Время в поэзии Башлачева является ключевым миромоделирующим аспектом. Изменения в башлачевской картине мира в первую очередь сказывались на временных моделях, которых можно выделить три: кольцо (раннее творчество), спираль (средний этап), точкавершина, связанная с апокалисическим окончанием времён (позднее творчество). Время у поэта часто предстает в виде актанта: оно движется, и такое движение почти всегда неровное, запутанное, трудное. Однако время является одновременно и субстанцией, которая может течь (вода) или лететь (ветер). Башлачев создает сложный мотивный «узор», в котором различные мотивы причудливо пересекаются и даже перетекают друг в друга. Например, темпоральный путь есть путь сердца по кровавому ручью (песня «Посошок»), так оказываются изоморфными ток времени и ток крови, а тело лирического субъекта оказывается неким космосом, в котором происходит апокалипсическое обновление. Часто такое обновление происходит через страдание и гибель. Чтобы выпрямить этот бесцельный, запутанный путь времени, нужно «вытянуть жилы» (образ из песни «Тесто»), что можно рассматривать как апелляцию к образу Иоанна Предтечи, который должен был, по библейскому пророчеству, «сделать пути Господу прямыми». Библейские отсылки очень важны в контексте башлачевской темпоральности. Если на земле путь оказывается бесцельным, то подъем в воздух делает его кольцевым. Образ кружения и созвучных ему звездных кружев есть движение в небо, преодоление пейоративной запутанности. Через созвучия и идиомы (например, «язык как помело») Башлачев выходит на тему поэзии, творчества, песни. Они предстают то в виде метлы, то в виде посоха, функция которых едина: указывать истинный путь. Через созвучие «посох - посошок» Башлачев возвращается к теме жидкости как темпоральной субстанции. Посошок на дорогу есть не только поглощение влаги-времени, но и прощание c миром, переход в вечность, к постапокалипсическому бытию. Так смыкаются у Башлачева время, вода, чернила, творчество, посох, метла, полет и другие мотивы, так или иначе связанные с движением.
Гавриков Виталий Александровичдоктор филологических наук
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Брянск, Российская Федерация
yarosvettt@mail.ru
1. Бойков А. И. Языковые особенности поэтического идиолекта А. Н. Башлачёва: дис. … канд. филол. наук. Ярославль, 2013. 238 с.
2. Гавриков В. А. В поэтической вселенной Александра Башлачёва: моногр. Москва; Калуга; Венеция: Bull Terrier Records, 2019. 260 с.
3. Кошелев В. Время колокольчиков: литературная история символа // Александр Башлачёв: исследования творчества: сб. науч. тр. М., 2010. С. 95–123.
4. Логачёва Т. Е. Русская рок-поэзия 1970–1990 гг. в социокультурном контексте: дис. … канд. филол. наук. М., 1997. 185 с.
5. Нежданова Н. К. Художественные миры 70–80-х: образное кодирование концептов времени в рок-поэзии // Рок-поэзия как социокультурный феномен: сб. науч. ст. Череповец, 2000. С. 36–44.
6. Пауэр К. Ю. Структура художественного пространства в русской рок-поэзии: Александр Башлачёв, Егор Летов и Янка Дягилева: моногр. М.: Выргород, 2020. 383 с.
7. Свиридов С. В. Поэзия А. Башлачёва: 1983–1984 // Русская рок-поэзия: Текст и контекст: сб. науч. тр. Тверь, 2000. Вып. 3. С. 162–172.
8. Свиридов С. В. Поэзия А. Башлачёва: 1984–1985 // Рок-поэзия как социокультурный феномен: сб. науч. ст. Череповец, 2000. С. 5–18.
9. Фролова Г. В поэтическом мире Александра Башлачёва // Нева. 1992. № 2. С. 255–261.
10. Шаулов С. С. «Вечный пост» Александра Башлачёва: опыт истолкования поэтического мифа // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сб. науч. тр. Тверь, 2000. Вып. 4. С. 70–85.