И. В. Гете и Э. Т. А. Гофман: к вопросу о творческом диалоге («Игра» с гетевскими аллюзиями как прием в позднем творчестве Э. Т. А. Гофмана)

I. V. Goethe and E. T. A. Hoffman: on the Question of Creative Dialogue ("The Game" With Goethe's Allusions as a Device in the Late Work of E. T. A. Hoffmann)

Авторы:
Королева Вера Владимировна,Февралева Ольга Валерьевна,

DOI:
10.35231/25419803_2025_1_84

Полный текст326,77 КБ

Настоящая статья продолжает серию работ по изучению преломления аллюзий веймарского классика И. В. Гете в творчестве романтика Э. Т. А. Гофмана. Утверждается, что Гофман в позднем творчестве (роман «Житейские воззрения кота Мурра», новеллы «Двойники», «Повелитель блох», «Datura fastuosa», «Мастер Иоганн Вахт» и др.) не только вступает в полемику с Гете, но и пародирует популярные сюжеты корифея немецкой литературы («Годы странствий Вильгельма Мейстера», «Страдания юного Вертера», «Сказка о змее и Лилии», «Фауст» и др.), цитируя его произведения в ироническом контексте, а также обрабатывая литературные элементы гетеанского художественного мира. Реакция же Гете на гофмановские выпады проявляется в большей степени уже после смерти немецкого романтика в виде отдельных высказываний, критикующих художественный метод Гофмана (увлечение «больной» фантастикой). В статье делается вывод, что «игра» с гетевскими аллюзиями становится ярким художественным приемом в позднем творчестве Э. Т. А. Гофмана.

This article continues a series of studies on the refraction of the allusions of the Weimar classic J. W. Goethe in the work of the romantic E. T. A. Hoffmann. It is argued that Hoffmann in his later work (the novel The Everyday Views of the Murr Cat, the short stories The Doppelgangers, Lord of the Fleas, Datura fastuosa, Master Johann Wacht, etc.) not only enters into a polemic with Goethe, but also parodies popular plots of the luminary of German literature (The Years of Wilhelm's Wanderings Meister, The Sufferings of Young Werther, The Tale of the Serpent and the Lily, Faust, etc.), quoting his works in an ironic context, as well as processing literary elements of the Goethean artistic world. Goethe's reaction to Hoffmann's attacks is manifested to a greater extent after the death of the German romantic in the form of individual statements criticizing Hoffmann's artistic method (fascination with "sick" fiction). The article concludes that the "game" with Goethe's allusions becomes a vivid artistic device in the late work of E. T. A. Hoffman

Королева Вера Владимировна
доктор филологических наук, доцент
Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых
Владимир, Российская Федерация
queenvera@yandex.ru

Февралева Ольга Валерьевна
кандидат филологических наук
Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых
г. Владимир, Российская Федерация
411@mail.ru

1. БентМ.И.Из лекции по немецкой литературе. Романтизм в Германии: «Воздушное царство грез» // Вестник Челябинского государственного университета. – 2001. –№ 2. – С. 116–122.
2. ГетеИ.В.Собрание сочинений: в 10 т. – М.: Художественная литература, 1975–1980.
3. Гофман Э. Т. А. Собрание сочинений: в 6 т. – М.: Художественная литература, 1991–1996.
4. Карельский А. В.Сказки и правда Гофмана // ГофманЭ. Т. А. Новеллы. – М., 1991. – С. 5–16.
5. Королева В. В. Интертекстуальность как прием в творчестве Э. Т. А. Гофмана // Вестник ТвГ У. – 2019. – № 1. – С. 28–34.
6. КоролеваВ.В., ПритомскаяА.Р.Алхимический символизм новеллы Э. Т.А. Гофмана «Золотой горшок: сказка из новых времен» // Вестник Костромского государственного университета. – 2023. – Т. 29. –№ 3. –С. 127–134. DOI: 10.34216/1998-0817-2023-29-3-127-134
7. Королева В. В., ФевралеваО. В. И. В. Гете и Э. Т. А. Гофман: к вопросу о творческом диалоге (влияние И.В. Гете на формирование сказочной поэтики Э. Т. А. Гофмана) // Art Logos (искусство слова). – 2024. – № 4. – С. 78–90. DOI: 10.35231/25419803_2024_4_7. EDN: OIRIGS
8. Goethe J. W. S?mtliche Werke nach Epochen seines Schaffens. M?nchner Ausgabe, hrsg. von. Karl Richter. – M?nchen, 1986. – Bd. 18.2.
9. Schnapp F. E. T. A. Hoffmann in Aufzeichnungen seiner Freunde und Bekannten: eine Sammlung. – Mnchen: Winkler, 1974. – 964 p.

1. Bent, M. I. (2001) Iz lekcii po nemeckoj literature. Romantizm v Germanii: «Vozdushnoe carstvo gryoz» [From a lecture on German literature. Romanticism in Germany: "The airy kingdom of dreams"]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta – Bulletin of the Chelyabinsk State University. No. 2. Pp. 116–122. (In Russian).
2. Gete, I. V. (1975–1980) Sobranie sochinenij: v 10 t. [Collected works: in 10 volumes]. Moscow: Hudozhestvennaya literature Publ. (In Russian).
3. Gofman, E. T. A. (1991–1996) Sobranie sochinenij: v 6 t. [Collected works: in 6 volumes.]. Moscow: Hudozhestvennaya literature Publ. (In Russian).
4. Karel'skij, A. V. (1991) Skazki i pravda Gofmana [Tales and Truth of Hoffmann] Gofman E. T. A. Novelly [Hoffman E. T. A. Novellas]. Moscow. Pp. 5–16. (In Russian).
5. Koroleva, V. V. (2019) Intertekstual'nost' kak priem v tvorchestve E. T. A. Gofmana [Intertextuality as a technique in the works of E. T. A. Hoffmann]. Vestnik TvGU – Bulletin of Tver State University. No. 1. Pp. 28–34. (In Russian).
6. Koroleva, V. V., Pritomskaya, A. R. (2023) Alhimicheskij simvolizm novelly E. T. A. Gofmana «Zolotoj gorshok: skazka iz novyh vremen» [Alchemical symbolism of E. T. A.Hoffmann's novella "The Golden Pot: A Tale from Modern Times"]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta – Alchemical symbolism of E. T.A.Hoffmann's novella "The Golden Pot: A Tale from Modern Times". Vol. 29. No. 3. Pp. 127–134. (In Russian). DOI: 10.34216/1998-0817-2023-29-3-127-134
7. Koroleva, V. V., Fevraleva, O. V. (2024) I. V. Gete i E. T. A. Gofman: k voprosu o tvorcheskom dialoge (vliyanie I. V. Gete na formirovanie skazochnoj poetiki E. T. A. Gofmana) [J. W. Goethe and E. T. A. Hoffmann: on the issue of creative dialogue (the influence of J.W.Goethe on the formation of the fairy-tale poetics of E. T.A.Hoffmann)]. Art Logos – The Art of Word. No. 4. Pp. 78–90. (In Russian). DOI: 10.35231/25419803_2024_4_78. EDN: OIRIGS
8. Goethe, J. W. (1986) S?mtliche Werke nach Epochen seines Schaffens. M?nchner Ausgabe, hrsg. von. Karl Richter. Bd. 18.2. M?nchen. (In German).
9. Schnapp, F. (1974) E. T. A. Hoffmann in Aufzeichnungen seiner Freunde und Bekannten: eine Sammlung. Mnchen: Winkler. (In German).

Ключевые слова:
Гете, Гофман, романтизм, гетевские аллюзии, творческий диалог, ирония, пародирование, прием «игры» с чужими текстами, Goethe, Hoffmann, romanticism, Goethe's allusions, creative dialogue, irony, parody, the technique of "playing" with other people's texts.

Для цитирования:
Королева В. В., Февралева О. В. И. В. Гете и Э. Т. А. Гофман: к вопросу о творческом диалоге («Игра» с гетевскими аллюзиями как прием в позднем творчестве Э. Т. А. Гофмана) // Art Logos (искусство слова). – 2025. – № 1. – С. 84–97. DOI: 10.35231/25419803_2025_1_84. EDN: RMREUS Koroleva, V. V., Fevraleva, O. V. (2025) I. V. Gete i E. T. A. Gofman: k voprosu o tvorcheskom dialoge («Igra» s getevskimi allyuziyami kak priem v pozdnem tvorchestve E. T. A. Gofmana) [J. W. Goethe and E. T. A. Hoffmann: On the Question of Creative Dialogue ("The Game" With Goethe's Allusions as a Device in the Late Works of E. T. A. Hoffmann)]. Art Logos – The Art of Word. No. 1. Pp. 84-97. DOI: 10.35231/25419803_2025_1_84. EDN: RMREUS

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина