Роль военно-подготовительных учебных заведений в развитии национальных воинских формирований Красной армии на территории Средней Азии и Казахстана в 1920-х гг.

The Role of Military Preparatory Educational Institutions in the Development of National Military Formations of the Red Army in Central Asia and Kazakhstan in the 1920s

Авторы:
Соловьев Рустам Арсланович,

DOI:
10.35231/25422375_2025_3_193

Полный текст404,75 КБ

В 1920-х гг. одной из самых сложных задач было укомплектование военно-учебных заведений представителями коренных национальностей, особенно в Средней Азии где до 90 % призывников были неграмотными. В связи со слабой общеобразовательной подготовкой поступающих в военно-учебные заведения в ряде республик СССР были образованы специальные школы, в которых подростки получали общеобразовательную подготовку, необходимую для поступления в национальные военно-учебные заведения. В Средней Азии и Казахстане для решения этой задачи действовали Бухарская военно-трудовая школа (с 1926 г. – Узбекская военно-подготовительная школа), а также подготовительные отделения при Объединенной казахской военной школе им. ЦИК Казахской республики и Объединенной военной школе среднеазиатских национальностей. Данные учебные заведения просуществовали до 1929–1931 гг. В статье описаны особенности организации учебного процесса в военных школах, освещены трудности, возникавшие при их функционировании. Особую роль в создании военно-подготовительных школ сыграл И. Э. Якир, занимавший в 1924–1925 гг. должность начальника Управления военно-учебных заведений РККА. Делается вывод о том, что военно-подготовительные школы были малоэффективны и не смогли сыграть значительной роли в комплектовании военных школ и формировании национальных воинских частей.

In the 1920s, one of the most difficult tasks was to equip military educational institutions with representatives of indigenous nationalities, especially in Central Asia, where up to 90 % of conscripts were illiterate. Due to the poor general education level of those entering military educational institutions, special schools were established in a number of Soviet republics for teenagers to receive the general education training necessary for admission to national military educational institutions. In Central Asia and Kazakhstan, the Bukhara Military Labor School (since 1926 – the Uzbek Military Preparatory School) operated to solve this problem, as well as preparatory departments at the United Kazakh Military School named after the Central Executive Committee of the Kazakh Republic and the United Military School of Central Asian Nationalities. These educational institutions existed until 1929–1931. The article describes the features of organization of the educational process in military schools, highlights the difficulties encountered in their functioning. A special role in the creation of military preparatory schools was played by I. E. Yakir, the head of the Department of Military Educational Institutions of the Red Army in 1924–1925. It is concluded that military preparatory schools were ineffective and could not play a significant role in the recruitment of military schools and the formation of national military units.

Соловьев Рустам Арсланович
кандидат исторических наук
Брянский государственный университет имени профессора И. Г. Петровского
г. Брянск, Российская Федерация
solorus@mail.ru

