Введение. В пандемический и постпандемический периоды, когда образование во многом перешло на онлайн-формат, в системе высшего образования возникла ситуация эксперимента с преподаванием базовых и вариативных дисциплин. Автор задается вопросом: что изменилось в преподавании художественных дисциплин в контексте введенных новшеств? Целью исследования является выявление особенностей и возможностей преподавания искусствоведческих дисциплин, читаемых в высшей школе и внедряемых в новый формат онлайн-образования, который становится все более актуальным. В статье раскрываются новые возможности и проблемы проведения учебных занятий по истории искусств в дистанционном формате, что составляет новизну исследования.
Материалы и методы. Был использован аналитический метод, позволяющий оценить предложенные современному образованию новые онлайн-формы, выявить возможные критерии походов к искусствоведческим дисциплинам, демонстрируемым на экране компьютера, определить взаимосвязь содержательных и наглядных частей, рассказа и показа, степень восприятия студентами материала. Историко-художественный метод раскрывает специфику изучаемых искусствоведческих тем с помощью современных визуальных средств.
Результаты исследования. На основе теоретического анализа были выявлены современные реалии преподавания искусствоведческих дисциплин: тенденция концентрации человека на собственных ощущениях, трансформация системы ценностей, проникновение цифровых технологий в область искусствоведения, изменение целей и методов его преподавания. Определены особенности и проблемы преподавания искусствоведческих дисциплин в онлайн-формате, среди которых: сохранение эмоциональности восприятия, атмосферы одухотворенного творчества, заинтересованности, качества коммуникации. Возможность использования VR-технологий повышает эффективность восприятия про-изведений искусства, расширяет междисциплинарные связи с историей архитектуры, культурологией, музееведением, что требует особой подготовки преподавателей.
Обсуждение и выводы. Анализ показал, что на фоне широкого распространения информационных технологий, мобильных, цифровых средств коммуникации в весьма прагматичном обществе преподавание истории искусств сохраняет свой эстетический и культурологический смысл. Содержание искусствоведческих дисциплин основано на актуальных общечеловеческих ценностях, восприятие которых усиливает пробуждаемые эмоции. Использование новых высокотехнологичных средств обучения выводит искусствоведческое образование на новый уровень, обеспечение качества которого видится в сочетании использования уникальных возможностей онлайн-среды и непосредственного общения преподавателя со студентами.
Introduction. In the pandemic and post-pandemic periods, when education has largely switched to an online format, a situation has arisen in the higher education system of an experiment with the teaching of basic and variable disciplines. The author asks the question: what has changed in the teaching of art disciplines in the context of the innovations introduced? The aim of the study is to identify the features and possibilities of teaching art history disciplines, read in higher education and being introduced into a new format of online education, which is becoming more and more relevant. The article reveals new opportunities and problems of conducting classes in the history of art in a remote format, which is the novelty of the study.
Materials and methods. The analytical method allows evaluating the new online forms offered to mod-ern education, identifying possible criteria for going to art history disciplines demonstrated on a computer screen, determining the relationship between meaningful and visual parts, storytelling and display, and the degree of perception by students of the material. In this regard, the historical and artistic method, which reveals the specifics of the studied art history topics with the help of modern visual means, will also be optimal.
Results. On the basis of a theoretical analysis, the modern realities of teaching art history disciplines were identified: the tendency for a person to concentrate on their own feelings, the transformation of the value system, the penetration of digital technologies into the field of art history, the change in the goals and methods of teaching it. The features and problems of teaching art history disciplines in an online format are identified, including: maintaining the emotionality of perception, the atmosphere of spiritual creativity, interest, and the quality of communication. The possibility of using VR technologies increases the efficiency of perception of works of art, expands interdisciplinary links with the history of architecture, cultural studies, museology, which requires special training for teachers.
Discussion and conclusion. The analysis showed that against the background of the widespread use of information technologies, mobile, digital means of communication in a very pragmatic society, the teaching of art history retains its aesthetic and cultural meaning. The content of art history disciplines is based on actual human values, the perception of which is enhanced by awakened emotions. The use of new high-tech teaching tools brings art history education to a new level, the quality assurance of which is seen in the combination of using the unique opportunities of the online environment and direct communication between the teacher and students.
Портнова Ирина Васильевнакандидат искусствоведения, доцент
Российский университет дружбы народов (РУДН)
Москва, Российская Федерация
irinaportnova@mail.ru
1. Берикбаев А. A., Хайров Р. З., Джумбоев Н., Усманов Б., Якубова Н. Развитие компетентностных навыков студентов художественного образования // Международный журнал психосоциальной реабилитации. – 2020. – № 24(4). – С. 6984–6988.
2. Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих / пер. с итальянского. – М.: Альфа-книга, 2008. – 1278 с.
3. Винкельман И. И. История искусства древности / пер. И. Е. Бабанов. – СПб.: Пальмира, 2022. – 501 с.
4. Демшина А. Визуальные искусства в ситуации глобализации культуры: институциональный аспект. – СПб.: Астерион, 2010. – 190 с.
5. Игумнов О. А., Мусарский М. М., Платонова Е. Д. Современные тенденции модернизации гуманитарного знания // Современное образование: векторы развития. Инновационные подходы к преподаванию социально-гуманитарных дисциплин: материалы IV международной конференции, Московский педагогический государственный университет. – М.: МПГУ, 2019. – С. 10–18.
6. Kaнт И. Критика чистого разума. – М.: AST, 2022. – 784 с.
7. Луан Ф. Интернет-культура в современном социуме. Культурологическое исследование. – М.: ЛитРес, 2022. – 80 c.
8. Ростовцев Н. Н. Академический рисунок. – М.: Просвещение, 1984. – 240 с.
9. Шапинская Е. Н. Избранные работы по философии культуры. –М.: Согласие, 2014.–456 с.
10. Bentkowska-Kafel А., Cashen T. & Gardiner H. Digital art history: A subject in transition. – Bristol, UK: Intellect Books, 2005. – 123 р.
11. Brown К. The Routledge Companion to Digital Humanities and Art History Routledge Art History and Visual Studies Companions. Routledge, 2020. – 524 р.
12. Cashen T., Gardiner H. Digital Art History: A Subject in Transition. – Porland: Intellect Books, 2005. – 123 р.
13. Chau C. Movement, Time, Technology, and Art Springer Series on Cultural Computing Howard Singerman Springer, 2017. – 154 р.
14. Donahue-Wallace К., Laetitia Amelia La Follette, Pappas A. Teaching Art History with New Technologies: Reflections and Case Studies. Cambridge Scholars, 2008. – 156 р.
15. Hardy Т. Art Education in a Postmodern World: Collected Essays Online access: EBSCO Art & Architecture Complete Readings in art and design education series. – Portland, Intellect Books, 2006. – 166 р.
16. Lee E. Teaching Art in a Postmodern World: Theories, Teacher Reflections and Interpretive Frameworks. Common Ground, 2002. – 231 р.
17. Livshits I., Mimorov I., Glebovskiy A., Protsuto M. and Svetlana L. Volkova Importance of Interdisciplinary Approach to On-line Education in Technical Universities // International Journal of Psychosocial Rehabilitation. – 2020. – No 24 (4). – Р. 6173–6182.
18. Paic Z. Aesthetics and the Iconoclasm of Contemporary Art: Pictures Without a World. – Zagreb, Springer Nature, 2021. – 160 р.
19. Rampley M., Lenain T., Locher H. Art History and Visual Studies in Europe: Transnational Discourses and National Frameworks. Brill's Studies in Intellectual History. Volume 4, BRILL, 2012. – 567 р.
20. Portnova I.V., Portnova T.V. The Importance of Academic Education In contemporary Architectural and Sculptural Practice // Journal of Mechanic of Continua and Mathematical Sciences (JMCMS), Special Issue-1, March, 2019. – Рр. 518–526.
21. Preziosi D. The Art of Art History: A Critical Anthology. – Oxford University Press, 1998. – 595 р.
22. Singerman H Art Subjects: Making Artists in the American University. – University of California Press. 1999. – 296 р.