Дуализм имперской образовательной политики: подготовка национальных кадров в инородческом обществе

The Imperial Educational Policy Dualism: Training National Personnel in the Aliens’ Society

Авторы:
Лиджиева Ирина Владимировна,

DOI:
10.35231/25422375_2024_4_137

Полный текст298,74 КБ

Предметом исследования данной статьи выступает имперская политика в области образования в инородческом обществе в XIX в., на примере Калмыцкой степи. Основой источниковой базы послужили документы из Национального архива Республики Калмыкия и фотоматериалы из хранилищ Ставропольского музея-заповедника им. Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве. Путем использования проблемно-хронологического метода восстановлена последовательность организации учреждений просвещения в Калмыцкой степи в рассматриваемый период. Применение системного метода позволило определить влияние либеральных реформ Александра II и контрреформ Александра III на развитие Калмыцкой степи. Политика постепенной интеграции Калмыцкой степи в общеимперское пространство предусматривала особый путь развития, исключающий из орбиты реформ. В заключение делается вывод о том, что корреляция мероприятий реформ второй половины XIX в. и развитие системы просвещения наглядно иллюстрирует дуализм имперской образовательной политики на инородческой территории.

The subject of this article is the imperial policy in the field of education in a non-Russian society in the 19th century on the example of Kalmyk steppe. The paper is based on documents from the National Archives of the Republic of Kalmykia and photographic materials from the repositories of the Stavropol Museum-Reserve named after G. N. Prozritelev and G. K. Prave. Using the problem-chronological method, the sequence of the organization of educational institutions in the Kalmyk steppe in the period under review was reconstructed. The use of the system method made it possible to determine the influence of the liberal reforms of Alexander II and the counter-reforms of Alexander III on the development of the Kalmyk steppe. The policy of gradual integration of the Kalmyk steppe into the general imperial space provided for a special path of development, excluding it from the orbit of reforms. The author comes to the conclusion that the correlation of the reform measures of the second half of the 19th century and the development of the educational system clearly illustrates the dualism of the imperial educational policy in the national minorities territory.

Лиджиева Ирина Владимировна
доктор исторических наук
Южный научный центр РАН
г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация
irina-lg@yandex.ru

1. Архангельский Н. Начальные школы в приставских ставках у кочевых племен Ставропольской губернии // Ставропольские губернские ведомости. – 1877. – 19 марта.
2. ПозднеевА.М.Доклад 4-й секции по вопросам образования инородцев-ламаитов // Труды Особого совещания по вопросам просвещения инородцев. –СПб.: б. и., 1905. – 165 с.
3. Сильницкий А. Д. Краткий очерк состояния народного образования в Калмыцкой степи Астраханской губернии в связи с современным бытом калмыков // Журнал Министерства народного просвещения. – 1907. – № 7. – С. 37–100.
4. Фарфоровский С.В.Народное образование среди калмыков Большого Дербета в связи с их бытом и историей. Ставрополь: Тип. губ. правления, 1912. 42 с.
5. Килганов В.У.Становление школьного образования в Калмыкии. Элиста: Калмиздат, 1968. 67 с.
6. Ташнинов Н.Ш. Очерки истории просвещения Калмыцкой АССР. Элиста: Калмиздат, 1969. 213 с.
7. Лиджиева И. В. Местное самоуправление калмыков в XIX – начале XX вв.: историко-этнографический аспект. Элиста: Калмыцкий научный центр РАН, 2016. 328 с.
8. Федюнина Т. Н., Вдовина А. В. Политика в области образования для национальных меньшинство Российской империи во второй половине XIX века // Проблемы гуманитарных наук и образования в современной России. Материалы Всероссийского научно-практического форума. – Воронеж: ВГПУ, 2021. – С. 91–95. EDN: SKJKBG
9. Сартикова Е. В. Система образования и деятельность русской интеллигенции в Калмыцкой степи в конце XIX– начале XX вв. // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2010. – № 8. – С. 114–120. EDN: MUJNCX
10. Минкеева И.Н. Формирование системы «образования для калмыков» в российском образовательном пространстве XIX века: родовые (аймачные) школы // Вестник Тв.ГУ. Серия «Педагогика и психология». – 2019. – № 1 (46). – С. 146–152. EDN: ZEESFF
11. Лиджиева И.В.Народное образование в деятельности органов местного самоуправления Калмыцкой степи // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. – 2016. – Т. 9. –№ 1 (23). – С. 34–42. DOI: 10.22162/2075-7794-2016-23-1-34-42. EDN: WXBVAH
12. Лиджиева И.В., Кидирниязов Д.С.Кочевники степного Предкавказья в период Великих реформ в России // Вестник Российского института дружбы народов. Серия: История России. –2021. – Т. 20. –№ 1. – С. 74–87. DOI: 10.22363/2312-8674-2021-20-1-74-87. EDN: JAKEWZ.
13. Любичанковский С.В.Имперская политика аккультурации «инородцев» средствами просвещения (на материалах урало-поволжских и центрально-азиатских территорий Российской империи // Электронный научно-образовательный журнал «История». – 2021. – Т. 12. – № 3 (101). DOI: 10.18254/S207987840014091-9. EDN: CDZZFY
14. Любичанковский С. В. Формирование казахской интеллигенции в учебных заведениях Оренбургского края: ответ на вызовы пореформенной модернизации // Уральский исторический вестник. – 2021. – № 4 (73). – С. 106–114. DOI: 10.30759/1728-9718-2021-4(73)- 106-114. EDN: PEJQWW
15. Ковальская С. И., Любичанковский С. В. Российская образовательная система как канал аккультурации и модернизации сознания казахов-кочевников XVIII – начало XX веков // Вестник Самарской университета. История, педагогика, филология. – 2018. – Т. 24. – № 2. – С. 7–15. DOI: 10.18287/2542-0445-2018-24-2-7-15. EDN: XVQVAT
16. Имперская политика аккультурации и проблема колониализма (на примере кочевых и полукочевых народов Российской империи). Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2019. 480 с. EDN: NXXUIV.
17. Садвокасова З. Наследие Алашской интеллигенции по проблемам просвещения казахских детей (в контексте казахской государственности) // Мир Большого Алтая. – 2018. – Т. 4. – № 3. – С. 427–437. DOI: 10.31551/2410-2725-2018-4-3-427-437. EDN: YNMQSD.
18. Тнейбекулы Б. Е., Габдулхакович М. А., Сардарова Э. А., Койшибаев М. Н., Билтекенова Г. Б. Социальные условия Казахстана в развитии образования конца XIX – начало XX веков // Мир науки. Педагогика и психология. – 2021. – Т. 9. – № 2. – С. 1–13. DOI: 10.15862/59PDMN221. EDN: ZAUMUL
19. Команджаев А. Н., Абеева О. Н., Амаева Д. В. Становление системы школьного образования в Калмыкии во второй половине XIX – начале XX века // Вестник Калмыцкого университета. – 2017. – № 36 (4). – С. 18–23. EDN: YLNNHT
20. Очерки истории Калмыцкой АССР. Дооктябрьский период. М.: Изд-во «Наука, 1967. 479 с.
21. Российский государственный исторический архив (далее РГИА). Ф. 1287. Оп. 12. Д. 471.
22. Национальный архив Республики Калмыкия (далее НАРК). Ф. И-2. Оп. 1. Д. 74.
23. НАРК. Ф. И-9. Оп. 4. Д. 35.
24. НАРК. Ф. И-9. Оп. 1. Д. 14.
25. Ставропольский историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник им. Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве. Ф. 54. Д. 1860.
26. НАРК. Ф. И-9. Оп. 1. Д. 72.
27. Ученые-исследователи Калмыкии (XVII – начало XX вв.). Библиографический указатель. Элиста: Калмыцкое книжное изд-во, 2006. 250 с.
28. НАРК. Ф. И-9. Оп. 1. Д. 20.
29. Научный архив Калмыцкого научного центра РАН. Ф. 17. Оп. 1. Д. 4.
30. НАРК. Ф. И-9. Оп. 2. Д. 56.
31. НАРК. Ф. И-9. Оп. 2. Д. 74.
32. Бакаева Э.П.История о зайсангах Джова-Дорджи и Эмген-Убуши в калмыцком фольклоре: прообразы и этнографическая специфика мотива соперничества // Новый филологический вестник. – 2022. –№ 2 (61). –С. 346–366. DOI: 10.54770/20729316-2022-2-346. EDN: YATBOU.
33. НАРК. Ф. И-9. Оп. 1. Д. 21.
34. НАРК. Ф. И-9. Оп. 1. Д. 44.
35. НАРК. Ф. И-9. Оп. 1. Д. 83.
36. НАРК. Ф. И-9. Оп. 1. Д. 106.
37. НАРК. Ф. И-9. Оп. 1. Д. 177.

1. Arhangel'skij, N. (1877) Nachal'nye shkoly v pristavskih stavkah u kochevyh plemen Stavropol'skoj gubernii [Primary schools in the bailiff headquarters of the nomadic tribes of the Stavropol province]. Stavropol'skie gubernskie vedomosti [Stavropol provincial news]. 19 March. (In Russ.)
2. Pozdneev, A. M. (1905) Doklad 4-j sekcii po voprosam obrazovaniya inorodcev-lamaitov [Report of the 4th section on the education of the Lamaite aliens]. Trudy Osobogo soveshchaniya po voprosam prosveshcheniya inorodcev [Works of the Special Conference on the issues of education of the non-Russians]. St. Petersburg. (In Russ.)
3. Sil'nickij, A. D. (1907) Kratkij ocherk sostoyaniya narodnogo obrazovaniya v Kalmyckoj stepi Astrahanskoj gubernii v svyazi s sovremennym bytom kalmykov [Brief essay on the state of public education in the Kalmyk steppe of the Astrakhan province in connection with the modern life of the Kalmyks]. ZHurnal Ministerstva narodnogo prosveshcheniya [Journal of the Ministry of Public Education]. No 7. Pp. 37–100. (In Russ.)
4. Farforovskij, S. V. (1912) Narodnoe obrazovanie sredi kalmykov Bol'shogo Derbeta v svyazi s ih bytom i istoriej [Public education among the Kalmyks of Greater Derbet in connection with their life and history]. Stavropol: Typ. of the province government. (In Russ.)
5. Kilganov, V. U. (1968) Stanovlenie shkol'nogo obrazovaniya v Kalmykii [Formation of school education in Kalmykia]. Elista: Kalmyk publishing house. (In Russ.)
6. Tashninov, N. SH. (1969) Ocherki istorii prosveshcheniya Kalmyckoj ASSR [Essays on the history of education in the Kalmyk ASSR]. Elista: Kalmyk Publishing House. (In Russ.)
7. Lidzhieva, I. V. (2016) Mestnoe samoupravlenie kalmykov v XIX – nachale XX vv.: istoriko-etnograficheskij aspect [Local self-government of Kalmyks in the 19th – early 20th centuries: historical and ethnographic aspect]. Elista: Kalmyk Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, 2016. (In Russ.)
8. Fedyunina, T. N., Vdovina, A. V. (2021). Politika v oblasti obrazovaniya dlya nacional'nyh men'shinstvo Rossijskoj imperii vo vtoroj polovine XIX veka [Educational policy for national minorities of the Russian empire in the second half of the 19th century]. Problemy gumanitarnyh nauk i obrazovaniya v sovremennoj Rossii. Materialy Vserossijskogo nauchno-prakticheskogo foruma [Problems of the Humanities and Education in Modern Russia. Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Forum]. Voronezh: VGPU. Pp. 91–95. EDN: SKJKBG. (In Russ.)
9. Sartikova, E. V. (2010) Sistema obrazovaniya i deyatel'nost' russkoj intelligencii v Kalmyckoj stepi v konce XIX – nachale XX vv. [The system of education and activity of Russian intelligentsia in Kalmyk steppe in the end of the 19th – beginning of the 20th century]. Nauchnye problemy gumanitarnyh issledovanij [Scientific problems of humanitarian research]. No. 8. Pp. 114–120. EDN: MUJNCX. (In Russ.)
10. Minkeeva, I. N. (2019) Formirovanie sistemy «obrazovaniya dlya kalmykov» v rossijskom obrazovatel'nom prostranstve XIX veka: rodovye (ajmachnye) shkoly [Formation of the system of «education for kalmyks» in the Russian educational spaces of the 19th century: generic (aimak) schools]. Vestnik Tv.GU. Seriya «Pedagogika i psihologiya» [Bulletin of Tver State University. Series "Pedagogy and Psychology"]. No. 1 (46). Pp. 146–152. EDN: ZEESFF. (In Russ.)
