В статье рассматривается специфика отражения гетевских аллюзий в раннем сказочном творчестве Э. Т. А. Гофмана. Отмечаются отсылки Гофмана к произведениям Гете «Сказка о зелёной змее и прекрасной Лилии» (1795), «Триумф чувствительности» (1778), «Годы учения Вильгельма Мейстера» (1975–1976) и др. Гофман, признавая Гете как гения немецкой культуры, порой с иронией относится к его культу, вкладывая в уста своих персонажей критические высказывания о признанном писателе и учёном, создает прозрачные реминисценции, а также цитирует в ироническом контексте его произведения («Собака Берганца», «Взаимосвязь вещей» и др.). В статье делается вывод, что Гофман продолжает размышления над рядом проблем, восходящих к творчеству Гете: профанация искусства (ирония над героем-подражателем, осмысление роли Шекспира в формировании немецкого театра («Необыкновенные страдания директора театра») и др.), проблема мелкости в парадоксальной связи с величием («Крошка Цахес»), механизация человека и общества и мотив любви к кукле («Песочный человек»), образ псевдоромантического героя и осмысление природы как источника истинного вдохновения («Королевская невеста», «Золотой горшок»).
The article examines the specifics of reflecting Goethe's allusions in the early fairy-tale work of E. T. A. Hoffman. Hoffmann's references to such works of Goethe as The Tale of the Green Snake and the Beautiful Lily (1795), The Triumph of Sensitivity (1778), The Years of Wilhelm Meister's Teaching (1975–1976), New Melusina (1907), etc. are noted. The German romantic, recognizing Goethe as a genius of German culture, sometimes treats his cult with irony in his works, putting critical statements about the recognized writer and scientist into the mouths of his characters (Berganz's Dog, The Relationship of Things), creates transparent reminiscences (The Royal Bride, The Golden Pot), and also quotes in an ironic context his works (The Dog of Berganza). The article concludes that Hoffman continues to reflect on a number of problems dating back to Goethe's work: the profanation of art (irony at the hero-imitator, understanding the role of Shakespeare in the formation of the German theater (The Interconnection of things, The Extraordinary suffering of the theater director), the problem of shallowness in paradoxical connection with greatness (Little Zaches), the mechanization of man and society and the motive of love for the doll (The Sandman), the image of a pseudo romantic hero and, finally, the understanding of nature as a source of true inspiration (The Royal Bride, The Golden Pot).
Королева Вера Владимировнадоктор филологических наук, доцент
Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых
Владимир, Российская Федерация
queenvera@yandex.ru
Февралева Ольга Валерьевнакандидат филологических наук
Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых
г. Владимир, Российская Федерация
411@mail.ru
1. Бент М. И. Из лекции по немецкой литературе. Романтизм в Германии: «Воздушное царство грёз» // Вестник Челябинского государственного университета. – 2001. – № 2. – С. 116–122.
2. Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. – СПб.: Азбука-классика, 2001. – 512 с.
3. Гегель Г. В. Ф. Эстетика: в 4 т. – М.: Искусство, 1968–1973.
4. Гете И. В. Собрание сочинений: в 10 т. – М.: Художественная литература, 1975–1980.
5. Гофман Э. Т. А. Собрание сочинений: в 6 т. – М.: Художественная литература, 1991–2000.
6. Карельский А. В. Сказки и правда Гофмана // Гофман Э. Т. А. Новеллы. – М.: Художественная литература, 1991. – С. 5–16.
7. Королева В. В. "Гофмановский комплекс" в театральной эстетике Серебряного века // Вестник Томского государственного университета. – 2019. – № 439. – С. 18–25.
8. Королева В. В. Интертекстуальность как прием в творчестве Э. Т. А. Гофмана // Вестник ТвГ У. Серия: Филология. – 2019. – № 1(60). – С. 28–34.
9. Королева В. В., Притомская А. Р. Алхимический символизм новеллы Э. Т. А. Гофмана «Золотой горшок: сказка из новых времен» // Вестник Костромского государственного университета. – 2023. – Т. 29. – № 3. – С. 127–134.
10. Литературные манифесты западноевропейских романтиков / Собрание текстов, вступит. статья [с. 5–43] и общ. ред. А. С. Дмитриева. – М.: Изд-во МГУ, 1980.– 630 с.
11. Сафрански Р. Гофман. – М.: Молодая гвардия, 2005. – 380 с.
12. Художественный мир Э. Т. А. Гофмана / Ред. А. В. Михайлов. – М.: Наука, 1982. – 292 с.
13. Шишкина А. Н. Культурософия немецкого романтизма // Вестник КГУ им Н. А. Некрасова. – 2014. – № 1. – С. 218–221.
14. Котариди Ю. Г. Мотивы архаической сказки и неоплатоническая мифологема в «Золотом горшке» Э. Т. А. Гофмана // Вестник МГУ. – 2015. – № 2. – С. 133–142.
15. Cramer T. Das Groteske bei E.T.A. Hoffmann. – Munchen: W. Fink, 1966. – 215 p.
16. Knox J. Hoffmann’s “Two Worlds” and the Problem of Life-Writing // E. T. A. Hoffmann: Transgressive Romanticism. Romantic Reconfigurations: Studies in Literature and Culture 1780–1850 / Clason C. R. (еd.) – Liverpool: Liverpool University Press, 2018. – Рp. 191–211.
17. Negus K. E. T. A. Hoffmanns Other World. Romantic Author and his New Mythology. – Philadelphia: Philadelphia University of Pennsylvania Press, 1965. – 183 p.
18. Pikulik L. E. T. A. Hoffmann als Erzahler: ein Kommentar zu den «Serapions-Brudern». – Go?ttingen: Vadenhoeck & Ruprecht, 1987. – 223 p.
19. Schnapp F. E. T. A. Hoffmann in Aufzeichnungen seiner Freunde und Bekannten: eine Sammlung. – Mu?nchen: Winkler, 1974. – 964 p.
1. Bent, M. I. (2001) Iz lekcii po nemeczkoj literature. Romantizm v Germanii: «Vozdushnoe czarstvo gryoz» [From a lecture on German literature. Romanticism in Germany: "The airy kingdom of dreams"]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta – Bulletin of the Chelyabinsk State University. No. 2. Pp. 116–122. (In Russian).
2. Berkovskij, N. Ya. (2001) Romantizm v Germanii [Romanticism in Germany]. St Petersburg: Azbuka-klassika Publ. (In Russian).
3. Hegel, G. V. F. (1968–1973) E`stetika: v 4 t. [Aesthetics: in 4 vols]. Moscow: Iskusstvo Publ. (In Russian).
4. Gete, I. V. (1975–1980) Sobranie sochinenij: v 10 t. [Collected works: in 10 vols.] Moscow: Hudozhestvennaya literature Publ. (In Russian).
5. Gofman, E. T. A. (1991–2000) Sobranie sochinenij: v 6 t. [Collected works: in 10 vols.]. Moscow: Hudozhestvennaya literature Publ. (In Russian).
6. Karel`skij, A. V. (1991) Skazki i pravda Gofmana [Tales and the truth of Hoffman]. Gofman E. T. A. Novelly` [Hoffman E. T. A. Novellas]. Moscow: Hudozhestvennaya literaturа Publ. Pp. 5–16. (In Russian).
7. Koroleva, V. V. (2019) "Gofmanovskij kompleks" v teatral`noj e`stetike Serebryanogo veka [The Hoffmann Complex in the Theatrical Aesthetics of the Silver Age]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta – Bulletin of Tomsk State University. No. 439. Pp. 18–25. (In Russian).
8. Koroleva, V. V. (2019) Intertekstual'nost' kak priem v tvorchestve E. T. A. Gofmana [Intertextuality as a device in the works of E. T. A. Hoffman] Vestnik TvG U. Seriya: Filologiya – Bulletin of TvS U. Series: Philology. No. 1 (60). Pp. 28–34. (In Russian).
9. Koroleva, V. V., Pritomskaya, A. R. (2023) Alhimicheskij simvolizm novelly E. T. A. Gofmana «Zolotoj gorshok: skazka iz novyh vremen» [Alchemical symbolism of E. T. A. Hoffman's novella "The Golden Pot: A Tale from Modern Times"]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta – Bulletin of the Kostroma State University. Vol. 29. No. 3. Pp. 127–134. (In Russian).
10. Dmitriev, A. S. (1980) (ed.) Literaturny`e manifesty` zapadnoevropejskix romantikov [Literary manifestos of Western European Romantics]. Moscow: Izd-vo MGU. (In Russian).
11. Safranski, R. (2005) Gofman [Hoffmann]. Moscow: Molodaya gvardiya Publ. (In Russian).
12. Mihajlov, A. V. (1982) (ed.) Xudozhestvenny`j mir E. T. A. Gofmana [The artistic world of E. T. A. Hoffman]. Moscow: Nauka Publ. (In Russian).
13. Shishkina, A. N. (2014) Kul`turosofiya nemeczkogo romantizma [Cultural philosophy of German Romanticism]. Vestnik KGU im N. A. Nekrasova – Bulletin of the N. A. Nekrasov KSU. No. 1. Pp. 218–221. (In Russian).
14. Kotaridi, Yu. G. (2015) Motivy` arxaicheskoj skazki i neoplatonicheskaya mifologema v «Zolotom gorshke» E. T. A. Gofmana [Motifs of an archaic fairy tale and a neoplatonic mythologeme in the "Golden Pot" by E. T. A. Hoffman]. Vestnik MGU – Bulletin of Moscow State University. No 2. Pp. 133–142. (In Russian).
15. Cramer, T. (1966) Das Groteske bei E. T. A. Hoffmann. Munchen: W. Fink. (In German).
16. Knox, J. (2018) Hoffmann’s “Two Worlds” and the Problem of Life-Writing. E. T. A. Hoffmann: Transgressive Romanticism. Romantic Reconfigurations: Studies in Literature and Culture 1780–1850. Clason C. R. (еd.). Liverpool: Liverpool University Press. Рp. 191–211.
17. Negus, K. (1965) E. T. A. Hoffmanns Other World. Romantic Author and his New Mythology: Philadelphia University of Pennsylvania Press.
18. Pikulik, L. (1987) E. T. A. Hoffmann als Erzahler: ein Kommentar zu den «Serapions-Brudern». Go?ttingen: Vandenhoeck & Ruprecht. (In German).
19. Schnapp, F. (1974) E. T. A. Hoffmann in Aufzeichnungen seiner Freunde und Bekannten: eine Sammlung. Mu?nchen: Winkler. (In German).