Некоторые аспекты правового регулирования рекламной деятельности на примере столичной печатной рекламы начала ХХ в.

Some aspects of legal regulation of advertising on the example of metropolitan print advertising in the early XX century

Авторы:

DOI:
-

Полный текст688,64 КБ

В статье рассматривается правовое регулирование рекламной деятельности на примере частных объявлений, помещаемых в периодических изданиях Санкт-Петербурга на рубеже ХIХ-ХХ вв. Хронологические рамки исследования охватывают период с 1898 по 1905 гг. Распоряжение Санкт-Петербургского градоначальника о переносе цензуры мелких объявлений из канцелярии градоначальника в местные полицейские участковые управления изменило систему цензуры рекламы в Санкт-Петербурге. Непонимание законодательной основы цензуры рекламы создавало предпосылки для злоупотребления и превышения должностных полномочий на местах. Наглядным примером, хорошо характеризующим ситуацию в описываемый период, является рассмотренный в статье эпизод с частными объявлениями газеты «Новое время». Автор приходит к выводу, что законодательство о рекламе в начале ХХ в. было весьма размытым, что создавало предпосылки для довольно свободного трактования статей отдельных нормативных актов и, в свою очередь, вызывало необходимость дополнять действующее законодательство о рекламе распоряжениями, пояснениями и циркулярами.

The article deals with the legal regulation of advertising activities on the example of private advertisements in periodicals of St. Petersburg at the turn of the XIX–XX centuries. The chronological framework of the study covers the period from 1898 to 1905. The Order of the St. Petersburg Mayor on the transfer of censorship of small advertisements from the office of the Mayor to local police offices changed the system of censorship of advertising in St. Petersburg. The lack of understanding of the legal basis for advertising censorship created prerequisites for abuse of official authority in the field. An illustrative example that well shows the situation in the described period is the episode considered in the article with private advertisements of the newspaper "The New Time". The author concludes that the legislation on advertising in the early XX century was very vague, which created the prerequisites for a fairly free interpretation of articles of some regulations, and, in turn, caused the need to supplement the current legislation on advertising with orders, explanations and circulars.
1. Боханов А.Н. Буржуазная пресса России и крупный капитал. Конец XIX в. – 1914 г. – М.: Наука, 1984. – 148 с.
2. Степанов А. А. История объявлений: газетная реклама в России ХVIII– ХХ вв. – СПб.: РИАЛ – Пронто-Петербург, 2007. – 143 с.
3. Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 447 c.
4. Семенова М.М., Семенов М.А. История рекламы. ATL и BTL – два образа одной модели. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. техн. ун-та, 2013. – 152 с.
5. Галанин С.Ф. Газетная реклама как исторический источник (по материалам казанских газет второй половины ХIХ века): автореф. дис. … канд. ист. наук. – Казань, 1999. – 23 с.
6. Николаева Д.В. Газетная реклама в России на рубеже веков (1894– 1905): автореф. дис. … канд. филол. наук. – М., 2002. – 21 с.
7. Хавторина Ю.В. Развитие печатной рекламы в России в 1861– 1914 годах (по материалам периодических изданий): автореф. дис. … канд. ист. наук. – М., 2011. – 23 с. 8. Лешуков А.Г. Социокультурная детерминация развития рекламы в России 1861–1900 гг.: автореф. дис. … канд. культурологи. – Челябинск, 2015. – 24 с.
9. Крылова Е.Н. Российская реклама в конце ХIХ – начале ХХ в. // Современное информационное пространство: коммуникация в рекламе и PR: материалы междунар. науч.-практ. конф. – СПб., 2012. – С. 30–33.
10. Галанин С.Ф. Реклама как социокультурный институт в жизни российского общества во второй половине XIX века // Концепт. – 2014. – № 20. – С. 1981–1985.
11. Галанин С.Ф. Реклама в коммерционализации российского коммуникационного пространства во второй половине XIX века // Социальные коммуникации и эволюция обществ: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. Новосиб. гос. техн. ун-т. – 2016. – С. 100–106.
12. Федотова Д.Ю. Развитие газетной рекламы в Тобольской губернии на рубеже XIX–XX вв. // Тобольск научный – 2017: материалы XVI Всерос. науч.практ. конф. – 2017. – С. 226–229.
13. Федеральный закон «О рекламе» от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ. Принят Государственной Думой 22 февраля 2006 г., одобрен Советом Федерации 3 марта 2006 г., в последней ред. с изм., внесенными Федеральными законами от 27.12.2018 № 514-ФЗ, от 02.08.2019 № 259-ФЗ), вступившими в силу с 01 января 2020 г. (ред. 61). [Электронный ресурс]. – URL: www: http://logospravo.ru/zakon-o-reklame-no-38-fz (дата обращения: 20.03.2020).
14. Устав о цензуре и печати: (Св. зак. т. 14). – СПб.: Н.К. Мартынов, 1900. – 302 с.
15. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. – СПб.: Гос. тип., 1890. – 526 с.
16. Устав о предупреждении и пресечении преступлений: Изд. 1890 г. – СПб., 1890. – 96 с.
17. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 776. Оп. 8. Д. 1370.
18. Плиский Н.Н. Реклама: ее значение, происхождение и история. Примеры рекламирования. – СПб.: Ф.В. Щепанский, 1894. – 175 с.
19. Верховой Н. Реклама в XX веке как необходимость и единственная верная гарантия успеха в каждом торгово-промышленном деле. – Ярославль: Тип. Губ. правл., 1902. – 12 с.
20. Дневник Алексея Сергеевича Суворина. – М.: Независимая газета, 2000. – 666 с.
21. Веременко В.А. Организация найма прислуги в городах России во второй половине XIX – начале ХХ вв. // Модернизация в России: история, политика, образование: материалы Всерос. науч. конф. с междунар. участием, 5 апр. 2014 г. Вып. 6. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2014. – С. 85–94.
22. Ведомости С.-Петербургского Градоначальника. – 1900. – № 99. – 6 мая.

Ключевые слова:
пресса, печатная реклама в начале ХХ в., реклама в прессе, реклама в газетах Санкт-Петербурга в начале ХХ в., газета «Новое время», частные объявления в столичной прессе, объявления о прислуге, цензура рекламы в начале ХХ в., регулирование рекламной деятельности 1898– 1905 гг., Главное управление по делам печати и реклама, the press, print advertising in the early ХХ century, press advertising, advertising in St. Petersburg newspapers in the early ХХ century, the newspaper "The New Time", private advertisements in the capital press, servants advertisements, the censorship of advertising in the early ХХ century, the regulation of advertising 1898-1905, the General Administration of Press in the Ministry of the Interior and advertising.

Для цитирования:
-

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина