В статье рассматривается жанровая специфика повести А. С. Пушкина «Метель». Отмечая отсутствие единого взгляда на жанровую природу «Метели» в литературоведении, автор обнаруживает в произведении Пушкина жанровые признаки новеллы, рассказа и повести. Применяя методику медленного чтения, компонентного и статистического анализа, автор устанавливает парадоксальность жанрового статуса «Метели»: по формальным признакам это - новелла, но по содержанию и композиции - рассказ, для которого более характерен прием ретроспекции. Анализ названия произведения, эпиграфа к нему и авторской идеи движения/неподвижности, которая имеет не только событийный, но и философский смысл, приводит к закреплению за произведением авторской жанровой номинации.
Снигирев Алексей Васильевичкандидат филологических наук
Уральский государственный юридический университет
Екатеринбург, Российская Федерация
alex_sengir@rambler.ru
1. Золотова Г. А., Онипенко Н. К., Сидорова М. Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М., 1998, 528 с.
2. Пушкин А. С. Метель // Пушкин А. С. Полн. cобр. соч: в 6 т. М., 1949. Т. 4. С. 306–319.