«Хатынская повесть» А. Адамовича: от идеи до киновоплощения

Авторы:
Пессяников Kонстантин Дмитриевич,

DOI:
10.35231/25419803_2021_1_92

Полный текст757,70 КБ

Статья посвящена повести А. Адамовича «Хатынская повесть» и авторскому преобразованию художественного текста в сценарий и кинофильм. В основу анализа положено сравнение текста повести и текста сценария. Киносценарий как промежуточный этап диалога между литературой и кинематографом за многие десятилетия себя оправдал. В статье анализируется, каким образом «Хатынская повесть» получила новое воплощение в кинофильме и удалось ли постановщику передать масштаб и глубину человеческой трагедии, которую смог воплотить в своей повести А. Адамович. Актуальность статьи обусловлена необходимостью восполнить лакуны в исследовании феномена экранизации, поскольку алгоритмы сценарной интерпретации текста до сих пор не нашли всестороннего осмысления

Пессяников Kонстантин Дмитриевич
-
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
[email protected]

1. Адамович А. М. Хатынская повесть. Каратели. М.: Советский писатель, 1984. 416 с.
2. Адамович А. М., Климов Э. Г. Иди и смотри. Библиотека кинодраматургии. М.: Искусство, 1987. 95 с.
3. Данте А. Божественная комедия. М.: Правда, 1982. 887 с.
4. Митта А. Н. Кино между адом и раем. М.: АСТ, 2010. 508 с.
5. Подавылова И. А. Холокост как апокалипсис // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2013. Вып. 3. Т. 2. Философия. С. 255–258.
6. Старыгина Н. Н. Эпиграф как текстовая координата читателю (на материале повести В. П. Авенариуса «Поветрие») // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Серия «Филология и искусствоведение». 2012. № 2. С. 100–102.
7. Тарковский А. А. Запечатленное время. Электронный ресурс. URL: http://www.tarkovskiy.su/texty/vrema.html (дата обращения: 28.04.2020).
8. Таушев А. П. Апокалипсис в учении древнего христианства: толкование. М.: Русский паломник, 2008. 272 с.
9. Титов О. А. Смысловая многослойность поэтического текста (на примере анализа стихотворения А. С. Пушкина «Глухой глухого…») // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 3. С. 104–108.
10. Федосеенко Н. Г. Литературная экранизация: специфика киножанра. СПб.: СПБГИКиТ, 2016. 174 с.
11. Фомин В. И. Кино и власть. Советское кино 1965–1985 гг. Документы, свидетельства, размышления. М.: Материк, 1996. 370 с.

Ключевые слова:
Алесь Адамович, военная проза, сценарий, экранизация, холокост

Для цитирования:
-

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина