Этнокультурный потенциал бурятских проводников и ученых позволил осуществить географические и этнографические исследования, начиная с приглашения их в качестве сопровождения для экспедиций Н. М. Пржевальского в Центральную Азию во второй половине XIX в. Новаторской являлась также идея использовать их в качестве фотографов. Представители национальной интеллигенции фиксировали в своих экспедиционных дневниках данные о съемках, сюжеты контактирования с жителями исследуемых территорий на предмет их фотографирования. В ходе исследования записи, отражающие фотографическую деятельность Базара Барадийна в экспедициях 1903–1907 гг., были проанализированы и сравнены как материалы с ежегодной динамикой фотографического и дипломатического мастерства ученого-путешественника. Влияющими на фотосъемку были определены региональный, климатический и религиозный факторы. Рассмотрение дневников Барадийна позволило выявить дополнительные детали этноконфессионального аспекта истории повседневности. Представитель национальной интеллигенции успешно справился с задачей не только научного изучения региона Центральной Азии, но и фотофиксации культурной и религиозной жизни Монголии и Тибета, в том числе с обучением буддийских лам обращению с фотоаппаратом и последующими операциями по получению фотографий.
The ethnocultural potential of Buryat guides and scientists allowed geographical and ethnographic research to be carried out, starting with inviting them to accompany N. M. Przhevalsky's expeditions to Central Asia in the second half of the 19th century. The
idea of using them as photographers was also innovative. Representatives of the national intelligentsia recorded the data on the surveys and the subjects of contact with the inhabitants of the explored territories in their expedition diaries for photographing them. During the study, we conducted a linguistic analysis of the entries reflecting Bazar Baradiin's photographic activities. We compared the records by year to outline. Then, we defined the peculiarities of each journey and the photographic practices. The region, climatical conditions and ideology influenced on photography. Examination of diaries revealed additional details of the ethno-religious aspect of the history of everyday life. Representative of the national intelligentsia successfully coped with the task of not only scientific but also photographic recording of cultural and religious life in Mongolia and Tibet.
Станулевич Надежда Алексеевнакандидат исторических наук
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Санкт-Петербург, Российская Федерация
nstanulevich@gmail
Сабрукова Светлана Санджиевнакандидат филологических наук
Институт восточных рукописей РАН
Санкт-Петербург, Российская Федерация
ssabrukova@yandex.ru
1. Полянская О. Н. Монголоведные направления в исследованиях Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии // Вестник Бурятского государственного университета. – 2013. – № 7. – С. 123–130. EDN: QJAKXV
2. Барадин Б. Б. Жизнь в Тангутском монастыре Лавран: дневник буд. паломника (1906–1907 гг.) / подг. к изд., предисл., коммент. Ц. П. Ванчиковой. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2002. 244 с.
3. Дневник вольнослушателя Санкт-Петербургского университета Базара Барадина по бурятским дацанам (1903–1904 гг.) / подг. к публ., предисл., коммент., указатель Д. С. Жамсуевой. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2013. 238 с.
4. ХижнякО.С. Б.Б.Барадийн о Далай-ламе XIII Тубтене Гьяцо (по материалам дневника путешествия 1905–1907 годов) // Труды Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Вып. III. «Петербуржец путешествует». Материалы конференции 3–4 апреля 1997 г. – СПб.: Гос. музей истории Санкт-Петербурга, 1998. – С. 130–141.
5. Станулевич Н. А. Коллекция негативов Базара Барадийна в собрании МАЭ РАН // Кунсткамера. – 2020. – № 4(10). – С. 129–139. DOI: 10.31250/2618-8619-2020-4(10)-129-139. EDN: HSQPFS
6. ПржевальскийН.М. От Кяхты на истоки Желтой реки, исследование северной окраины Тибета и путь через Лоб-Нор по бассейну Тарима. СПб.: Тип. В. С. Балашева, 1888. 537 с.
7. Дневники Монголо-Тибетской экспедиции 1923–1926 / ред.-сост. Т. И.Юсупова, сост. А. И. Андреев, отв. ред. А. В. Постников. СПб.: Наука, 2003. 1037 с.
8. Козлов П. К. Дневники Монголо-Сычуаньской экспедиции, 1907–1909 / ред.-сост. Т.И.Юсупова, сост. Т.Ю. Гнатюк, отв. ред. А.И.Андреев. СПб.: Нестор-История, 2015. 424 с.
9. Ургинский дневник Ф. И. Щербатского (1905) / предисловие и комм. А. И. Андреева // Письменные памятники Востока. – 2017. – № 28. – С. 48–67.