11. Lidzhieva, I. V. (2016) Narodnoe obrazovanie v deyatel'nosti organov mestnogo samoupravleniya Kalmyckoj
stepi [Public education in the activities of bodies of local self-government of the Kalmyk steppe in the 19th – beginning of the 20th centuries]. Vestnik Kalmyckogo instituta gumanitarnyh issledovanij RAN [Bulletin of the Kalmyk institute of humanitarian research of the RAS]. Vol. 9. No. 1 (23). Pp. 34–42. DOI: 10.22162/2075-7794-2016-23-1-34-42. EDN: WXBVAH. (In Russ.)
12. Lidzhieva, I. V., Kidirniyazov, D. S. (2020) Kochevniki stepnogo Predkavkaz'ya v period Velikih reform v Rossii [Nomads of the steppe Ciscaucasia during the great reforms in Russia]. Vestnik Rossijskogo instituta druzhby narodov. Seriya: Istoriya Rossii [RUDN Journal of Russian History]. Vol. 20. No. 1. Pp. 74–87. DOI: 10.22363/2312-8674-2021-20-1-74-87. EDN: JAKEWZ. (In Russ.)
13. Lyubichankovskij, S. V. (2021) Imperskaya politika akkul'turacii «inorodcev» sredstvami prosveshcheniya (na materialah uralo-povolzhskih i central'no-aziatskih territorij Rossijskoj imperii [Imperial policy of acculturation of “foreigners” by means of enlightenment (based on materials from the Ural-Volga and Central Asian territories of the Russian empire]. Elektronnyj nauchno-obrazovatel'nyj zhurnal «Istoriya» [Electronic scientific and educational journal "History"]. Vol. 12. No. 3 (101). DOI: 13.18254/S207987840014091-9. EDN: CDZZFY. (In Russ.)
14. Lyubichankovskij, S. V. (2021) Formirovanie kazahskoj intelligencii v uchebnyh zavedeniyah Orenburgskogo kraya: otvet na vyzovy poreformennoj modernizacii [Formation of the Kazakh intelligentsia in educational institutions of the Orenburg region: the response to the challenges of post-reform modernization]. Ural'skij istoricheskij vestnik [Ural Historical Bulletin]. No. 4 (73). Pp. 106–114. DOI: 10.30759/1728-9718-2021-4(73)-106-114. EDN: PEJQWW. (In Russ.)
15. Koval'skaya, S. I., Lyubichankovskij, S. V. (2018) Rossijskaya obrazovatel'naya sistema kak kanal akkul'turacii i modernizacii soznaniya kazahov-kochevnikov XVIII – nachalo XX vekov [Russian educational system as a channel for acculturation and modernization of consciousness of nomadic Kazakhs of the 18th – early 20th centuries]. Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriya, pedagogika, filologiya [Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology]. Vol. 24. No. 2. Pp. 7–15. DOI: 10.18287/2542-0445-2018-24-2-7-15. (In Russ.)
16. Imperskaya politika akkul'turacii i problema kolonializma (na primere kochevyh i polukochevyh narodov Rossijskoj imperii) (2019) [Imperial policy of acculturation and the problem of colonialism (on the example of nomadic and semi-nomadic peoples of the Russian Empire)]. Orenburg: Publishing center of OGAU. EDN: NXXUIV. (In Russ.)
17. Sadvokasova, Z. (2018) Nasledie Alashskoj intelligencii po problemam prosveshcheniya kazahskih detej (v kontekste kazahskoj gosudarstvennosti) [Heritage of the Alash intellectuals on the problems of education of Kazakh children (in the context of Kazakh statehood)]. Mir Bol'shogo Altaya [World of Great Altay]. Vol. 4. No. 3. Pp. 427–437. DOI: 10.31551/2410-2725-2018-4-3-427-437. EDN: YNMQSD. (In Russ.)
18. Tnejbekuly, B. E., Gabdulhakovich, M. A., Sardarova, E. A., Kojshibaev, M. N., Biltekenova G. B. (2021) Social'nye usloviya Kazahstana v razvitii obrazovaniya konca XIX – nachalo XX vekov [Social conditions of Kazakhstan in the development of education in the late 19th – beginning of 20th centuries]. Mir nauki. Pedagogika i psihologiya [World of Science. Pedagogy and psychology]. Vol. 9. No. 2. Pp. 1–13. DOI: 10.15862/59PDMN221. EDN: ZAUMUL. (In Russ.)
19. Komandzhaev, A. N., Abeeva, O. N., Amaeva, D. V. (2017) Stanovlenie sistemy shkol'nogo obrazovaniya v Kalmykii vo vtoroj polovine XIX – nachale XX veka [The development of the system of school education in Kalmykia in the second half of the 19th – early 20th centuries]. Vestnik Kalmyckogo universiteta [Bulletin of Kalmyk University]. No. 36 (4). Pp. 18-23. EDN: YLNNHT. (In Russ.)
20. Ocherki istorii Kalmyckoj ASSR. Dooktyabr'skij period (1967) [Essays on the history of the Kalmyk ASSR. Pre-October period]. Moscow, Science Publishing House. (In Russ.)
21. Rossijskij gosudarstvennyj istoricheskij arhiv [Russian State Historical Archive]. F. 1287. Op. 12. D. 471.
22. Nacional'nyj arhiv Respubliki Kalmykiya (hereinafter – NARK) [National Archives of the Republic of Kalmykia]. F. I-2. Op. 1. D. 74.
23. NARK. F. I-9. Op. 4. D. 35.
24. NARK. F. I-9. Op. 1. D. 14.
25. Stavropol'skij istoriko-kul'turnyj i prirodno-landshaftnyj muzej-zapovednik im. G. N. Prozriteleva i G. K. Prave. [Stavropol Historical, Cultural and Natural Landscape Museum-Reserve named after G. N. Prozritelev and G. K. Prave]. F. 54. D. 1860. (In Russ.)
26. NARK. F. I-9. Op. 1. D. 72.
27. Uchenye-issledovateli Kalmykii (XVII – nachalo XX vv.). Bibliograficheskij ukazatel (2006) [Researchers-scientists of Kalmykia (17th – early 20th centuries). Bibliographic index]. Elista: Kalmyk book publishing house. (In Russ.)
28. NARK. F. I-9. Op. 1. D. 20.
29. Nauchnyj arhiv Kalmyckogo nauchnogo centra RAN [Scientific archive of the Kalmyk Scientific Center of the Russian Academy of Sciences]. F. 17. Op. 1. D. 4.
30. NARK. F. I-9. Op. 2. D. 56.
31. NARK. F. I-9. Op. 2. D. 74.
32. Bakaeva, E. P. (2022) Istoriya o zajsangah Dzhova-Dordzhi i Emgen-Ubushi v kalmyckom fol'klore: proobrazy i etnograficheskaya specifika motiva sopernichestva [The Story of Zaisangs Jova-Dorji and Emgen-Ubushi in Kalmyk Folklore: Prototypes and Ethnographic Specifics in the Motif of Rivalry]. Novyj filologicheskij vestnik [The New Philological Bulletin]. No. 2 (61). Pp. 346–366. DOI: 10.54770/20729316-2022-2-346. EDN: YATBOU. (In Russ.)
33. NARK. F. I-9. Op. 1. D. 21.
34. NARK. F. I-9. Op. 1. D. 44.
35. NARK. F. I-9. Op. 1. D. 83.
36. NARK. F. I-9. Op. 1. D. 106.
37. NARK. F. I-9. Op. 1. D. 177.

Ключевые слова:
Калмыцкая степь, Калмыцкое училище, инородческое общество, система просвещения, улусные школы, Kalmyk steppe, Kalmyk school, foreign society, education system, ulus schools.

Для цитирования:
Лиджиева И. В. Дуализм имперской образовательной политики: подготовка национальных кадров в инородческом обществе // История повседневности. – 2024. – № 4. – С. 137–149. DOI: 10.35231/25422375_2024_4_137. EDN: LYHVDF Lidzhieva, I. V. (2024) Dualizm imperskoj obrazovatel'noj politiki: podgotovka nacional'nyh kadrov v inorodcheskom obshchestve [The Imperial Educational Policy Dualism: Training National Personnel in the Aliens’ Society]. Istoriya povsednevnosti [History of Everyday Life]. No. 4. Pp. 137–149. (In Russ.). DOI: 10.35231/25422375_2024_4_137. EDN: LYHVDF

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина