В 1920-е гг. в Казахской АССР существовал уникальный праздник – День отмены калыма. Его учредили в память о принятии декрета, запрещающего уплату и получение калыма. Праздник был учрежден 11 декабря 1923 г. и отмечался до начала 1930-х гг. Основными формами праздничных мероприятий стали демонстрации, митинги, собрания, театральные представления. Чтобы донести до населения основные идеи Дня отмены калыма, советские и партийные органы проводили агитацию на национальных языках. На татарском, казахском, башкирском языках ставились спектакли, выпускались брошюры и газеты. В честь праздника даже была проведена амнистия женщин. Все эти мероприятия организовывались и в Международный день работниц. Отличительной особенностью Дня отмены калыма стали показательные судебные процессы по делам о преступлениях, составляющих пережитки родового быта. К 8 марта также были приуроченны судебные разбирательства, однако они касались алиментов, побоев в семье и других аспектов семейной жизни.
In the 1920s, there was a unique holiday in the Kazakh ASSR – the Day of the Kalym Abolition. It was established in memory of the adoption of a decree prohibiting the payment and receipt of kalym. The holiday was established on December 11, 1923 and was celebrated until the early 1930s. Demonstrations, rallies, gatherings and theatrical performances have become the main forms of festive events. In order to convey to the population the main ideas of the Kalym Abolition Day, Soviet and party organs conducted agitation in national languages. Plays were staged in Tatar, Kazakh, and Bashkir languages, and pamphlets and newspapers were published. There was even an amnesty for women in honor of the holiday. All these events were organized on the International Day of Female Workers. A distinctive feature of the Kalym Abolition Day was the demonstrative trials in cases of crimes that constitute remnants of ancestral life. Court proceedings were also scheduled for March 8, but they concerned alimony, domestic violence and other aspects of family life.
Боголюбов Егор Андреевичкандидат исторических наук
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Санкт-Петербург, Российская Федерация
bogolubovegor@mail.ru
1. КундакбаеваЖ.Модернизация ранней советской эпохи в судьбах женщин Казахстана, 1920–1930 годы. Алматы: ?аза? университеті, 2017. 412 с.
2. ТульцеваЛ.А.Из истории борьбы за социальное и духовное раскрепощение женщин Средней Азии (празднование 8 Марта, 1920–1927 гг.) // Советская этнография. 1986. № 1. С. 12–22. EDN: YKYEXT
3. Пальванова Б. П. Эмансипация мусульманки. Опыт раскрепощения женщины Советского Востока. М.: Наука, 1982. 304 с.
4. AlpyspaevaG., Sayakhimova S.Gender Dimension of Anti-Religious Policy in Kazakhstan in 1920–1930s // Вестник КазНУ, Серия Религиоведение. 2022. Т. 31. № 3. С. 29–35.
5. Объединенный государственный архив Оренбургской области (ОГАОО). Ф. 1. Оп. 1. Д. 569.
6. ОГАОО. Ф. 4. Оп. 1. Д. 832.
7. Великий Октябрь и раскрепощение женщин Средней Азии и Казахстана (1917– 1936 гг.): сборник документов и материалов / ред. коллегия: З. А. Астапович (отв. ред.) и др. М.: Мысль, 1971. 463 с.
8. Амнистия и помилование в СССР / сост. К. Я.Драгомирецкая; Авт. I раздела книги и сост. II–V разделов чл.- корр. Акад. наук СССР П.С. Ромашкин. М.: Госюриздат, 1959. 364 с.
9. Учредительный съезд советов Киргизской (Казакской) АССР. 4–12 октября 1920 г. Протоколы / под ред. и со вступительной статьей Е. Г. Федорова. Алма-Ата – М.: Казакстанское краевое издательство, 1936. 127 с.
10. Лобанов В. Б., Ищенко М. Г. Киргизская Автономная Советская Социалистическая Республика в составе РСФСР (1920–1925 гг.) // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 72–7. С. 20–23. EDN: OTTWTL
11. День освобождения киргизской женщины // Известия. 1923. № 285. С. 3.
12. Michaels P.A. Medical Traditions, Kazak Women, and Soviet Medical Politics to 1941 // Nationalities Papers. 1998. Vol. 26. No. 3. Pp. 493–509.
13. Тезисы доклада «Международный коммунистический женский день 8 марта и день отмены калыма 22 марта». Алма-Ата: гостип. № 2 Полиграфтреста, 1932. 4 с.
14. Материалы для докладчиков к Международному женскому коммунистическому дню 8 марта и Дню отмены калыма. Алма-Ата: Б. и., 1933. 8 с.
15. Ашаршылы?. Голод. 1928–1934. Документальная хроника. Сб. док. Т. 1.: 1928–1929 / отв. ред. Б. ?бді?али?лы. Алматы, Атам?ра, 2021. 920 с.
16. Аманжолова Д. А. «Женский вопрос» в 1920?1930-е гг. в советской национальной политике: некоторые проблемы изучения // Северо-Восточный гуманитарный вестник. 2024. № 2 (47). С. 22?36. EDN: EGLKLS
17. Курган между мировыми войнами: антропологическое измерение: монография / под ред. Т.В.Козельчук, Д.Н.Маслюженко. Курган: Издательство Курганского государственного университета, 2020. 284 с. EDN: LMODMI
18. Сапаргалиев М. С. История народных судов Казахстана. (1917–1965). Алма-Ата: Казахстан, 1966. 448 с.
1. Kundakbaeva, ZH. (2017) Modernizaciya rannej sovetskoj epohi v sud'bah zhenshchin Kazahstana, 1920–1930 gody [Modernization of the Soviet era in the days of women of Kazakhstan, 1920–1930]. Almaty: Kazakh university. (In Russ.)
2. Tultseva, L. A. (1986) Iz istorii bor'by za social'noe i duhovnoe raskreposhchenie zhenshchin Srednej Azii (prazdnovanie 8 Marta, 1920–1927 gg.) [From the history of the struggle for the social and spiritual emancipation of women in Central Asia (March 8, 1920–1927)]. Sovetskaya etnografiya [Soviet Ethnography]. No. 1. Pp. 12–22. (In Russ.). EDN: YKYEXT
3. Pal'vanova, B. P. (1982) Jemansipacija musul'manki. Opyt raskreposhhenija zhenshhiny Sovetskogo Vostoka [The emancipation of the Muslim woman. The experience of emancipation of a woman of the Soviet East]. Moscow: Nauka. (In Russ.)
4. Alpyspaeva, G., Sayakhimova, S. (2022) Gender Dimension of Anti-Religious Policy in Kazakhstan in 1920– 1930s. Vestnik KazNU, Seriya Religiovedenie [Bulletin of KazNU, Religious Studies Series]. Vol. 31. No. 3. Pp. 29 35.
5. Ob"edinennyj gosudarstvennyj arhiv Orenburgskoj oblasti [The United State Archive of the Orenburg region (hereinafter – OGAOO)]. F. 1. Op. 1. D. 569.
6. OGAOO. F. 4. Op. 1. D. 832.
7. (1971) Velikij Oktyabr' i raskreposhchenie zhenshchin Srednej Azii i Kazahstana (1917–1936 gg.): Sbornik dokumentov i materialov [Great October and the emancipation of women in Central Asia and Kazakhstan (1917–1936): A collection of documents and materials]. Ed. board: Z.A.Astapovich (editor) and others. Moscow: Mysl'. (In Russ.)
8. (1959) Amnistiya i pomilovanie v SSSR [Amnesty and pardon in the USSR]. Moscow: Gosyurizdat. (In Russ.)
9. Fedorov, E. G. (ed.) (1936) Uchreditel'nyj s"ezd sovetov Kirgizskoj (Kazakskoj) ASSR. 4–12 oktyabrya 1920 g. Protokoly [The Founding Congress of Soviets of the Kirghiz (Kazakh) ASSR. October 4–12, 1920. Protocols]. Alma Ata – Moscow: Kazakstan Regional Publishing House. (In Russ.)
10. Lobanov, V. B., Ishchenko, M. G. (2021) Kirgizskaya Avtonomnaya Sovetskaya Socialisticheskaya Respublika v sostave RSFSR (1920–1925 gg.) [Kirghiz Autonomous Soviet Socialist Republic within the RSFSR (1920–1925)]. Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya [Trends in the development of science and education]. No. 72–7. Pp. 20–23. (In Russ.). EDN: OTTWTL
11. (1923) Den' osvobozhdeniya kirgizskoj zhenshchiny [Kyrgyz Woman's Liberation Day]. Izvestiya [Izvestia]. No. 285. P. 3. (In Russ.)
12. Michaels, P. A. (1998) Medical Traditions, Kazak Women, and Soviet Medical Politics to 1941. Nationalities Papers. Vol. 26. No. 3. Pp. 493–509.
13. (1932) Tezisy doklada «Mezhdunarodnyj kommunisticheskij zhenskij den' 8 marta i den' otmeny kalyma 22 marta» [Abstracts of the report "International Communist Women's Day on March 8 and Kalym Abolition Day on March 22"]. Alma Ata: gostip. № 2 Poligraftresta. (In Russ.)
14. (1933) Materialy dlya dokladchikov k Mezhdunarodnomu zhenskomu kommunisticheskomu dnyu 8 marta i Dnyu otmeny kalyma [Materials for speakers on the International Women's Communist Day on March 8 and the Day of the Kalym Abolition]. Alma Ata: B. I. (In Russ.)
15. (2021) Asharshyly?. Golod. 1928–1934. Dokumental'naya hronika. Sb. dok. T. 1: 1928–1929 [Asharshylyk. Hunger. 1928–1934. Documentary chronicle. Collection of documents. Vol. 1: 1928–1929]. Editor-in-chief B. Abdigalievich. Almaty, Atamura. (In Russ.)
16. Amanzholova, D. A. (2024) «ZHenskij vopros» v 1920?1930-e gg. v sovetskoj nacional'noj politike: nekotorye problemy izucheniya [The “Women’s Issue” in the 1920?1930 in Soviet national politics: some studying problems]. Severo-Vostochnyj gumanitarnyj vestnik [North-Eastern Journal of Humanities]. No. 2 (47). Pp. 22?36. (In Russ.). DOI: 10.25693/SVGV.2024.47.2.002. EDN: EGLKLS
17. Kozelchuk, T. V., Maslyuzhenko, D. N. (eds.) (2020) Kurgan mezhdu mirovymi vojnami: antropologicheskoe izmerenie: monografiya [Kurgan between the World Wars: an anthropological dimension: a monograph]. Kurgan: Izdatel'stvo Kurganskogo gosudarstvennogo universiteta. (In Russ.). EDN: LMODMI
18. Sapargaliev, M. S. (1966) Istoriya narodnyh sudov Kazahstana. (1917–1965) [The history of the people's courts of Kazakhstan. (1917–1965)]. Alma Ata: Kazahstan. (In Russ.)