10. Российские экспедиции в Центральную Азию: Организация, полевые исследования, коллекции. 1870–1920-е гг.: сборник статей / под ред. А. И. Андреева. – СПб.: НесторИстория, 2013. – 332 с.
11. Андреев А. И. Фотография в русских экспедициях по Центральной Азии XIX – начала ХХ в.: Г. Цыбиков и О. Норзунов – первые фотографы Тибета // Буддийская культура: история, источниковедение, языкознание и искусство: материалы Вторых Доржиевских чтений. – СПб.: Петербургское востоковедение, 2008. – С. 189–199.
12. Andreyev A.Tibet in the earliest photographs by Russian travelers. – New Delhi: Studio Orientalia, 2013. – 212 p.
13. Архив востоковедов. Ф. 87. Оп. 1. Д. 26.
14. Ломакина И. И. Великий Беглец. Документальная повесть. М.: «Дизайн. Информация. Картография», 2001. 288 с.
15. Санкт-Петербургский филиал Архива Российской академии наук (СПбФА РАН). Ф. 148. Оп. 1. Д. 21.
16. Станулевич Н. А. Особенности получения первых фотографий буддийских монастырей Тибета // Культура Центральной Азии: письменные источники. – 2023. – № 16. – С. 157–169. DOI 10.31554/2304–1838–2023–16–157–169. EDN: KOOMLL.
17. СПбФА РАН. Ф. 725. Оп. 3. Д. 34.
18. Архив востоковедов. Ф. 87. Оп. 1. Д. 27.
19. Архив востоковедов. Ф. 87. Оп. 1. Д. 28.
20. Архив востоковедов. Ф. 87. Оп. 1. Д. 29.
21. Архив востоковедов. Ф. 87. Оп. 1. Д. 31.
22. ГолевИ.А.Коллекция экспедиционных фотографий А. И.Скасси в собрании отдела рукописей и книжных памятников Научной библиотеки ТГУ // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. – 2022. – № 46. – С. 250–255. DOI: 10.17223/22220836/46/21. EDN: BVSPYW.
23. Потанин Г. Н.Тангутско-Тибетская окраина Китая и Центральная Монголия Путешествие Г. Н. Потанина, 1884–1886. Т. 1. СПб.: Имп. Рус. геогр. о-во, 1893. 567 с.
24. Архив востоковедов. Ф. 87. Оп. 1. Д. 30.
1. Polyanskaya, O. N. (2013) Mongolovednye napravleniya v issledovaniyah Russkogo komiteta dlya izucheniya Srednej i Vostochnoj Azii [Mongolian Studies Trends in the Researches of the Russian Committee for Study of Middle and Eastern Asia]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta [Scientific journal Dorji Banzarov Buryat state University]. No 7. Pp. 123–130. (In Russ.). EDN: QJAKXV
2. Vanchikova, C. P. (2002) (ed.) Baradin B. B. Zhizn' v Tangutskom monastyre Lavran: dnevnik bud. palomnika (1906–1907 gg.) [Life in the Tangut Lavran Monastery: the Diary of a Buddhist pilgrim (1906–1907)]. Ulan-Ude: Izd-vo BNC SO RAN. (In Russ.)
3. Zhamsueva, D. S. (2013) (ed.) Dnevnik vol'noslushatelya Sankt-Peterburgskogo universiteta Bazara Baradina po buryatskim dacanam (1903–1904 gg.) [Diaries of the Saint-Petersburg free-lance student Bazar Baradin during his staying in Buryat datsans in 1903–1904]. Ulan-Ude: Izd-vo BNC SO RAN. (In Russ.)
4. Hizhnyak, O. S. (1998) B. B. Baradijn o Dalaj-lame XIII Tubtene G'yaco (po materialam dnevnika puteshestviya 1905–1907 godov) [B. B. Baradin about Dalai Lama (from a travel diary of 1905–1907)]. Proceedings of the Conference, 3-4 April 1997, Saint Petersburg. "Saint Petersburg citizen travelling". State Museum of the History of Saint-Petersburg]. Iss. III. Saint Petersburg. Pp. 130–141.
5. Stanulevich, N. A. (2020) Kollekciya negativov Bazara Baradijna v sobranii MAE RAN [Bazar Baradiin‘s collection of negatives in MAE RAS]. Kunstkamera [Kunstkamera]. No. 4 (10). Pp. 129–139. (In Russ.). DOI: 10.31250/2618-8619-2020-4(10)-129-139. EDN: HSQPFS
6. Przheval'skij, N. M. (1888) Ot Kyahty na istoki ZHeltoj reki, issledovanie severnoj okrainy Tibeta i put' cherez Lob-Nor po bassejnu Tarima [From Kyakhta to the headwaters of the Yellow River, exploring the northern edge of Tibet and traveling through Lob-Nor along the Tarim basin]. Saint Petersburg: Tip. V.S. Balasheva. (In Russ.)
7. Yusupova, T. I., Andreev, A. I., Postnikov, A. V. (2003) Dnevniki Mongolo-Tibetskoj ekspedicii 1923–1926 [Diaries of the Mongol-Tibetan Expedition 1923–1926]. Saint Petersburg: Nauka.
8. Yusupova, T. I., Gnatyuk, T. Yu., Andreev, A. I. (2015) (eds.) Kozlov P. K. Dnevniki Mongolo-Sychuan'skoj ekspedicii, 1907–1909 [Diaries of the Mongol-Sichuan Expedition, 1907–1909]. Saint Petersburg: Nestor-Istoriya. (In Russ.)
9. Andreev, A. I. (2017) Urginskij dnevnik F. I. Shcherbatskogo (1905) [Diary of F. I. Shcherbatskoi in Urga in 1905]. Pis'mennye pamyatniki Vostoka [Written monuments of the East]. No. 28. Pp. 48–67. (In Russ.)
10. Andreev, A. I. (2017) (ed.) Rossijskie ekspedicii v Central'nuyu Aziyu: Organizaciya, polevye issledovaniya, kollekcii. 1870–1920-e gg. [Russian Expeditions to Central Asia: Organization, Field Studies, Collections. 1870–1920] Saint Petersburg: Nestor-Istoriya. (In Russ.)
11. Andreev, A. I. (2008) Fotografiya v russkikh ehkspeditsiyakh po Tsentral'noi Azii XIX – nachala XIX v.: G. Tsybikov i O. Norzunov – pervye fotografy Tibeta [Photography in Russian expeditions in Central Asia of the 19th – early 20th century: G. Tsybikov and O. Norzunov – the first photographers of Tibet]. Proceedings of the Second Dorzhhiev Conference. Buddhist Culture: History, Source Studies, Linguistics and Art. Saint Petersburg: Peterburgskoe vostokovedenie. Pp. 189–199. (In Russ.)
12. Andreyev, A. (2013) Tibet in the earliest photographs by Russian travelers. New Delhi: Studio Orientalia.
13. Arkhiv vostokovedov [Orientalist Archive in the Institute of Oriental Studies] (hereinafter – AV IVR RAS). F. 87. Op. 1. D. 26.
14. Lomakina, I. I. (2001) Velikij Beglec. Dokumental'naya povest' [The Great Fugitive. A Documentary Narrative.]. Moscow: "Dizajn. Informaciya. Kartografiya". (In Russ.)
15. Sankt-Peterburgskii filial Arkhiva Rossiiskoi akademii nauk [Saint-Petersburg Branch of the Russian Academy of Science Archive] (hereinafter – SPbB ARAS). F. 148. Op. 1. D. 21.
16. Stanulevich, N. A. (2023) Osobennosti polucheniya pervyh fotografij buddijskih monastyrej Tibeta [Features of Obtaining the First Photographs of Buddhist Monasteries in Tibet]. Kul'tura Central'noj Azii: pis'mennye istochniki [Central Asian culture: written sources]. No. 16. Pp. 157–169. (In Russ.). DOI 10.31554/2304-1838-2023-16-157-169. EDN: KOOMLL.
17. SPbB ARAS. F. 725. Op. 3. D. 34.
18. AV IVR RAS. F. 87. Op. 1. D. 27.
19. AV IVR RAS. F. 87. Op. 1. D. 28.
20. AV IVR RAS. F. 87. Op. 1. D. 29.
21. AV IVR RAS. F. 87. Op. 1. D. 31.
22. Golev, I. A. (2022) Kollekciya ekspedicionnyh fotografij A.I. Skassi v sobranii otdela rukopisej i knizhnyh pamyatnikov Nauchnoj biblioteki TGU [A Collection of Expedition Photographs by A. I. Skassi in the Collection of the Department of Manuscripts and Book Monuments of the Scientific Library of TSU]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie. [Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History]. No. 46. Pp. 250–255. (In Russ.). DOI: 10.17223/22220836/46/21. EDN: BVSPYW.
23. Potanin G. N. (1893) Tangutsko-Tibetskaya okraina Kitaya i Central'naya Mongoliya Puteshestvie G. N. Potanina, 1884–1886 [Tangut-Tibetan margin of China and Central Mongolia Journey of G. N. Potanin, 1884–1886]. Vol. 1. Saint Petersburg: Imperial Russian Geography Society. (In Russ.)
24. AV IVR RAS. F. 87. Op. 1. D. 30.