Детские пометы и маргиналии в книгах в России XIX – первой половины XX в.

Children’s Marks and Marginalia in Books in Russia in the 19th – first half of the 20th Centuries

Авторы:
Перекрестова Софья Владимировна,

DOI:
10.35231/25422375_2024_1_57

Полный текст418,05 КБ

Статья посвящена пометам и маргиналиям, оставленным детьми в книгах, вышедших в России в XIX – первой половине XX в. На основе широкого привлечения примеров конкретных экземпляров изданий, в работе выделяются категории наиболее распространенных помет и маргиналий, которые можно отнести к детским, предлагается классификация последних. Особое внимание уделяется их общим и особенным чертам в сравнении с пометами и маргиналиями, оставляемыми в книгах взрослыми людьми, а также мотивам их создателей. Предпринимается попытка определить соотношение между «варварским» отношением детей к книге как к «холсту» независимо ее содержания и проявлением интереса к последнему, в особенности – тому, как с этой точки зрения следует относиться к пометам и маргиналиям, внешне совершенно не связанным с текстом книги (рисункам и пр.). Наблюдения автора основаны на материалах Отечественного фонда Библиотеки Российской академии наук (БАН).


The article is devoted to the marks and marginalia left by children in the books published in Russia in the 19th – first half of the 20th centuries. On the basis of wide use of examples of specific editions, the paper identifies the categories of the most common marks and marginalia that can be attributed to children, and proposes classification of the latter. Special attention is paid to their common and special features in comparison with the marks and marginalia left in books by adults, as well as to the motives of their creators. An attempt is made to determine the correlation between children's "barbaric" attitude to a book as a "canvas" independent of its content and their interest in the latter, especially the way in which marks and marginalia, which are outwardly completely unrelated to the text of the book (drawings, etc.), should be treated from this point of view. The author's observations are based on the materials of the Russian Fund of the Russian Academy of Sciences Library (RASL).

Перекрестова Софья Владимировна

Библиотека Российской академии наук
Санкт-Петербург, Российская Федерация
perekrestova_sofya@mail. ru

1. Thorpe D. E. Young hands, old books: Drawings by children in a fourteenth-century manuscript, LJS MS. 361 // Cogent Arts & Humanities. – 2016. – No. 3. – Pp. 1–18.
2. Cox M. V. Children's drawings. London: Penguin Books, 1992. 253 p.
3. Cox M. V. Children's drawings of the human figure. Hove: Lawrence Erlbaum Associates, 1993. 164 p.
4. Дилео Дж. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. [4-е изд.]. М.: Астрель Пресс, 2012. 256 с.
5. Казакова О. Ю., Королев А. М. Междисциплинарное исследование маргиналий школьных учебников истории XIX – начала XXI в. // Гуманитарные исследования Центральной России. – 2023. – № 1 (26). – С. 45–51.
6. S?nchez-Eppler K. Marks of Possession: Methods for an Impossible Subject // PMLA. – 2011. – Vol. 126. – No. 1. – Pp. 151–159.
7. Ситникова М. В. Маргиналии в библиотечной книге: прочтение русской классической литературы старшеклассниками. URL: https://lib.1sept.ru/article.php? ID=200500105 (дата обращения: 4.11.2023).
8. Lerer S. Devotion and Defacement: Reading Children's Marginalia // Representations. – 2012. – Vol. 118. – No. 1. – Pp. 126–153.
9. Зачем ребенок портит книги. URL: https://vseodetyah.com/psihologiya/vospitanie-rebenka/zachem-rebenok-portit-knigi (дата обращения: 4.11.2023).
10. Зачем дети рисуют в учебниках. URL: https://letidor.ru/obrazovanie/zachem-deti-risuyut-v-uchebnikah.htm (дата обращения: 4.11.2023).
11. Скобелев И. Н. Переписка и рассказы русского инвалида. 4-е изд. Ч. 1. СПб.: А. Ф. Фариков, 1844. 166 с.
12. Чарская Л. А. Люда Влассовская. СПб.: т-во М. О. Вольф, 1904. 453 с.
13. Собрание штандартов, флагов и вымпелов, употребляемых в Российской империи. СПб.: б. и., 1833. 93 с.
14. Лукашевич К. В. Кузовок. 5-е изд. М.: И. Д. Сытин, 1915. 150 с.
15. Иллюстрированная энциклопедия реальных знаний / сост. А. Е. Яновский. М.: И. Д. Сытин, 1907. 648 с.
16. Вагнер Ю. Н. Мой аквариум. СПб.: журнал «Игрушечка», 1895. 155 с.
17. Ушинский К. Д. Родное слово. Год первый. 3-е изд. СПб.: Ф. С. Сущинский, 1866. 108 с.
18. Ушинский К. Д. Детский мир и хрестоматия. Ч. 1. 10-е изд. СПб.: И. И. Глазунов, 1870. 272 с.
19. Потемкин М. П., Малинко В. В. Минералогия и геология. 3-е изд. М.: УЧПЕДГИЗ, 1936. 176 с.
20. Обручев В. А. Земля Санникова. Л.; М.: ОНТИ. Главная ред. научно-популярной и юношеской литературы, 1935. 316 с.
21. Русский быт по воспоминаниям современников: XVIII век / сост. П. Е. Мельгуновой, К. В. Сивковым, Н. П. Сидоровым. Ч. 2: от Петра до Павла I. Вып. 2. М.: Задруга, 1918. 314 с.
22. Ушинский К. Д. Детский мир и хрестоматия. Ч. 2. 10-е изд. СПб.: И. И. Глазунов, 1870. 383 с. [приплет. к п. 18]
23. Лонгфелло Г. У. Гайавата. СПб.; М.: т-во М. О. Вольф, 1913. 179 с.
24. Лаппо-Данилевский А. С. Методология истории. Ч. 1. СПб.: В. Безобразов и Ко, 1910. 292 с.
25. Лаппо-Данилевский А. С. Методология истории. Вып. 2. СПб.: В. Безобразов и Ко, 1913. 513 с.
26. Ключевский В. О. Курс русской истории. Ч. 1. 2-е изд. М.: [Московская Синодальная тип.], 1906. 465 с.
27. Ионин А. С. По Южной Америке. СПб.: т-во «Общественная польза», 1892. 764 с.
28. Геффдинг Г. Философия религии. СПб.: т-во «Общественная польза», 1903. 407 с.
29. Данилевский Г. П. Сочинения Г. П. Данилевского. Т. 7. 8-е изд. СПб.: А. Ф. Маркс, 1901. 202 с.
30. Словарь русско-киргизский. Оренбург: Б. Бреслин, 1894. 614 с.
31. Игорь князь Северский: Слово о полку Игореве. 6-е изд. СПб.: Б. и., 1881. 144 с.
32. Ледебур А. Механическая технология металлов. СПб.: Г. В. Гольстен, 1900. 405 с.
33. Фан-дер-Флит А. П. Волнообразное движение. СПб.: Куприн, 1893. 256 с.
34. Фан-дер-Флит А. П. Звук. СПб.: Фомин, 1893. [приплет. к п. 33]
35. Кареев Н. И. Учебная книга Новой истории. 7-е изд. СПб.: М. М. Стасюлевич, 1906. 358 с.
36. Фридман М. И. Конспект лекций по науке о финансах. Вып. 1. СПб.: б. и., б. г.. 194 с.
37. Стасюлевич М. М. История Средних веков в ее писателях и исследованиях новейших ученых. Ч. 1. 2-е изд. СПб.: М. М. Стаюслевич, 1885. 653 с.
38. Чебышев-Дмитриев А. П. Уголовное судопроизводство. СПб.: б. м., б. г. 689 с.
39. Соколов Ф. Ф. Древняя история Греции и Рима. СПб.: Богданов, 1907. 457 с.
40. Грамматический разбор затруднительных греческих слов из Четвероевангелия, составленный в пользу юных любителей греческого языка. М.: Университетская тип., 1837. 93 с.
41. Овидий. Метаморфозы Овидия. 2-е изд. М.: братья Салаевы, 1872. 170 с.
42. Викторова О. И. Учебник двойной бухгалтерии (старший курс). 3-е изд. Пг.: А. И. Белокопытов, 1917. 279 с.
43. Викторова О. И. Учебник двойной бухгалтерии (элементарный курс). 5-е изд. Пг.: А. И. Белокопытов, 1918. 220 с. [приплет. к п. 42].


1. Thorpe, D. E. (2016) Young hands, old books: Drawings by children in a fourteenth-century manuscript, LJS MS. 361. Cogent Arts & Humanities. No. 3. Pp. 1–18.
2. Cox, M. V. (1992) Children's drawings. London: Penguin Books.
3. Cox, M. V. (1993) Children's drawings of the human figure. Hove: Lawrence Erlbaum Associates.
4. Dileo, J. (2012) Detskij risunok: diagnostika i interpretaciya [Interpreting Children’s Drawings]. 4th ed. Moscow: Astrel' Press. (In Russ.)
5. Kazakova, O. Yu., Korolev, A. M. (2023) Mezhdisciplinarnoe issledovanie marginalij shkol'nyh uchebnikov istorii XIX – nachala XXI v. [Interdisciplinary research of marginalia in the school history study books in the 19 – early 21st centuries]. Gumanitarnye issledovaniya Central'noj Rossii [Humanities research of the Central Russia]. No. 1 (26). Pp. 45–51. (In Russ.)
6. S?nchez-Eppler, K. (2011) Marks of Possession: Methods for an Impossible Subject. PMLA. Vol. 126. No. 1. Pp. 151–159.
7. Sitnikova, M. V. Marginalii v bibliotechnoj knige: prochtenie russkoj klassicheskoj literatury starsheklassnikami [Marginalia in a library book: reading Russian classical literature by high school students]. Available at: https://lib.1sept.ru/article.php? ID=200500105 (accessed: 4.11.2023). (In Russ.)
8. Lerer, S. (2012) Devotion and Defacement: Reading Children's Marginalia. Representations. Vol. 118. No. 1. Pp. 126–153.
9. Zachem rebenok portit knigi [Why child spoils books]. Available at: https://vseodetyah.com/psihologiya/vospitanie-rebenka/zachem-rebenok-portit-knigi (accessed: 4.11.2023). (In Russ.)
10. Zachem deti risuyut v uchebnikah [Why children draw in textbooks]. Available at: https://letidor.ru/obrazovanie/zachem-deti-risuyut-v-uchebnikah.htm (accessed: 4.11.2023). (In Russ.)
11. Skobelev, I. N. (1844) Perepiska i rasskazy russkogo invalida [Correspondence and stories of the Russian invalid]. 4 ed. P. 1. Saint Petersburg: A. F. Farikov. (In Russ.)
12. Charskaya, L. A. (1904) Lyuda Vlassovskaya [Lyuda Vlassovskaya]. Saint Petersburg: t-vo M. O. Vol'f. (In Russ.)
13. Sobranie shtandartov, flagov i vympelov, upotreblyaemyh v Rossijskoj imperii. (1833) [Collection of standards, flags and pennants used in the Russian Empire]. Saint Petersburg: (In Russ.)
14. Lukashevich, K. V. (1915) Kuzovok [The Backet]. 5 ed. Moscow: I. D. Sytin. (In Russ.)
15. Yanovskij, A. E. (1907) (ed.) Illyustrirovannaya enciklopediya real'nyh znanij [The Illustrated Encyclopedia of Real Knowledge]. Moscow: I. D. Sytin. (In Russ.)
16. Vagner, Yu. N. (1895) Moj akvarium [My aquarium]. Saint Petersburg: zhurnal “Igrushechka”. (In Russ.)
17. Ushinskij, K. D. (1866) Rodnoe slovo [The native language]. 1 Year. 3 ed. Saint Petersburg: F. S. Sushchinskij. (In Russ.)
18. Ushinskij, K. D. (1870) Detskij mir i hrestomatiya [The children’s world and the chrestomathy]. P. 1. 10 ed. Saint Petersburg: I. I. Glazunov. (In Russ.)
19. Potemkin, M. P., Malinko, V. V. (1936) Mineralogiya i geologiya [Mineralogy and geology]. 3 ed. Moscow: UCHPEDGIZ. (In Russ.)
20. Obruchev, V. A. (1035) Zemlya Sannikova [Sannikov’s land]. Leningrad; Moscow: ONTI. Glavnaya red. nauchno-populyarnoj i yunosheskoj literatury. (In Russ.)
21. Mel'gunova, P. E., Sivkov, K. V. (1918) (ed.) Russkij byt po vospominaniyam sovremennikov: XVIII vek [Russian life according to the memoirs of contemporaries: 18th century]. P. 2: ot Petra do Pavla I. No. 2. Moscow: Zadruga. (In Russ.)
22. Ushinskij, K. D. (1870) Detskij mir i hrestomatiya [The children’s world and the chrestomathy]. P. 2. 10 ed. Saint Petersburg: I. I. Glazunov. (In Russ.) [added to point 18]
23. Longfellow, H. W. (1913) Gajavata [Hiawatha]. Saint Petersburg; Moscow: t-vo M. O. Vol'f. (In Russ.)
24. Lappo-Danilevskij, A. S. (1910) Metodologiya istorii [Methodology of History]. P. 1. Saint Petersburg: V. Bezobrazov i Ko. (In Russ.)
25. Lappo-Danilevskij, A. S. (1913) Metodologiya istorii [Methodology of History]. Iss. 2. Saint Petersburg: V. Bezobrazov i Ko. (In Russ.)
26. Klyuchevskij, V. O. (1906) Kurs russkoj istorii [Russian history course]. P. 1. 2 ed. Moscow: Moskovskaya Sinodal'naya tip. (In Russ.)
27. Ionin, A. S. (1892) Po Yuzhnoj Amerike [Through the South America]. Saint Petersburg: t-vo «Obshchestvennaya pol'za». (In Russ.)
28. H?ffding, H. (1903) Filosofiya religii [Philosophy of Religion]. Saint Petersburg: t-vo «Obshchestvennaya pol'za». (In Russ.)
29. Danilevskij, G. P. (1901) Sochineniya G. P. Danilevskogo [G. P. Danilevskij’s writings]. Vol. 7. 8 ed. Saint Petersburg: A. F. Marks. (In Russ.)
30. Slovar' russko-kirgizskij (1894) [Russian-Kirkiz dictionary]. Orenburg: B. Breslin. (In Russ.)
31. Igor' knyaz' Severskij: Slovo o polku Igoreve (1881) [Igor prince of Seversk: The tale of Igor's campaign]. 6 ed. Saint Petersburg. (In Russ.)
32. Ledebur, A. (1900) Mekhanicheskaya tekhnologiya metallov [Mechanical technology of metals]. Saint Petersburg: G. V. Gol'sten, 1900. (In Russ.)
33. Fan-der-Flit, A. P. (1893) Volnoobraznoe dvizhenie [Wave motion]. Saint Petersburg: Kuprin. (In Russ.)
34. Fan-der-Flit, A. P. (1893) Zvuk [Sound]. Saint Petersburg: Fomin. (In Russ.) [added to point 33]
35. Kareev, N. I. (1906) Uchebnaya kniga Novoj istorii [Modern history study book]. 7 ed: Saint Petersburg: M. M. Stasyulevich. (In Russ.)
36. Fridman, M. I. Konspekt lekcij po nauke o finansah [Lecture notes on the science of finance]. No. 1. Saint Petersburg. (In Russ.)
37. Stasyulevich, M. M. (1885) Istoriya Srednih vekov v ee pisatelyah i issledovaniyah novejshih uchenyh [A history of the Middle Ages in its writers and studies by the latest scholars]. P. 1. 2 ed. Saint Petersburg: M. M. Stayuslevich. (In Russ.)
38. Chebyshev-Dmitriev, A. P. Ugolovnoe sudoproizvodstvo [Criminal proceedings]. Saint Petersburg. (In Russ.)
39. Sokolov, F. F. (1907) Drevnyaya istoriya Grecii i Rima [Ancient History of Greece and Rome]. Saint Petersburg: Bogdanov. (In Russ.)
40. Grammaticheskij razbor zatrudnitel'nyh grecheskih slov iz Chetveroevangeliya, sostavlennyj v pol'zu yunyh lyubitelej grecheskogo yazyka (1837) [A grammatical analysis of difficult Greek words from the Fourth Gospel, compiled for the benefit of young amateurs of the Greek language]. Moscow. (In Russ.)
41. Ovidius. (1872) Metamorfozy Ovidiya [Ovidius’ Metamorphoses]. 2 ed. Moscow: brat'ya Salaevy. (In Russ.)
42. Viktorova, O. I. (1917) Uchebnik dvojnoj buhgalterii (starshij kurs) [Study book of double-entry bookkeeping (senior year)]. 3 ed. Petrograd: A. I. Belokopytov. (In Russ.)
43. Viktorova, O. I. (1918) Uchebnik dvojnoj buhgalterii (elementarnyj kurs) [Study book of double-entry bookkeeping (elementary year)]. 5 ed. Petrograd: A. I. Belokopytov. (In Russ.) [added to point 42]

Ключевые слова:
пометы, записи, маргиналии, автографы, владельческие записи, вложения, рисунки в книгах, детские рисунки, Библиотека Российской академии наук, БАН, marks, notes, marginalia, autographs, ownership notes, book attachments, drawings in the books, children’s drawings, Russian Academy of Sciences Library, RASL

Для цитирования:
Перекрестова С. В. Детские пометы и маргиналии в книгах в России XIX – первой половины XX в. // История повседневности. – 2024. – № 1. – С. 57–74. DOI: 10.35231/25422375_2024_1_57. EDN: GTEHLC Perekrestova, S. V. (2024) Detskie pomety i marginalii v knigah v Rossii 19 – pervoj poloviny 20 vv. [Children’s Marks and Marginalia in Books in Russia in the 19th – first half of the 20th Centuries]. Istoriya povsednevnosti [History of Everyday Life]. No. 1. Pp. 57–74. (In Russ.). DOI: 10.35231/25422375_2024_1_57. EDN: GTEHLC

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина