Обучение грамматической норме на уроках русского языка: компетентностный подход

Teaching Grammatical Norms in Russian Lessons: Competence Approach

Авторы:
Мещерякова Ольга Александровна,

DOI:
10.35231/25419803_2022_3_84

Полный текст372,34 КБ

Статья посвящена проблеме овладения учениками средней школы грамматической нормой современного русского литературного языка. Утверждается, что достичь подобной цели можно только на основе компетентностного подхода, в рамках которого у школьников формируется система теоретических знаний и практических навыков грамотного письма. Рассматриваются дидактические и методические особенности формирования языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций для овладения обучающимися грамматической нормой.


The article is devoted to the problem of mastering the grammatical norm of the modern Russian literary language by secondary school students. It is argued that such a goal can be achieved only due to a competency-based approach, within which a system of theoretical knowledge and practical skills of literate writing is formed. The didactic and methodological features of the formation of language, linguistic, communicative competences for mastering the grammatical norm by students are considered.

Мещерякова Ольга Александровна
доктор филологических наук, доцент
Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
lameo56@yandex.ru

1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М.: Советская энциклопедия, 1969. – 606 с.
2. Бородина О.С. Изучение грамматических норм на уроках русского языка в старших классах // Актуальные вопросы обучения русскому (родному) языку: Межрегиональная конференция. – Рязань: Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, 2015. – С. 117–121.
3. Загоровская О.В. Языковая норма и норма литературного языка как лингвистические понятия // Известия Воронежского гос. пед. ун-та. – 2016. – № 2 (271). – С. 161–165.
4. Каминская Л.Н. К проблеме формирования лингвистической компетенции выпускников общеобразовательных школ // Актуальные проблемы языкознания. – 2018. – № 7. – С. 376–381.
5. Киверина Н.А. Работа с текстом на уроке русского языка как средство интеллектуального и речевого развития учащихся // Русский язык и литература. Всё для учителя! – 2012. – № 11 (23). – С. 27–38.
6. Примерная основная образовательная программа основного общего образования: одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020 федерального учебно-методического объединения по общему образованию).
7. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования: одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
8. Романов Д.А. Итоговая государственная аттестация по русскому языку (ЕГЭ): проблемы и рекомендации // Русский язык и литература: актуальные проблемы теории и практики преподавания. Сборник материалов III Всероссийской научно-методической конференции. – 2018. – С. 60–66.
9. Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Загоровская О.В., Нарушевич А.Г. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 223 с.
10. Савко И.Э. Система упражнений по обучению грамматическим нормам русского литературного языка // Русский язык и литература. – 2008. – No 6. – С. 22–31.
11. Скворцов Л.И. Норма языковая // Русский язык: Энциклопедия / гл. ред. Ю.Н. Караулов. – М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1997. – С. 270–272.
12. Сотова И.А. Теория и практика самоконтроля в письменной речевой деятельности школьников на уроках русского языка: автореф. дис. … д-ра филол. наук. – М., 2008. – 47 с.

Ключевые слова:
грамматическая норма, обучение русскому языку, компетентностный подход, языковая, лингвистическая, коммуникативная компетенции grammatical norm, teaching Russian, competence approach, linguistic, linguistic, communicative competence

Для цитирования:
Мещерякова О.А. Обучение грамматической норме на уроках русского языка: компетентностный подход / О.А. Мещерякова // Art Logos (искусство слова). – 2022. – № 3. – С. 84–98. DOI 10.35231/25419803_2022_3_84 Meshcheryakova, O.A. (2022). Obuchenie grammaticheskoj norme na urokah russkogo yazyka: kompetentnostnyj podhod [Teaching Grammatical Norms in Russian Lessons: Competence Approach]. Art Logos – The Art of Word. No 3. pp. 84–98. (In Russian). DOI 10.35231/25419803_2022_3_84

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина