В исследовании приведены биографические сведения о петербургском педагоге, начальнице частной женской гимназии Е. М. Гедда. На основе неопубликованных документов из петербургских архивов и библиотек (Российский государственный исторический архив, Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга, Центральный государственный архив Санкт-Петербурга) уточнены биографические данные ее жизненного пути. В ходе анализа ее неопубликованных мемуаров из Отдела рукописей Российской национальной библиотеки и сопоставления их с педагогической управленческой деятельностью дана характеристика педагогическим взглядам Е. М. Гедда на организацию «идеальной школы», в которой должна быть создана близкая к домашней обстановка, соблюдались бы санитарно-гигиенические нормы для школьной мебели и освещения, учащиеся занимались гимнастикой и спортом, было бы организовано горячее питание. На базе гимназии были созданы три ступени женского образования: начальная подготовительная школа, учреждения среднего образования и первоначальной профессиональной подготовки. Успешная деятельность Гедда как женщины педагога, привлечение в школу молодых учительниц стали нравственным ориентиров для девушек, желавших заняться педагогической работой. Ее хобби – птицеводство, превратилось в успешный опыт организации собственного птицеводческого хозяйства в Санкт-Петербургской губернии, вылилось в успешную агрономическую деятельность и привело к созданию серии трудов по сельскому хозяйству.
The study provides biographical information about St. Petersburg teacher, head of a private girls’ gymnasium E. M. Gedda. The biographical data of her life path was clarified on the base of unpublished documents from St. Petersburg archives and libraries (Russian State Historical Archive, Central State Historical Archive of St. Petersburg, Central State Archive of St. Petersburg). Analyzing her unpublished memoirs from the Department of Manuscripts of the Russian National Library and comparing them with her management activities, the authors describe her pedagogical views on the organization of an “ideal school”, where an environment close to home was created, sanitary and hygienic standards for school furniture and lighting were observed, students were engaged in gymnastics and sports, hot meals were provided at school. Three levels of women’s education were created on the basis of gymnasium: primary preparatory school, secondary education, and initial vocational training. Gedda’s successful work as a female pedagogue and recruiting young female teachers to school became moral guidelines for young girls who wanted to engage in teaching work. Her hobby, poultry farming, became a successful experience of organizing private poultry farm in the St. Petersburg province and allowed her to become an agronomist and author of works on agriculture.
Веременко Валентина Александровна доктор исторических наук, профессор
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
v.a.veremenko@ya.ru
Степанов Станислав Вячеславовичкандидат филологических наук
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
stepansv4@gmail.com
1. Пушкарева Н.Л. Женское движение и феминизм в России 1812–2000 гг. // Женское движение: вчера, сегодня, завтра: материалы конференции, Москва, 26 февраля 2010 г. / отв. за выпуск Г.М.Михалева, М.П.Сергутина. – М.: Общество с ограниченной ответственностью Товарищество научных изданий КМК, 2010. – С. 153–172. EDN SKGEQP.
2. Пушкарева Н. Л. Женское движение // Российский либерализм середины XVIII – начала XX в.: энциклопедия / отв. ред. В. В.Шелохаев. – М.: Издательство «Политическая энциклопедия», 2010. С. 303–308. EDN OYLWKG.
3. Пушкарева Н.Л. Женская история: итоги и перспективы развития в России // Труды Отделения историко-филологических наук РАН. 2006 год. / отв. ред. А. П.Деревянко. – М.:
Наука, 2007 – С. 64–82.
4. Пономарев Е. В. Сходство теоретических и практических взглядов сторонников экспериментальной педагогики столицы в поздний пореформенный период (на примере гимназии Стоюниной и училища Тенишева) // Вестник Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. – 2021. – № 2 (71). – С. 46–55. EDN: QLRYZZ
5. ПономаревЕ.В. Общественные взгляды сторонников экспериментальной педагогики начала XX в. (по материалам периодической печати) // Частное и общественное в повседневной жизни населения России: история и современность: материалы междунар. науч. конф.: в 2 т., Санкт-Петербург, 15–17 марта 2018 г. / отв. ред. В. А. Веременко. Т. 2. – СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2018. – С. 153–158. EDN LBCKWD.
