Дискурс культурной интеграции коренных народов Азиатской России в публикациях журнала «Православный благовестник» (конец ХIХ – начало ХХ в.)

The Discourse of Cultural Integration of the Indigenous Peoples of Asian Russia in the Publications of the Pravoslavny Blagovestnik Journal (late 19th – early 20th centuries)

Авторы:
Чуркин Михаил Константинович,

DOI:
10.35231/25422375_2025_3_177

Полный текст403,59 КБ

В статье, на материалах публикаций журнала «Православный благовестник» раскрывается содержание дискурса культурной интеграции коренных народов Азиатской России в конце ХIХ – начале ХХ в. Обращение к исследовательским подходам и практикам «новой имперской истории», а также методам дискурс-анализа позволили выявить ключевые паттерны в представлениях корреспондентов издания – миссионеров, о моделях коммуникации с инородческим населением окраин, а также сценариях их культурного встраивания в российский социум. Установлено, что Русская православная церковь в лице миссионеров, в целом разделяя характерные для российского образованного общества просветительские принципы, являлась активным актором колонизационного дела, оперативно реагируя на реальную ситуацию. Осознавая низкую продуктивность радикальной русификации, миссионерство постепенно склонялось к «мягким» методам культуртрегерства в отношении коренных групп населения: практикам религиозного просвещения и образования с использованием родных языков, организации в инородческой среде «площадок» колониального посредничества. Журнал «Православный благовестник», как орган сообщества миссионеров, не только отражал рецепцию инородческого вопроса в церковной среде, но и корректировал общественное мнение, предлагая конструктивные варианты культурного взаимодействия с инородческой массой.

This article, based on materials from the Pravoslavny Blagovestnik journal, reveals the content of the discourse on the cultural integration of the indigenous peoples of Asian Russia in the late 19th – early 20th centuries. The use of research approaches and practices of “new imperial history” as well as discourse analysis methods made it possible to identify key patterns in the views of the publication's correspondents – missionaries – on models of communication with the non-Russian population of the periphery, as well as scenarios for their cultural integration into Russian society. It has been established that the Russian Orthodox Church, represented by missionaries, while generally sharing the educational principles characteristic of Russian educated society, was an active participant in the colonization process, responding quickly to the real situation. Realising the low productivity of radical Russification, missionary work gradually shifted towards “soft” methods of cultural transmission in relation to indigenous population groups: practices of religious enlightenment and education using native languages, and the organization of “platforms” for colonial mediation in foreign environments. The Pravoslavny Blagovestnik journal, as the missionary community organ, not only reflected the reception of the foreign question in the church environment, but also corrected public opinion by offering constructive options for cultural interaction with the foreign masses.

Чуркин Михаил Константинович
доктор исторических наук, профессор
Омский государственный педагогический университет
г. Омск, Российская Федерация
proffchurkin@yandex.ru

1. Беккер С. Россия и концепт империи // Новая имперская история постсоветского пространства: сб. статей (Библиотека журнала «Ab imperio») / под ред. И. В. Герасимова, А. П.Каплуновского, М. Б. Могильнер, А. М. Семёнова. Казань: ГУП ПИК Идел-Пресс, 2004. С. 67–81.
2. Ходарковский М. Степные рубежи России: как создавалась колониальная империя. 1500–1800. М.: Новое литературное обозрение, 2019. 352 с.
3. Эткинд А.1 Внутренняя колонизация. Имперский опыт России. М.: Новое литературное обозрение, 2013. 448 с.
4. Круз Р. За пророка и царя. Ислам и империя в России и Центральной Азии. М.: Новое литературное обозрение, 2020. 408 с.
5. Верт П. Православие, инославие, иноверие. Очерки по истории религиозного разнообразия Российской империи. М.: Новое литературное обозрение, 2012. 280 с.
6. Ремнев А. В. Вдвинуть Россию в Сибирь. Империя и русская колонизация второй половины XIX– начала XX века // Новая имперская история постсоветского пространства: сб. статей (Библиотека журнала «Ab imperio») / под ред. И. В. Герасимова, А. П. Каплуновского, М. Б. Могильнер, А. М. Семёнова. Казань: ГУП ПИК Идел-Пресс, 2004. С. 223–243.
7. Малахов В. Политика различий. Культурный плюрализм и идентичность. М.: Новое литературное обозрение, 2023. 288 с.
8. Тольц В. «Собственный восток России»: Политика идентичности и востоковедение в позднеимперский период. М.: Новое литературное обозрение, 2013. 336 с.
9. ГригорьевВ.В. Об отношении России к Востоку: Речь, произнесённая исправляющим должность профессором В. Григорьевым. Одесса: б. и., 1840. 18 с.
10. Чуркин М. К. Репрезентации «собственного Востока России» в епархиальной периодической печати Западной Сибири и Степного края (вторая половина ХIХ – начало ХХ в.) // Гуманитарные науки в Сибири. 2024. Т. 31. № 3. С. 52–59. DOI 10.15372/HSS20240307. EDN: GXLVWZ.
11. Лысенко Ю.А. Очерки истории Русской православной церкви в Казахстане (XVIII – начало XX в.). Барнаул: Азбука, 2011. 155 с. EDN: QVZOIF.
12. Балин М. А. Религиозная политика на восточных окраинах Российской империи: общественно-политический дискурс второй половины ХIХ – начала ХХ в. // Известия Иркутского государственного университета. Серия: История. 2022. Т. 41. С. 31–40. DOI 10.26516/2222–9124.2022.41.31. EDN: UUOUUL
13. Манчестер Л., Сдвижков Д. Вера и личность в меняющемся обществе. Автобиографика и православие в России конца ХVII – начала ХХ века. М.: Новое литературное обозрение, 2019. 408 с.
14. Филлипс Н., Йоргенсен М.Дискурс-анализ. Теория и метод. Харьков: Изд-во «Гуманитарный центр», 2008. 352 с.
15. Сибирские инородцы. Самоеды и остяки // Православный благовестник. 1893. № 14. С. 8–18.
16. Известия и заметки. Церковно-приходские школы среди якутов // Православный благовестник. 1893. № 13. С. 47–49.
17. Елеонский Н. Наши миссионеры на севере Сибири // Православный благовестник. 1893. № 14. С. 3–8.
18. Об образовании инородцев // Православный благовестник. 1894. № 1. С. 5–12.
19. Православное миссионерское общество // Православный благовестник. 1895. № 1. С. 7–21.
20. Об издании миссионерского журнала «Православный благовестник» в 1903 г. // Православный благовестник. 1903. № 1. С. 1–3.
21. Харлампович К. В. О христианском просвещении инородцев: переписка архиепископа Вениамина Иркутского с Н. И. Ильминским // Православный собеседник. 1905. № 7/8. Прил. С. 11–16.
22. Вениамин (архиепископ Иркутский и Нерчинский). Жизненные вопросы православной миссии в Сибири. СПб.: Тип. А. Н. Котомина, 1885. 75 с.
23. Мелетий (епископ Якутский и Вилюйский) О необходимости для миссионеров изучения языческих религий // Православный благовестник. 1894. № 2. С. 45–51.
24. Ястребов И. Вопрос об устройстве и организации образовательных заведений для приготовления православных благовестников (миссионеров) // Православный благовестник. 1895. № 1. С. 31–38.
25. Зеленецкий В. Очерки миссионерской деятельности некоторых казанских архипастырей // Православный благовестник. 1901. № 1. С. 20–28.
26. Износков И. Материалы для истории христианского просвещения инородцев Казанского края // Православный благовестник. 1901. № 18. С. 47–52.
27. Ястребов И. Вопрос об устройстве и организации образовательных заведений для приготовления православных благовестников (миссионеров) // Православный благовестник. 1895. № 3–6. С. 129–136, 180–189, 227–236, 283–294.
28. Прошлое сибирских миссий // Православный благовестник. 1893. № 17. С. 27–33.
29. Иеромонах Иринарх (настоятель Обдорской миссии) Из Обдорской миссии // Православный благовестник. 1903. № 1. С. 22–25.
30. Комаров Н. Казанское братство святителя Гурия // Православный благовестник. 1893. № 19. С. 14–26.

1. Bekker, S. (2004) Rossiya i koncept imperii [Russia and the Concept of Empire]. Novaya imperskaya istoriya postsovetskogo prostranstva: Sb. statej (Biblioteka zhurnala «Ab imperio») [New Imperial History of the Post-Soviet Space: Collection of Articles (Library of the Journal Ab imperio)]. Kazan: GUP PIK Idel-Press. Pp. 67–81. (In Russ.)
2. Hodarkovskij, M. (2019) Stepnye rubezhi Rossii: kak sozdavalas' kolonial'naya imperiya. 1500–1800 [Russia's Steppe Frontiers: How the Colonial Empire Was Created. 1500–1800]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie. (In Russ.)
3. Etkind, A.1 (2019) Vnutrennyaya kolonizaciya. Imperskij opyt Rossii [Internal Colonisation. Russia's Imperial Experience]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie. (In Russ.)
4. Kruz, R. (2020) Za proroka i tsarya. Islam i imperiya v Rossii i Central'noj Azii [For the Prophet and the Tsar. Islam and Empire in Russia and Central Asia]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie. (In Russ.)
5. Vert, P. (2012) Pravoslavie, inoslavie, inoverie. Ocherki po istorii religioznogo raznoobraziya Rossijskoj imperii [Orthodoxy, Heterodoxy, and Foreign Faiths. Essays on the History of Religious Diversity in the Russian Empire]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie. (In Russ.)
6. Remnev, A. V. (2004) Vdvinut' Rossiyu v Sibir'. Imperiya i russkaya kolonizaciya vtoroj poloviny XIX – nachala XX veka [Pushing Russia into Siberia. The Empire and Russian Colonisation in the Second Half of the 19th – Early 20th Centuries]. Novaya imperskaya istoriya postsovetskogo prostranstva: Sb. statej (Biblioteka zhurnala «Ab imperio») [New Imperial History of the Post-Soviet Space: Collection of Articles (Library of the Ab imperio Journal)]. Kazan: GUP PIK Idel-Press. Pp. 223–243. (In Russ.)
7. Malahov, V. (2023) Politika razlichij. Kul'turnyj plyuralizm i identichnost' [The Politics of Difference. Cultural Pluralism and Identity]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie. (In Russ.)
8. Tol'ts, V. (2013) «Sobstvennyj vostok Rossii»: Politika identichnosti i vostokovedenie v pozdneimperskij period. [Russia's Own East: Identity Politics and Oriental Studies in the Late Imperial Period]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie. (In Russ.)
9. Grigor'ev, V. V. (1840) Ob otnoshenii Rossii k Vostoku: Rech', proiznesyonnaya ispravlyayushchim dolzhnost' professorom V. Grigor'evym [On Russia's Attitude to the East: Speech Delivered by Acting Professor V. Grigoriev]. Odessa: b.i. (In Russ.)
10. Churkin, M. K. (2023) Reprezentacii «sobstvennogo Vostoka Rossii» v eparhial'noj periodicheskoj pechati Zapadnoj Sibiri i Stepnogo kraya (vtoraya polovina ХIХ – nachalo ХХ v.) [Representations of “Russia's own East” in the diocesan periodical press of Western Siberia and the Steppe Region (second half of the 19th – early 20th centuries)]. Gumanitarnye nauki v Sibiri [Humanities in Siberia]. Vol. 31. No. 3. Pp. 52–59. DOI 10.15372/HSS20240307. EDN: GXLVWZ.
(In Russ.)
11. Lysenko, Yu. A. (2011) Ocherki istorii Russkoj pravoslavnoj tserkvi v Kazahstane (XVIII – nachalo XX v.) [Essays on the History of the Russian Orthodox Church in Kazakhstan (18th – early 20th centuries)]. Barnaul: Azbuka. EDN: QVZOIF. (In Russ.)
12. Balin, M. A. (2022) Religioznaya politika na vostochnyh okrainah Rossijskoj imperii: obshchestvenno-politicheskij diskurs vtoroj poloviny ХIХ – nachala ХХ v. [Religious policy on the eastern fringes of the Russian Empire: socio-political discourse in the second half of the 19th – early 20th centuries]. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya [News of Irkutsk State University. Series: History]. Vol. 41. Pp. 31–40. DOI 10.26516/2222-9124.2022.41.31. EDN: UUOUUL (In Russ.)
13. Manchester, L., Sdvizhkov, D. (2019) Vera i lichnost' v menyayushchemsya obshchestve. Avtobiografika i pravoslavie v Rossii konca ХVII – nachala ХХ veka [Faith and personality in a changing society. Autobiography and Orthodoxy in Russia in the late 17th – early 20th centuries]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie. (In Russ.)
14. Fillips, N., Jorgensen, M. (2008) Diskurs-analiz. Teoriya i metod [Discourse Analysis: Theory and Method]. Har'kov: Izd-vo «Gumanitarnyj centr». (In Russ.)
15. (1893) Sibirskie inorodcy. Samoedy i ostyaki [Siberian Foreigners. Samoyeds and Ostyaks]. Pravoslavnyj blagovestnik [Orthodox Herald]. No. 14. Pp. 8–18. (In Russ.)
16. (1893) Izvestiya i zametki. Tserkovno-prihodskie shkoly sredi yakutov [News and Notes. Church Parish Schools among the Yakuts]. Pravoslavnyj blagovestnik [Orthodox Herald]. No. 13. Pp. 47–49. (In Russ.)
17. Eleonskij, N. (1893) Nashi missionery na severe Sibiri [Our missionaries in Northern Siberia]. Pravoslavnyj blagovestnik [Orthodox Herald]. No. 14. Pp. 3–8. (In Russ.)
18. (1894) Ob obrazovanii inorodcev [On the education of indigenous peoples]. Pravoslavnyj blagovestnik [Orthodox Herald]. No. 1. Pp. 5–12. (In Russ.)
19. (1895) Pravoslavnoe missionerskoe obshchestvo [Orthodox Missionary Society]. Pravoslavnyj blagovestnik [Orthodox Herald]. No. 1. Pp. 7–21. (In Russ.)
20. (1903) Ob izdanii missionerskogo zhurnala «Pravoslavnyj blagovestnik» v 1903 g. [On the publication of the missionary journal Orthodox Herald in 1903]. Pravoslavnyj blagovestnik [Orthodox Herald]. No. 1. Pp. 1–3. (In Russ.)
21. Harlampovich, K. V. (1905) O hristianskom prosveshchenii inorodcev: perepiska arhiepiskopa Veniamina Irkutskogo s N. I. Il'minskim [On Christian education of foreigners: correspondence between Archbishop Veniamin of Irkutsk and N. I. Ilminsky]. Pravoslavnyj sobesednik [Orthodox Herald]. No. 7/8. Pril. Pp. 11–16. (In Russ.)
22. Veniamin, (arhiepiskop Irkutskij i Nerchinskij) (1885) Zhiznennye voprosy pravoslavnoj missii v Sibiri [Vital Issues of the Orthodox Mission in Siberia]. St. Petersburg: Tip. A. N. Kotomina, 1885. (In Russ.)
23. Meletij, (episkop Yakutskij i Vilyujskij) (1894) O neobhodimosti dlya missionerov izucheniya yazycheskih religij [On the necessity for missionaries to study pagan religions]. Pravoslavnyj blagovestnik [Orthodox Herald]. No. 2. Pp. 45–51. (In Russ.)
24. Yastrebov, I. (1895) Vopros ob ustrojstve i organizacii obrazovatel'nyh zavedenij dlya prigotovleniya pravoslavnyh blagovestnikov (missionerov) [The Question of the Structure and Organisation of Educational Institutions for the Training of Orthodox Evangelists (Missionaries)]. Pravoslavnyj blagovestnik [Orthodox Herald]. No. 1. Pp. 31–38. (In Russ.)
25. Zeleneckij, V. (1901) Ocherki missionerskoj deyatel'nosti nekotoryh kazanskih arhipastyrej [Essays on the missionary activities of some Kazan archpastors]. Pravoslavnyj blagovestnik [Orthodox Herald]. No. 1. Pp. 20–28. (In Russ.)
26. Iznoskov, I. (1901) Materialy dlya istorii hristianskogo prosveshcheniya inorodcev Kazanskogo kraya [Materials for the history of Christian education of foreigners in the Kazan region]. Pravoslavnyj blagovestnik [Orthodox Herald]. No. 18. Pp. 47–52. (In Russ.)
27. Yastrebov, I. (1895) Vopros ob ustrojstve i organizacii obrazovatel'nyh zavedenij dlya prigotovleniya pravoslavnyh blagovestnikov (missionerov) [The question of the structure and organisation of educational institutions for the training of Orthodox evangelists (missionaries)]. Pravoslavnyj blagovestnik [Orthodox Herald]. No. 3–6. Pp. 129–136; 180–189; 227–236; 283–294. (In Russ.)
28. (1893) Proshloe sibirskih missij [The past of Siberian missions]. Pravoslavnyj blagovestnik [Orthodox Herald]. 1893. No. 17. Pp. 27–33. (In Russ.)
29. Ieromonah Irinarh, (nastoyatel' Obdorskoj missii) (1903) Iz Obdorskoj missii [From the Obdorsk Mission]. Pravoslavnyj blagovestnik [Orthodox Herald]. No. 1. Pp. 22–25. (In Russ.)
30. Komarov, N. (1893) Kazanskoe bratstvo svyatitelya Guriya [The Kazan Brotherhood of St. Gurias]. Pravoslavnyj blagovestnik [Orthodox Herald]. No. 19. Pp. 14–26. (In Russ.)

Ключевые слова:
«Православный благовестник», Азиатская Россия, Русская православная церковь, миссионерство, культурная интеграция, дискурс, Pravoslavny Blagovestnik, Asian Russia, Russian Orthodox Church, missionary work, cultural integration, discourse.

Для цитирования:
Чуркин М. К. Дискурс культурной интеграции коренных народов Азиатской России в публикациях журнала «Православный благовестник» (конец ХIХ – начало ХХ в.) // История повседневности. – 2025. – № 3. – С. 177-192. DOI: 10.35231/25422375_2025_3_177. EDN: QYYLXU Churkin, M. K. (2025) Diskurs kul'turnoj integracii korennyh narodov Aziatskoj Rossii v publikaciyah zhurnala «Pravoslavnyj blagovestnik» (konec XIX – nachalo XX v.) [The Discourse of Cultural Integration of the Indigenous Peoples of Asian Russia in the Publications of the Pravoslavny Blagovestnik Journal (late 19th – early 20th centuries)]. Istoriya povsednevnosti [History of Everyday Life]. No. 3. Pp. 177–192. (In Russ.). DOI: 10.35231/25422375_2025_3_177. EDN: QYYLXU

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина 2025