В статье исследуются образные средства языка, используемые в медиатекстах библиотек Екатеринбурга, приуроченных к празднованию 225-летия со дня рождения А. С. Пушкина в 2024 году. Рассматриваются характерные для современной медиакультуры способы передачи образов, применяемых для привлечения внимания широкой аудитории к событиям, связанным с памятью о поэте. Проанализированы виды мероприятий библиотек и способы их освещения в медиатекстах. Даны примеры приемов диалогизации в публицистическом стиле как языковых средств взаимодействия коллективных андресанта и адресата полифункциональных текстов. Особое внимание уделено роли образных средств языка, помогающих формировать запоминающийся образ Пушкина и стимулирующих активность пользователей библиотек. Показано, что основными средствами выражения образности выступают эпитет, метафора, гипербола, олицетворение, метонимия и антитеза, направленные на привлечение интереса молодежи и широкого круга читателей к культурной памяти. Исследование позволяет сделать вывод о важности лингвостилистических особенностей медиатекстов библиотек в процессе формирования общественного мнения и сохранения культурного наследия страны.
The article is devoted to the study of figurative language means used in media texts of Yekaterinburg libraries dedicated to the celebration of the 225th anniversary of A. S. Pushkin's birth in 2024. The article considers different ways of conveying images characteristic of modern media culture, used to attract the attention of a wide audience to events related to the memory of the great classic. An analysis of various types of library events and ways of covering them in media texts is carried out. Examples of dialogization techniques in a journalistic style as linguistic means of interaction between a collective addressee and an addressee of multifunctional texts are given. Particular attention is paid to the role of figurative language means – tropes and figures of speech that help to form a memorable image of A. S. Pushkin and stimulate the activity of library users. The analysis showed that the main means of expressing imagery are epithet, metaphor, hyperbole, personification, metonymy and antithesis. Quotation stimulates reader interest. These techniques allow creating vivid images aimed at attracting the interest of young people and a wide range of readers to cultural memory. The study allows us to conclude that the linguistic and stylistic features of library media texts are important in the process of forming public opinion and preserving the country's cultural heritage.
Панченко Светлана Владимировнакандидат филологических наук, доцент
Уральский государственный юридический университет им. В. Ф. Яковлева
Екатеринбург, Российская Федерация
finnougry@gmail.com
1. Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры: сборник: пер. с англ., фр., нем., исп., польск. яз. / Вступ. ст. и сост. Н.Д.Арутюновой; общ. ред. Н.Д.Арутюновой и М. А. Журинской. – М.: Прогресс, 1990. – С. 5–32.
2. Большой толковый идеографический словарь синонимико-антонимических комплексов: [материалы словаря] / под общ. ред. проф. Л. Г. Бабенко. – Екатеринбург; М.: Кабинетный ученый, 2021. – 414 с.
3. ВольфВ.М.Функциональная семантика оценки. – М.: Едиториал УРСС, 2002. – 280 с.
4. Гуськова А. П., Сотин Б. В. Популярный словарь русского языка. Толковоэнциклопедический. – М.: Русский язык-Медиа, 2003.
5. ЖеребилоТ.В.Словарь лингвистических терминов.–Назрань: Пилигрим, 2010.–486 с.
6. ЗасурскийЯ.Н.Колонка редактора: медиатекст в контексте конвергенции // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. – 2005. – № 2. – С. 3–6.
7. Ильенко С. Г. 180 лет без Пушкина, но с Пушкиным (жанровое экспериментаторство поэта) // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. – 2017. – № 4. – С. 61–71.
8. Ковшова М. Л., Гудков Д. Б. Словарь лингвокультурологических терминов. – М.: Гнозис, 2018. – 192 с.
9. Конюкова М. Л.Образ Пушкина в русской литературе и журналистике как показатель настроений в обществе и личных качеств автора // Art Logos (искусство слова). – 2025. – № 1. – С. 164–175. DOI: 10.35231/25419803_2025_1_164
10. МатвееваТ.А.Полный словарь лингвистических терминов. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 562 с.
11. МисяченкоС. В. Лексико-стилистическое описание рекламы в аспекте прагматики // Art Logos (искусство слова). – 2020. – № 2 (11). – С. 113–122.
12. Развитие языковой личности в профессиональном дискурсе. Коллективная монография / отв. ред. К. М. Левитан, Н. А.Юшкова. – Екатеринбург: Уральский государственный юридический университет им. В. Ф.Яковлева, 2022. – 344 с.
13. СоловьеваН. В., МедведеваЕ.А.Современные медиатексты в аспекте стилеобразующих категорий «автор» и «адресат» // Вестник Челябинского государственного университета. – 2012. – № 32 (286). – С. 107–111.
14. ФеденеваЮ. Б., Юшкова Н. А. Прецедентные знаки и их трансформации в языковом сознании молодежи // Слово. Словарь. Словесность: к столетию кафедры русского языка и 95?летию профессора Сакмары Георгиевны Ильенко: сб. науч. статей / под ред. проф. В.Д. Черняк. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. – С. 309–315.
15. Юшкова Н.А. Прецедентные феномены и языковое сознание молодежи: векторы аксиологического комментария // Когнитивно-дискурсивная парадигма в лингвистике и смежных науках: современные проблемы и методология исследования: материалы X Международного конгресса по когнитивной лингвистике. 17–20 сентября 2020 г. / отв. ред. А. П. Чудинов. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2020. – Вып. № 2 (41). – С. 997–1001.
1. Arutyunova, N. D. (1990) Metafora i diskurs [Metaphor and Discourse]. Teoriya metafory: Sbornik: Per. s angl., fr., nem., isp., pol'sk. yaz. [Theory of Metaphor: Collection: Trans. from English, French, German, Spanish, Polish].Vstup. st. i sost. N. D. Arutyunovoj; obshch. red. N. D. Arutyunovoj i M. A. ZHurinskoj. Moscow: Progress Publ. Pp. 5–32. (In Russian).
2. Babenko, L. G. (2021) (ed.) Bol'shoj tolkovyj ideograficheskij slovar' sinonimiko-antonimicheskih kompleksov: materialy slovarya [Large explanatory ideographic dictionary of synonymous-antonymous complexes: dictionary materials]. Ekaterinburg; Moscow: Kabinetnyj uchenyj Publ. (In Russian).
3. Vol'f, V. M. (2002) Funkcional'naya semantika ocenki [Functional semantics of assessment]. Moscow: Editorial URSS Publ. (In Russian).
4. Gus'kova, A. P., Sotin, B. V. (2003) Populyarnyj slovar' russkogo yazyka. Tolkovo-enciklopedicheskij [Popular dictionary of the Russian language. Explanatory and encyclopedic]. Moscow: Russkij yazyk-Media Publ. (In Russian).
5. ZHerebilo, T. V. (2010) Slovar' lingvisticheskih terminov [Dictionary of linguistic terms]. Nazran': Piligrim Publ. (In Russian).
6. Zasurskij, YA. N. (2005) Kolonka redaktora: mediatekst v kontekste konvergencii [Editor's column: media text in the context of convergence]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 10. ZHurnalistika – Bulletin of Moscow University. Series. 10. Journalism. No. 2. Pp. 3–6. (In Russian).
7. Il'enko, S. G. (2017) 180 let bez Pushkina, no s Pushkinym (zhanrovoe eksperimentatorstvo poeta) [180 years without Pushkin, but with Pushkin (the poet's genre experimentation)]. Izvestiya YUzhnogo federal'nogo universiteta. Filologicheskie nauki – Bulletin of the Southern Federal University. Philological sciences. No. 4. Pp. 61–71. (In Russian).
8. Kovshova, M. L., Gudkov, D. B. (2018) Slovar' lingvokul'turologicheskih terminov [Dictionary of linguocultural terms]. Moscow: Gnozis Publ. (In Russian).
9. Konyukova, M. L. (2025) Obraz Pushkina v russkoj literature i zhurnalistike kak pokazatel' nastroenij v obshchestve i lichnyh kachestv avtora [The image of Pushkin in Russian literature and journalism as an indicator of social sentiment and the author's personal qualities]. Art Logos – The Art of Words. No. 1. Pp. 164–175. (In Russian). DOI: 10.35231/25419803_2025_1_164.
10. Matveeva, T. A. (2010) Polnyj slovar' lingvisticheskih terminov [Complete dictionary of linguistic terms]. Rostov n/D: Feniks Publ. (In Russian).
11. Misyachenko, S. V. (2020) Leksiko-stilisticheskoe opisanie reklamy v aspekte pragmatiki [Lexical and stylistic description of advertising in the aspect of pragmatics]. Art Logos – The Art of Words. No. 2 (11). Pp. 113–122. (In Russian).
12. Levitan, K. M., YUshkova, N. A. (2022) (eds.) Razvitie yazykovoj lichnosti v professional'nom diskurse. Kollektivnaya monografiya [Development of linguistic personality in professional discourse. Collective monograph]. Ekaterinburg: Ural'skij gosudarstvennyj yuridicheskij universitet im. V. F. YAkovleva. (In Russian).
13. Solov'eva, N. V., Medvedeva, E. A. (2012) Sovremennye mediateksty v aspekte stileobrazuyushchih kategorij «avtor» i «adresat» [Modern media texts in terms of the style-forming categories “author” and “addressee”]. Vestnik CHelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta – Bulletin of the Chelyabinsk State University. No. 32 (286). Pp. 107–111. (In Russian).
14. Fedeneva, YU. B., YUshkova, N. A. (2019) Precedentnye znaki i ih transformacii v yazykovom soznanii molodezhi [Precedent signs and their transformations in the linguistic consciousness of young people]. Slovo. Slovar'. Slovesnost': k stoletiyu kafedry russkogo yazyka i 95-letiyu professora Sakmary Georgievny Il'enko: sb. nauchnyh statej [Word. Dictionary. Literature: on the centenary of the Russian language department and the 95th anniversary of Professor Sakmara Georgievna Ilyenko: collection of scientific articles], pod red. prof. V. D. CHernyak. St. Petersburg: Izd-vo RGPU im. A. I. Gercena. Pp. 309–315. (In Russian).
15. YUshkova, N. A. (2020) Precedentnye fenomeny i yazykovoe soznanie molodezhi: vektory aksiologicheskogo kommentariya [Precedent phenomena and linguistic consciousness of young people: vectors of axiological commentary]. Kognitivnye issledovaniya yazyka. / gl. red. N. N. Boldyrev [Cognitive studies of language. Ed.-in-chief N. N. Boldyrev]. Issue No. 2 (41). Pp. 997–1001. (In Russian)