактуализации личности // Вестник Южно-уральского государственного университета. – 2006. – № 16. – С. 160–169.
17. Челомбицкая М. П., Лавинский Н. Г. Противоречивая сущность самоактуализации // Молодой ученый. – 2012. – № 11. – С. 248–252.
18. Чистякова О. А., Хаймовская Н. А. Взаимосвязь способности рефлексии и уровня самоактуализации личности в творческой деятельности // Социальная психология: вопросы теории и практики: материалы всероссийской науч.-практ. конф. с междунар. участ., Москва, 12–13 мая 2020. – М.: МГППУ, 2020. – С. 548–551.
19. Ященко Е. Ф. Исследование ценностно-смыслового аспекта самоактуализации студентов // Вопросы психологии. – 2007. – № 1. – С. 80–90.
20. Ященко Е. Ф., Щелокова Е. Г., Лазорак О. В. Личностные особенности иностранных студентов с высоким и низким уровнем самоактуализации в процессе социально-психологической адаптации // Психология. Психофизиология. – 2020. – Т. 13. – № 2. – С. 62–75.

Ключевые слова:
самореализация, акцентуации характера, студенты, юношеский возраст, self-realization, adolescence, students, character accentuation.

Для цитирования:
Куницына И. А., Егорова О. В., Яхудина Е. Н. Особенности самоактуализации личности студентов с разными акцентуациями характера // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2023. – № 2. – С. 232–249. DOI 10.35231/18186653_2023_2_232 Kunitsyna, I. A., Egorova, O. V., Yahudina, E. N. (2023) Samoaktualizaciya lichnosti studentov s raznoj vyrazhennost'yu akcentuacij haraktera [Personality Selfactualization of Students With Different Character Accentuations] Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 2. Pp. 232–249. (In Russian). DOI 10.35231/18186653_2023_2_232

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина