Настоящая статья посвящена мотиву противостояния Руси и Западной Европы в романе Дмитрия Михайловича Балашова (1927-2000) «Святая Русь». Данное произведение, написанное в 1991-1997 гг., вошло впоследствии в состав монументального исторического цикла «Государи Московские». Авторами показывается, что имевшее огромное значение для первых томов балашовского цикла противостояние Руси Золотой Орде - далеко не единственная тема «Государей Московских». В «Святой Руси», действие которой происходит на рубеже XIV и XV вв., на первый план выдвигается уже не проблема борьбы русинов с татаро-монголами, а противоборства Руси и Западной Европы, причем западный фланг Руси представлен там Литвой и Польшей и их выдающимися деятелями, которые также покушаются на рубежи Руси. Представители Запада описаны Балашовым стереотипно и тенденциозно, что лучше всего видно на примере польской королевской четы Ягайлы и Ядвиги. На страницах «Святой Руси» автор, как раньше это делали славянофилы, акцентирует внимание читателя на конфессиональных различиях между условными «Востоком» и «Западом». Данные различия писатель с присущей его произведениям тенденциозностью всегда толковал в пользу русского православия, которое во всякий раз резко противопоставлял западному католичеству («латинству»). В статье детально анализируется разговор на тему сакрального искусства между Софьей, супругой князя московского Василия и дочерью литовского князя Витовта, и православным иконописцем Феофаном Греком с его русскими учениками. Возникший между персонажами спор о природе и формах сакрального искусства на самом деле является спором не столько эстетическим, сколько религиозным и мировоззренческим. В действительности, это столкновение двух взглядов на мир, двух великих конфессий и двух реальностей - Запада и Востока. Авторами устанавливается глубинная связь между тем временем, в котором Балашов писал «Святую Русь», - временем наплыва в Россию западной, по преимуществу американской, поп-культуры, и тенденциозным изображением им западной культуры рубежа XIV и XV веков.
Вальчак Дорота-
Варшавский университет
Варшава, Республика Польша
dorota.walczak1990@gmail.com
Никольский Евгений Владимировичдоктор филологических наук
Карпатский университет им. Августина Волошина
Ужгород, Украина
eugenius-09@ukr.net
1. Алпатов М. В. Феофан Грек. М.: Изобразительное искусство, 1990. 207 с.
2. Балашов Д. М. Святая Русь: трилогия. Кн. 1: Степной пролог. М.: АСТ, 2000. 442 с.
3. Балашов Д. М. Святая Русь: трилогия. Кн. 2: Сергий Радонежский. Исторический роман. М.: АСТ, 2001. 490 с.
4. Балашов Д. М. Святая Русь: трилогия. Кн. 3: Вечер столетия. М.: Армада, 1997. 586 с.
5. Балашов Д. М. О своем творчестве / Балашов Д. М. Похвала Сергию: Исторический роман о Сергии Радонежском. М., 1997. 57 с.
6. Бычков Д. М. Система стилевых признаков агиографической традиции в романе Д. М. Балашова «Похвала Сергию» // Гуманитарные исследования. 2011. № 3 (39). С. 124–133.
7. Генералова Е. В. «Лихие девяностые» и «тучные нулевые»: образ времени в современном русском языке // Духовность и ментальность: экология языка и культуры на
рубеже XX–XXI веков: сб. статей по материалам Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. пед. и науч. деятельности проф. Галины Васильевны Зв?здовой и приуроченной к е? юбилею. Липецк: Липец. гос. пед. ун-т им. П. П. Сем?нова-Тян-Шанского, 2017. С. 166–173.
8. Горский И. К. Исторический роман Сенкевича. М.: Наука, 1966. 307 с.
9. Никольский Е. В. Роман-эпопея Дмитрия Балашова "Святая Русь": девальвация художественности под влиянием идеологии // Науковий вісник Східноєвропейського національного університету імені Лесі Українки. Філологічні науки. Літературознавство. 2015. № 9. С. 117–124.
10. Никольский Е. В. Сакрализация национального начала в творчестве русских поэтов консервативного направления // Libri Magistri. 2019. № 1 (7). С. 33–61.
11. Петров С. М. Русский советский исторический роман. М.: Советский писатель. 1980. 484 с.
12. Щедрина Н. М. Исторический роман в русской литературе последней трети ХХ века. (Пути развития. Концепция личности. Поэтика): автореф. дис. … д-ра филол.наук. М., 1996. 379 с.
13. Юлина А. О. Русь православная в произведениях Дмитрия Михайловича Балашова // Духовно-нравственное воспитание в школе: опыт и перспективы: сб. ст. XX Корнилиевских Православных образовательных чтений / под ред. М. А. Манойловой, 2018.С. 190–198.
14. Christiansen. K. Sienese Painting // Heilbrunn Timeline of Art History. January 2018. URL: https://www.metmuseum.org/toah/hd/sien/hd_sien.htm
15. Topolski J. Problemy metodologiczne korzystania ze ?r?de? literackich w badaniu historycznym // Dzie?o literackie jako ?r?d?o historyczne. Red. Z. Stefanowska, J. S?awi?ski. –Warszawa: Polska Akademia Nauk, 1978. C. 7–30.
16. Walczak D. R??nice mi?dzy katolicyzmem a prawos?awiem w rozwa?aniach
klasycznych i p??nych s?owianofil?w rosyjskich (na przyk?adzie tekst?w Iwana Kiriejewskiego i Niko?aja Danilewskiego) // Progress. Journal of Young Researches. №5 (2018). S. 112–122