1. ЗахаровМ.Национальное строительство в Красной Армии. М.: Издательство военной типографии Управления делами Наркомвоенмор и РВС СССР, 1927. 90 с.
2. Национальные части Красной гвардии и Красной армии в Средней Азии / под ред. Ф. Божко. Ташкент: Госиздат УзССР, 1933. 16 с.
3. Иванов В. Е. Национальные воинские части в СССР: опыт строительства и применения. Екатеринбург: Изд-во Екатеринбург. высш. шк. МВД Рос. Федерации, 1996. 136 с.
4. ГрадосельскийВ.В.Национальные воинские формирования в Красной Армии (1918– 1938 гг.) // Военно-исторический журнал. 2001. № 10. С. 2–6.
5. Подпрятов Н. В. Национальные части и подразделения Красной армии в 20–30-е гг. XX века. Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 2005. 182 с. EDN: QPCXFD
6. Безугольный А. Ю. Источник дополнительной мощи Красной армии… Национальный вопрос в военном строительстве в СССР 1922–1945. М.: Политическая энциклопедия, 2016. 271 c. EDN: AFOTUT
7. Лысенко Ю. А. Формирование национальных подразделений Красной армии степного края и Туркестана в период Гражданской войны (1918–1922 гг.) // Народы и религии Евразии. 2018. № 3. С. 59–75. EDN: XZAXAL
8. Каменев А. И. История подготовки офицерских кадров в СССР (1917–1984 гг.). Новосибирск: НВВПУ, 1991. 261 с.
9. Лушников А. М. Советская военная школа в 1921–1941 г.: социально-политические аспекты развития. Ярославль: Яросл. гос. техн. ун-т, 1997. 88 с.
10. ЖуковскийВ. П.Военное образование в России: преемственность, опыт, традиции. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 1999. 253 с.
11. Безуглов С. А. Подготовка командных кадров РККА в первые годы становления советской власти (1917–1924) // Технологос. 2022. № 2. С. 53–70. EDN: JWVTOV
12. К предыстории создания суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ // Военно-педагогических сборник. 1967. Вып. 42. С. 51–73.
13. Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 34934. Оп. 1. Д. 74.
14. Евланов В. К истории создания и развития специальных военно-подготовительных школ и училищ (1921–1955 гг.) // Военно-исторический журнал. 1984. № 8. С. 68–70.
15. Сыченков Б. П. Юные боги войны: краткая история средних военно-учебных заведений Советского Союза. М.: Голос-Пресс, 2006. 380 с.
16. Грабарь В. К. Вскормленные с копья. Очерки истории детского воинского воспитания. СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2009. 580 с.
17. Балакшин А. Б. Мальчики в шинелях (кадеты, «спецы», суворовцы, нахимовцы). Часть II. Пенза: б. и., 2011. 120 с.
18. Курмышов В. М. Военно-подготовительные школы Красной армии 1920– 1931 гг. // Клио. 2006. № 4. С. 204–208. EDN: JVXCSL
19. Котюкова Т. В. «…К воинской повинности они питают непреодолимое отвращение». Освобождение народов Туркестана от военной службы в конце XIX – начале XX века // Военно-исторический журнал. 2010. № 12. С. 55–61. EDN: NCEWJT
20. Матвиевская Г. П. Оренбургский Неплюевский кадетский корпус. Очерк истории. М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2016. 174 с. EDN: WKSMON
21. Россия накануне Первой мировой войны (Статистико-документальный справочник). М.: «Самотека», 2008. 432 с.
22. Степанов А. Бухарская Красная Армия 1922–1924 // Цейхгауз. 1993. № 1 (2). С. 30–35.
23. РГВА. Ф. 34934. Оп. 1. Д. 14.
24. РГВА. Ф. 34934. Оп. 1. Д. 19.
25. РГВА. Ф. 34934. Оп. 1. Д. 80.
26. РГВА. Ф. 34934. Оп. 1. Д. 31.
27. I Всесоюзный съезд военных школ и курсов усовершенствования (Речи, доклады, резолюции и постановления). М.: Воен. тип. Гл. упр. РККА, 1925. 210 с.
28. РГВА. Ф. 34934. Оп. 1. Д. 22.
29. РГВА. Ф. 25849. Оп. 1. Д. 6.
30. РГВА. Ф. 62. Оп. 2. Д. 355.
31. РГВА. Ф. 62. Оп. 2. Д. 1181.
32. РГВА. Ф. 40710. Оп. 1. Д. 26.
33. РГВА. Ф. 62. Оп. 2. Д. 552.
34. РГВА. Ф. 62. Оп. 2. Д. 79.

1. Zakharov, M. (1927) Natsionalnoe stroitelstvo v Krasnoy Armi [National construction in the Red Army]. Moscow: Publishing House of the Military printing house of the Office of the People's Commissariat of Military Affairs and the RVS of the USSR. (In Russ.)
2. Bozhko, F. (1933) (ed.) Natsionalnie chasti Krasnoy Gvardi i Krasnoy Armii v Srednej Azii [National units of the Red Guard and the Red Army in Central Asia]. Tashkent: State Publishing House of the Uzbek SSR. (In Russ.)
3. Ivanov, V. E. (1996) Natsionalnie voinskie chasti v SSSR: opit stroitelstva i primeneniya [National military units in the USSR: the experience of construction and application]. Yekaterinburg: Publishing House of Yekaterinburg. higher School of the Ministry of Internal Affairs of Russia. (In Russ.)
4. Gradoselsky, V. V. (2001) Natsionalnie voennie formirovaniya v Krasnoj Armii (1918–1938) [National military formations in the Red Army (1918–1938)]. Voenno-istoricheskij zhurnal [Military Historical Journal]. No. 10. Pp. 2–6. (In Russ.)
5. Podpryatov, N. V. (2005) Natsionalnie chasti i podrzdeleniy Krasnoj Armii v 20–30 godi XX veka [National units and subunits of the Red Army in the 20–30s of the 20th century]. Perm: Publishing House of Perm University. (In Russ.). EDN: QPCXFD
6. Bezugolny, A. Y. (2016) Istochnik dopolnitel'noj moshchi Krasnoj armii... Nacional'nyj vopros v voennom stroitel'stve v SSSR 1922–1945 [Source of additional power of the Red Army... The national question in military construction in the USSR 1922–1945]. Moscow: Political Encyclopedia. (In Russ.). EDN: AFOTUT
7. Lysenko, Yu. A. (2018) Formirovanie natsionalnih podrazdelenii Krasnoy armii stepnogo kraya I Turkestana v period Grazhdanskoj vojni (1918–1922) [Formation of national units
of the Red Army of the steppe region and Turkestan during the Civil War (1918–1922)]. Narodi i relgii Evrazii [Peoples and religions of Eurasia]. No. 3. Pp. 59–75. (In Russ.). EDN: XZAXAL
8. Kamenev, A. I. (1991) Istoriya podgotovki oficerskih kadrov v SSSR (1917–1984 gg.) [The history of officer training in the USSR (1917–1984)]. Novosibirsk: NVVPU. (In Russ.)
9. Lushnikov, A. M. (1997) Sovetskaya voennaya shkola v 1921–1941 g.: social'no-politicheskie aspekty razvitiya [The Soviet military school in 1921–1941: socio-political aspects of development]. Yaroslavl: Yaroslav State Technical University. (In Russ.)
10. Zhukovsky, V. P. (1999) Voennoe obrazovanie v Rossii: preemstvennost', opyt, tradicii [Military education in Russia: continuity, experience, traditions]. Saratov: Saratov state tech. univ. (In Russ.)
11. Bezuglov, S. A. (2022) Podgotovka komandnyh kadrov RKKA v pervye gody stanovleniya sovetskoj vlasti (1917–1924) [Training of Red Army command personnel in the early years of the formation of Soviet power (1917–1924)]. Tekhnologos [Technologos]. No. 2. Pp. 53–70. (In Russ.). EDN: JWVTOV
12. (1967) K predystorii sozdaniya suvorovskih voennyh i nahimovskih voenno-morskih uchilishch [On the background of the creation of the Suvorov military and Nakhimov naval
schools]. Voenno-pedagogicheskij sbornik [Military pedagogical collection]. Vol. 42. Pp. 51–73. (In Russ.)
13. Rossijskij gosudarstvennyj voennyj arhiv [The Russian State Military Archive] (hereinafter – RGVA). F. 34934. Op. 1. D. 74.
14. Evlanov, V. (1984) K istorii sozdaniya i razvitiya special'nyh voenno-podgotovitel'nyh shkol i uchilishch (1921–1955 gg.) [On the history of the creation and development of special military preparatory schools and colleges (1921–1955)]. Voenno-istoricheskij zhurnal [Military Historical Journal]. No. 8. Pp. 68–70. (In Russ.)
15. Sychenkov, B. P. (2006) YUnye bogi vojny: kratkaya istoriya srednih voenno-uchebnyh zavedenij Sovetskogo Soyuza [Young gods of war: a brief history of secondary military educational institutions of the Soviet Union]. Moscow: Golos-Press. (In Russ.)
16. Grabar, V. K. (2009) Vskormlennye s kop'ya. Ocherki istorii detskogo voinskogo vospitaniya [Fed from a spear. Essays on the history of children's military education]. St. Petersburg: Faculty of Philology and Arts of St. Petersburg State University. (In Russ.)
17. Balakshin, A. B. (2011) Mal'chiki v shinelyah (kadety, «specy», suvorovcy, nahimovcy) [Boys in overcoats (cadets, "specials", Suvorovites, Nakhimovites)]. Part II. Penza. (In Russ.)
18. Kurmyshov, V. M. (2006) Voenno-podgotovitel'nye shkoly Krasnoj armii 1920–1931 gg. [Military preparatory schools of the Red Army of 1920–1931]. Klio [Klio]. 2006. No. 4. Pp. 204-208. (In Russ.). EDN: JVXCSL
19. Kotyukova, T. V. (2010) «…K voinskoj povinnosti oni pitayut nepreodolimoe otvrashchenie». Osvobozhdenie narodov Turkestana ot voennoj sluzhby v konce XIX – nachale XX veka ["... They have an irresistible aversion to military service". Liberation of the peoples of Turkestan from military service in the late 19th – early 20th century]. Voenno-istoricheskij zhurnal [Military Historical Journal]. No. 12. Pp. 55–61. (In Russ.). EDN: NCEWJT
20. Matviyevskaya, G. P. (2016) Orenburgskij Neplyuevskij kadetskij korpus. Ocherk istorii [Orenburg Neplyuevsky cadet corps. Historical essay]. Moscow: Publishing House of the Academy
of Natural Sciences. (In Russ.). EDN: WKSMON
21. (2008) Rossiya nakanune Pervoj mirovoj vojny (Statistiko-dokumental'nyj spravochnik) [Russia on the eve of the First World War (Statistical and documentary reference book)]. Moscow: Samoteka. (In Russ.)
22. Stepanov, A. (1993) Buharskaya Krasnaya Armiya 1922–1924 [The Bukhara Red Army 1922–1924]. Cejhgauz [Tseykhauz]. No. 1 (2). Pp. 30–35. (In Russ.)
23. RGVA. F. 34934. Op. 1. D. 14.
24. RGVA. F. 34934. Op. 1. D. 19.
25. RGVA. F. 34934. Op. 1. D. 80.
26. RGVA. F. 34934. Op. 1. D. 31.
27. (1925) I Vsesoyuznyj s"ezd voennyh shkol i kursov usovershenstvovaniya (Rechi, doklady, rezolyucii i postanovleniya) [1st All-Union Congress of military schools and advanced training courses (Speeches, reports, resolutions and decrees)]. Moscow: Military. tip. Gl. upr. RKKA. (In Russ.)
28. RGVA. F. 34934. Op. 1. D. 22.
29. RGVA. F. 25849. Op. 1. D. 6.
30. RGVA. F. 62. Op. 2. D. 355.
31. RGVA. F. 62. Op. 2. D. 1181.
32. RGVA. F. 40710. Op. 1. D. 26.
33. RGVA. F. 62. Op. 2. D. 552.
34. RGVA. F. 62. Op. 2. D. 79.

Ключевые слова:
Красная армия, военное образование, военно-подготовительные школы, национальные воинские формирования, БНСР, И. Э. Якир, Red Army, military education, military preparatory schools, national military formations, BNSR, I. E. Yakir.

Для цитирования:
Соловьев Р. А. Роль военно-подготовительных учебных заведений в развитии национальных воинских формирований Красной армии на территории Средней Азии и Казахстана в 1920-х гг. // История повседневности. – 2025. – № 3. – С. 193–209. DOI: 10.35231/25422375_2025_3_193. EDN: WKGBZE Solovyev, R. A. (2025) Rol' voenno-podgotovitel'nyh uchebnyh zavedenij v razvitii nacional'nyh voinskih formirovanij Krasnoj armii na territorii Srednej Azii i Kazahstana v 1920-h gg. [The Role of Military Preparatory Educational Institutions in the Development of National Military Formations of the Red Army in Central Asia and Kazakhstan in the 1920s]. Istoriya povsednevnosti [History of Everyday Life]. No. 3. Pp. 193–209. (In Russ.). DOI: 10.35231/25422375_2025_3_193. EDN: WKGBZE

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина 2025