6. Пашкова Т. И. Гимназии и реальные училища дореволюционного Петербурга 1805– 1917 гг.: исторический справочник. СПб.: Серебряный век, 2015. 337 с.
7. Романенчук К.В., Туманина К.С.Педагогическая деятельность Е. М. Гедда // Воспитание и социализация молодежи: потенциал историко-педагогического познания в контексте вызовов современности: Сборник научных трудов междунар. науч.-практич. конф. –XXХII сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки при отделении философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования, Нижний Новгород, 25–26 сентября 2018 г. / под ред. М. В. Богуславского, С. В. Куликовой, К.Ю. Милованова. – Нижний Новгород: Волгоградская государственная академия последипломного образования, 2018. – С. 332–335. EDN YFKDYT
8. Дерюгина Е. Г.Становление педагогической позиции директоров дореволюционных частных школ Санкт-Петербурга конца XIX – начала XX века // Историко-педагогический журнал. – 2015. – № 2. – С. 143–155.
9. Двадцатипятилетие С.- Петербургской частной женской гимназии Е. М. Гедда (1881– 1906). СПб.: электропеч. Я. Кровицкого, 1906. 47 с.
10. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 740. Оп. 26. Д. 597.
11. Веременко В. А. Дворянская семья и государственная политика России (вторая половина XIX – начало ХХ вв.). 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Изд-во «Европейский дом», 2009. 684 с.
12. Отдел рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ). Ф. 423. Д. 977.
13. Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб). Ф. 918. Оп. 1. Д. 515.
14. Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб). Ф. Р-6797. Оп. 1. Д. 584.
15. ЦГИА СПб. Ф. 348. Оп. 1. Д. 152.
16. Петербургский пансион Е. М. Гедда. Общие сведения и программы для желающих поступить в пансион Е. М. Гедда. СПб.: б. и., 1882. 33 с.
17. ЦГИА СПб. Ф. 348. Оп.1. Д. 234.
18. ЦГИА СПб. Ф. 348.Оп. 1. Д. 6.
19. ОР РНБ. Ф. 585. Д. 2609.
20. Чествование 25-летия педагогической деятельности Е. М. Гедда. СПб.: электропеч. Я. Кровицкого, 1901. 19 с.
21. Сельскохозяйственные постройки. Вып. 1: Конюшня, скотный двор, свинарник, птичник, омшанник, молочня / сост.: кн. С.Урусов, Ав.А.Калантар, Е. М. Гедда и М.А.Дернов. СПб.: б. и., 1903. 105 с.
22. Лучинский А.А., Никитин Н. В. Сиверская дачная местность по Варшавской железной дороге. Луга: Изд-во Голубева, 2012. 79 с.
23. РГИА. Ф. 398. Оп. 72. Д. 27542.
24. Степанов С.В. Частная благотворительность петербургской интеллигенции в развитии народного образования и просвещения в Сиверской дачной местности Петербургской губернии в начале ХХ в. // Столица и провинции: взаимоотношения центра и регионов в истории России: материалы XV Всеросс. науч. конф., 15 марта, 2024 г. / отв. ред. С.В.Степанов. – СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2024. – Вып. 15. – С. 254–260.
25. Отчет по лазарету «Кружка Е. М. Гедда»… … за время с 1 сентября 1914 г. по 1 января 1916 г. Пг.: б. и., 1916. 20 с.
1. Pushkareva, N. L. (2010) Zhenskoe dvizhenie i feminizm v Rossii 1812–2000 [Women's movement and feminism in Russia 1812–2000]. Zhenskoe dvizhenie: vchera, segodnja, zavtra [Women's Movement: Yesterday, Today, Tomorrow]. Proceedings of the conference, Moscow, February 26, 2010. Resp. ed. G. M. Mihaleva, M. P. Sergutina. Moscow: Scientific Publications Partnership KMK. Pp. 153–172. (In Russ.)
2. Pushkareva, N. L. (2010). Zhenskoe dvizhenie [Women's movement]. Rossijskij liberalizm serediny XVIII – nachala XX v. [Russian liberalism of the mid-18th – early 20th centuries]. Encyclopedia, ed. V. V. Shelohaev. Moscow: Political Encyclopedia Publishing House. Pp. 303–308. (In Russ.)
3. Pushkareva, N. L. (2006) Zhenskaja istorija: itogi i perspektivy razvitija v Rossii [Women's history: results and prospects for development in Russia]. Trudy Otdeleniya istoriko-filologicheskikh nauk RAN [Proceedings of the Department of Historical and Philological Sciences of the Russian Academy of Sciences]. Ed. A. P. Derevyanko. Moscow: Nauka. Pp. 64–82. (In Russ.)
4. Ponomarev, E. V. (2021) Shodstvo teoreticheskih i prakticheskih vzgljadov storonnikov jeksperimental'noj pedagogiki stolicy v pozdnij poreformennyj period (na primere gimnazii Stojuninoj i uchilishha Tenisheva) [The similarity of theoretical and practical views of supporters of experimental pedagogy in the capital in the late post-reform period (using the example of the Stoyunina gymnasium and the Tenishev school)]. Vestnik Rjazanskogo gosudarstvennogo universiteta imeni S. A. Esenina [Bulletin of Ryazan State University named after S. A. Yesenin]. No. 2 (71). Pp. 46–55. (In Russ.)
5. Ponomarev, E. V. (2018) Obshhestvennye vzgljady storonnikov jeksperimental'noj pedagogiki nachala XX v. (po materialam periodicheskoj pechati) [Public views of supporters of experimental pedagogy of the early 20th century (based on materials from periodicals)]. Chastnoe i obshhestvennoe v povsednevnoj zhizni naselenija Rossii: istorija i sovremennost' [Private and public in everyday life of the population of Russia: history and modernity]. Proceedings of the international scientific conference. In 2 volumes, St. Petersburg, March 15–17, 2018. Ed. V. A. Veremenko. St. Petersburg: Pushkin Leningrad State University. Pp. 153–158. (In Russ.)
6. Pashkova, T. I. (2015) Gimnazii i real'nye uchilishha dorevoljucionnogo Peterburga 1805–1917 gg : istoricheskij spravochnik [Gymnasiums and real schools of pre-revolutionary St. Petersburg 1805–1917: historical reference book]. St. Petersburg: Silver Age. (In Russ.)
7. Romanenchuk, K. V., Tumanina, K. S. (2018) Pedagogicheskaja dejatel'nost' E. M. Gedda [Pedagogical activity of E. M. Gedda]. Vospitanie i socializacija molodezhi: potencial istoriko-pedagogicheskogo poznanija v kontekste vyzovov sovremennosti [Education and socialization of youth: the potential of historical and pedagogical knowledge in the context of modern challenges]. Collection of scientific papers of the international scientific and practical conference – XXXII session of the Scientific Council on the Problems of the History of Education and Pedagogical Science at the Department of Philosophy of Education and Theoretical Pedagogy of the Russian Academy of Education, Nizhny Novgorod, September 25–26, 2018. Eds. M. V. Boguslavsky, S. V. Kulikova, K. Yu. Milovanov. Nizhny Novgorod: Volgograd State Academy of Postgraduate Education. Pp. 332–336. (In Russ.)
8. Derjugina, E. G. (2015) Stanovlenie pedagogicheskoj pozicii direktorov dorevoljucionnyh chastnyh shkol Sankt-Peterburga konca XIX – nachala XX veka [Formation of the pedagogical position of directors of pre-revolutionary private schools in St. Petersburg at the end of the 19th – beginning of the 20th centuries]. Istoriko-pedagogicheskij zhurnal [Historical and pedagogical journal]. No. 2. Pp. 143–155. (In Russ.)
9. Dvadcatipjatiletie S.-Peterburgskoj chastnoj zhenskoj gimnazii E. M. Gedda (1881–1906) (1906) [Twenty-fifth anniversary of the St. Petersburg private women's gymnasium of E. M. Gedda (1881–1906)]. St. Petersburg: Jelektropechatnja Ja. Krovickogo. (In Russ.)
10. Rossijskij gosudarsvennyj istoricheskij arhiv [Russian State Historical Archive] (hereinafter – RGIA). F. 740. Op. 26. D. 597.
11. Veremenko, V. A. (2009) Dvorjanskaja sem'ja i gosudarstvennaja politika Rossii (vtoraja polovina XIX – nachalo XX vv.) [The noble family and state policy of Russia (second half of the 19th – early 20th centuries)]. St. Petersburg: Izd-vo «Evropejskij dom. (In Russ.)
12. Otdel rukopisei Rossiiskoi natsional'noi biblioteki [Department of Manuscripts of the Russian National Library] (hereinafter – OR RNB). F. 423. D. 977.
13. TSentral'nyj gosudarstvennyj istoricheskij arhiv Sankt-Peterburga [Central State Historical Archive of St. Petersburg] (hereinafter – TSGIA SPb). F. 918. Op. 1. D. 515.
14. TSentral'nyj gosudarstvennyj arhiv Sankt-Peterburga [Central State Archive of St. Petersburg] (hereinafter – TSGA SPb). F. R-6797. Op. 1. D. 584.
15. TSGIA SPb. F. 348. Op. 1. D. 152.
16. Peterburgskij pansion E.M. Gedda. Obshhie svedenija i programmy dlja zhelajushhih postupit' v pansion E. M. Gedda (1882) [E. M. Gedda St. Petersburg boarding school. General information and programs for those wishing to enroll in the E. M. Gedda boarding school]. St. Petersburg. (In Russ.)
17. TSGIA SPb. F. 348. Op.1. D. 234.
18. TSGIA SPb. F. 348. Op. 1. D. 6.
19. OR RNB. F. 585. D. 2609.
20. Chestvovanie 25-letija pedagogicheskoj dejatel'nosti E. M. Gedda (1901) [Honoring the 25th anniversary of teaching activity of E. M. Gedda]. St. Petersburg: jelektropech. Ja. Krovickogo. (In Russ.)
21. Sel'skohozjajstvennye postrojki. Vyp. 1: Konjushnja, skotnyj dvor, svinarnik, ptichnik, omshannik, molochnja (1903) [Agricultural buildings. Vol. 1: Stable, barnyard, pigsty, poultry house, moss farm, dairy]. Comp.: kn. S. Urusov, Av. A. Kalantar, E. M. Gedda and M. A. Dernov. St. Petersburg. (In Russ.)
22. Luchinskij, A. A., Nikitin, N. V. (2012) Siverskaja dachnaja mestnost' po Varshavskoj zheleznoj doroge [Siverskaya dacha area along the Warsaw railway]. Luga: Golubev Publishing House. (In Russ.)
23. RGIA. F. 398. Op. 72. D. 27542.
24. Stepanov, S. V. (2024) Chastnaja blagotvoritel'nost' peterburgskoj intelligencii v razvitii narodnogo obrazovanija i prosveshhenija v Siverskoj dachnoj mestnosti Peterburgskoj gubernii v nachale XX v. [Private charity of the St. Petersburg intelligentsia in the development of public education and enlightenment in the Siverskaya dacha area of the St. Petersburg province in the early 20th century]. Stolica i provincii: vzaimootnoshenija centra i regionov v istorii Rossii [The capital and the provinces: the relationship between the center and the regions in the history of Russia]. Proceedings of the XV All-Russian scientific conference, March 15, 2024. Ed. S. V. Stepanov. St. Petersburg: Pushkin Leningrad State University. Issue 15. Pp. 254–260. (In Russ.)
25. Otchet po lazaretu «Kruzhka E. M. Gedda»... ... za vremja s 1 sentjabrja 1914 g. po 1 janvarja 1916 g. (1916) [Report on the hospital “E. M. Gedda’s Circle”... ... for the period from September 1, 1914 to January 1, 1916]. Petrograd. (In Russ.)