В статье исследуется проблема обеспечения мацой еврейских религиозных общин в СССР в 1960–1980-е гг. в оптике советской бюрократии. В частности, анализируются механизмы производства и распределения мацы, выделяется два основных способа: централизованный (через государственные цеха или общинные мацепекарни) и частный (домашняя выпечка). Особое внимание уделяется взаимодействию общин с Советом по делам религий (СДР), включая трудности получения муки, санитарные требования и финансовый контроль. Применение компаративистского метода к материалам трёх регионов выявляет существенные различия в стратегиях взаимодействия общин с властями. На примере еврейских общин Ленинграда, Нальчика и Брянской области показано, как власти ограничивали производство мацы, а общины адаптировались к давлению, сохраняя религиозную традицию. Делается вывод о том, что организация производства мацы становилась важной задачей, требовавшей значительных усилий со стороны еврейской общины во взаимодействии с государственными органами, что подтверждало её институциональный статус. Исследование основано на архивных материалах, включая отчеты уполномоченных СДР, и дополнено этнографическими данными. Статья вносит вклад в изучение повседневной религиозной жизни советского еврейства и их стратегий сохранения традиций в условиях государственного контроля.
The article examines the issue of matzah provision for Jewish religious communities in the USSR during the 1960s – 1980s through the perspective of Soviet bureaucracy. It analyzes the mechanisms of matzah production and distribution, identifying two main approaches: centralized (through state-run bakeries or community matzah bakeries) and private (home baking). Special attention is paid to the interaction between communities and the Council for Religious Affairs (CRA), including challenges in obtaining flour, meeting sanitary requirements, and financial oversight. Comparative method application reveals significant differences in the strategies of interaction between communities and the authorities in three regions. Using case studies of Jewish communities in Leningrad, Nalchik, and Bryansk Oblast, the article demonstrates how authorities restricted matzah production while communities adapted to pressure while preserving religious traditions. It is concluded that organizing matzah production was a critical task for the Jewish community, requiring extensive cooperation with state institutions and affirming its institutional role. The research draws on archival materials, including reports by CRA commissioners, supplemented with ethnographic data. This study contributes to understanding the everyday religious life of Soviet Jews and their survival strategies under state control.
Падалко Семён Сергеевич-
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербург, Российская Федерация
semenpadalko14@gmail.com
1. Казаков Е. А. В поисках «советского еврейского»: позднесоветская национальная политика // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2018. № 6. С. 190–213. EDN: GBCDYX.
2. AltshulerM.Religion and Jewish Identity in the Soviet Union, 1941–1964. Waltham: Brandeis University Press, 2012. 324 p.
3. Баркан К. А. Обеспечение еврейских религиозных общин мацой в Латвийской ССР (1946–1964) // ТИРОШ. Труды по иудаике. 2014. Вып. 14. С. 126–131. EDN: TUZJPV.
4. Страницы истории и культуры евреев Грузии: по следам экспедиции 2013 / отв. ред. М. А Членов. М.: Пробел-2000, 2014. 136 с. EDN: TXYYCH.
5. Евреи пограничья: Смоленщина / отв. ред. С. Амосова. М.: Пробел-2000, 2018. 336 с. EDN: YPAZUV.
6. Утраченное соседство: евреи в культурной памяти жителей Латгалии: Материалы экспедиций 2011–2012 годов / отв. ред. С.Амосова. М.: Пробел-2000, 2013. 382 с. EDN: TUZJDN.
7. Каспина М.Народная религиозность советских ассимилированных евреев: свинина и хлеб вместо мацы // Евреи пограничья: Смоленщина. 2018. С. 209–220. EDN: YPBAMM.
8. ЛюрманнС. Что мы можем знать о советской религиозности? (Сопоставление архивных и устных источников из послевоенного Поволжья) // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2012. Т. 30. № 3–4. С. 485–504. EDN: QZJVKX.
9. БайбуринА. К. Советский паспорт: история – структура – практики. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2017. 488 с. EDN: XMVSQP.
10. Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПБ). Ф. Р-2017. Оп. 2. Д. 10.
11. БельманС. Евреи Черниговщины после Холокоста (1945–2015) // Запорожские еврейские чтения: сборник статей и материалов, Запорожский национальный университет. Украинский институт изучения Холокоста «Ткума», 16–17 апреля 2015. Днепропетровск: Украинский ин-т изучения Холокоста «Ткума», 2016. С. 64–84.
12. Архив Санкт-Петербургской синагоги. Д. 21.
13. Центральный государственный архив Кабардино-Балкарской Республики (ЦГА КБР). Ф. Р-780. Оп. 2. Д. 19.
14. Архив Санкт-Петербургской синагоги. Д. 4.
15. ЦГА КБР. Ф. Р-780. Оп. 2. Д. 41.
16. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 1151.
17. ЦГА СПб. Ф.Р-2017. Оп. 2. Д. 8.
18. ЦГА СПб. Ф.Р-2017. Оп. 1–2. Д. 42.
19. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 744.
20. КарпекинК.История иудейских общин Белорусской ССР в 1950-е –первой половине 1960-х гг. через призму документов фондов уполномоченных советов по делам религиозных культов // Белорусский исторический обзор. 2022. № 2. С. 41–59.
21. Государственный архив Брянской области. Ф. Р-2889. Оп. 1. Д. 46.
22. ЦГА СПб. Ф. Р-2017. Оп. 2. Д. 22.
23. ЦГА СПб. Ф. Р-2017. Оп. 2. Д. 16.
24. ЦГА СПб. Ф. Р-2017. Оп. 2. Д. 18.
25. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 943.
26. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 1577.
1. Kazakov, E. A. (2018) V poiskakh "sovetskogo evreiskogo": pozdnesovetskaya natsional'naya politika [In Search of the "Soviet Jewish": Late Soviet National Policy]. Neprikosnovennyi zapas. Debaty o politike i kul'ture [Emergency Reserve. Debates on Politics and Culture]. No. 6. Pp. 190–213. (In Russ.). EDN: GBCDYX.
2. Altshuler, M. (2012) Religion and Jewish Identity in the Soviet Union, 1941–1964. Waltham: Brandeis University Press.
3. Barkan, K. A. (2014) Obespechenie evreiskikh religioznykh obshchin matsoi v Latviiskoi SSR (1946–1964) [Matzah Provision for Jewish Religious Communities in the Latvian SSR (1946–1964)]. TIROSH. Trudy po iudaike [TIROSH. Works on Jewish Studies]. Vol. 14. Pp. 126–131. (In Russ.). EDN: TUZJPV.
4. Chlenov, M. A. (ed.) (2014) Stranitsy istorii i kul'tury evreev Gruzii: po sledam ekspeditsii 2013 [Pages of History and Culture of Georgian Jews: Following the 2013 Expedition]. Moscow: Probel-2000. (In Russ.). EDN: TXYYCH.
5. Amosova, S. (ed.) (2018) Evrei pogranich'ya: Smolenshchina [Jews of the Borderlands: Smolensk Region]. Moscow: Probel-2000. (In Russ.). EDN: YPAZUV.
6. Amosova, S. (ed.) (2013) Utrachennoe sosedstvo: evrei v kul'turnoi pamyati zhitelei Latgalii [Lost Neighbors: Jews in the Cultural Memory of Latgale Residents]. Moscow: Probel-2000. (In Russ.). EDN: TUZJDN.
7. Kaspina, M. (2018) Narodnaya religioznost' sovetskikh assimilirovannykh evreev: svinina i khleb vmesto matsy [Folk Religiosity of Soviet Assimilated Jews: Pork and Bread Instead of Matzah]. Evrei pogranich'ya: Smolenshchina [Jews of the Borderlands: Smolensk Region]. Pp. 209–220. (In Russ.). EDN: YPBAMM.
8. Luhrmann, S. (2012) Chto my mozhem znat' o sovetskoi religioznosti? (Sopostavlenie arkhivnykh i ustnykh istochnikov iz poslevoennogo Povolzh'ya) [What Can We Know About Soviet Religiosity? (Comparison of archival and oral sources from the post-war Volga region)]. Gosudarstvo, religiia, Tserkov' v Rossii i za rubezhom [State, Religion and Church in Russia and Abroad]. Vol. 30. No. 3–4. Pp. 485–504. (In Russ.). EDN: QZJVKX.
9. Baiburin, A. K. (2017) Sovetskii pasport: istoriya – struktura – praktiki [Soviet Passport: History – Structure – Practices]. Saint Petersburg: Izdatel'stvo Evropeiskogo universiteta v Sankt-Peterburge. (In Russ.). EDN: XMVSQP.
10. Tsentral'nyi gosudarstvennyi arkhiv Sankt-Peterburga [Central State Archive of St. Petersburg] (hereinafter – TsGA SPb). F. R-2017. Op. 2. D. 10.
11. Belman, S. (2016) Evrei Chernigovshchiny posle Kholokosta (1945–2015) [Jews of Chernihiv Region After the Holocaust (1945–2015)]. Zaporozhskie evreiskie chteniya [Zaporizhzhia Jewish Readings]. Dnipro: Institut izucheniya Kholokosta "Tkuma". Pp. 64–84. (In Russ.)
12. Arkhiv Sankt-Peterburgskoi sinagogi [Archive of St. Petersburg Synagogue]. D. 21.
13. Tsentral'nyi gosudarstvennyi arkhiv Kabardino-Balkarskoi Respubliki [Central State Archive of Kabardino-Balkar Republic] (hereinafter – TsGA KBR) F. R-780. Op. 2. D. 19.
14. Archive of St. Petersburg Synagogue. D. 4.
15. TsGA KBR F. R-780. Op. 2. D. 41.
16. Gosudarstvennyi arkhiv Rossiiskoi Federatsii [State Archive of Russian Federation] (hereinafter – GARF). F. R-6991. Op. 6. D. 1151.
17. TsGA SPb. F. R-2017. Op. 2. D. 8.
18. TsGA SPb. F. R-2017. Op. 1–2. D. 42.
19. GARF. F. R-6991. Op. 6. D. 744.
20. Karpekin, K. (2022) Istoriya iudeiskikh obshchin Belorusskoi SSR v 1950-e – pervoi polovine 1960-kh gg. cherez prizmu dokumentov fondov upolnomochennykh sovetov po delam religioznykh kul'tov [History of Jewish Communities in Belarusian SSR in 1950s – First Half of 1960s Through Documents of Commissioners for Religious Cults]. Belorusskii istoricheskii obzor [Belarusian Historical Review]. No. 2. Pp. 41–59. (In Russ.)
21. Gosudarstvennyi arkhiv Bryanskoi oblasti [State Archive of Bryansk Oblast]. F. R-2889. Op. 1. D. 46.
22. TsGA SPb. F. R-2017. Op. 2. D. 22.
23. TsGA SPb. F. R-2017. Op. 2. D. 16.
24. TsGA SPb. F. R-2017. Op. 2. D. 18.
25. GARF. F. R-6991. Op. 6. D. 943.
26. GARF. F. R-6991. Op. 6. D. 1577.