Карикатура как форма гностической деструкции бытия: массмедийный аспект

Caricature as a Form of Gnostic Destruction of Being: Mass Media Aspect

Авторы:
Цуканов Евгений Александрович,

DOI:
10.35231/25419803_2024_3_208

Полный текст312,92 КБ

В статье делается попытка обоснования идеи сочетаемости древних деструктивных учений (в форме гностицизма) с современными медиапрактиками, поставившими на вооружение карикатуру как одну из разновидностей комического, направленную на принудительную деформацию образа реальности. Данная постановка проблемы, на взгляд автора, может значительно углубить наши представления о подлинной природе массмедиа как инструменте борьбы не с отдельными недостатками действительности, а с самой действительностью, что подтверждается применявшейся в работе методологией, базирующейся на историко-генетическом и герменевтическом подходах к исследованию. Констатируется, что в пространстве средств массовой информации апробируются гностические стратегии, которые имеют деформационно-филологическую специфику, что выражается в деструктивных методологических установках как отдельных журналистов, так и редакционных коллективов.


The article attempts to substantiate the idea of the compatibility of ancient destructive teachings (in the form of Gnosticism) with modern media practices, which have adopted caricature as one of the varieties of comic, aimed at forced deformation of the image of reality. This statement of the problem, in the opinion of the author, can significantly deepen our ideas about the true nature of the media as a tool for combating not individual shortcomings of reality, but with reality itself, which is confirmed by the methodology used in the work based on historical, genetic and hermeneutical approaches to research.

Цуканов Евгений Александрович
кандидат филологических наук
Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна
Санкт-Петербург, Российская Федерация
tsukanov_1975@inbox.ru

1. Айнутдинов А. С. Типология и функции карикатуры в прессе // Вестник Челябинского государственного университета. – 2008. – № 21. – С. 20–27.
2. Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты, комментарии. – М.: Мысль, 1989. – 336 с.
3. Выровцева Е. В., Щеглова Е. А. Языковая игра как средство комического в современном медиадискурсе // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. – Т. 43. – № 1. – 2021. – С. 31–40.
4. Дмитриев А. В., Сычев А. А. Смех: социофилософский анализ. – М.: Альфа-­М, 2005. – 592 с.
5. Йонас Ганс. Гностицизм. (Гностическая религия). – СПб.: Лань, 1998. – 384 с.
6. Карасев Л. В. Философия смеха. – М.: Рос. гуманит. ун-т, 1996. – 224 с.
7. Козырев А. П. Соловьев и гностики. – М.: Изд. Савин С. А., 2007. – 544 с.
8. Николаев Ю. В поисках Божества. – К.: София, Ltd, 1995. – 400 с.
9. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое: Книга для свободных умов. – М.: Академический проект, 2020. – 328 с.
10. Свенцицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории. – М.: Политиздат, 1987. – 336 с.
11. Слободнюк С. Л. Дьяволы Серебряного века (древний гностицизм и русская литература 1890–1930 гг.). – СПб.: Алетейя, 1998. – 428 с.
12. Творенія святаго Епифанія Кипрскаго. Часть первая: На восемьдесятъ ересей Панарій, или Ковчегъ. [Ереси 1–33] // Творенія святыхъ отцевъ въ русскомъ перевод?, издаваемыя при Московской Духовной Академіи. – Т. 42. – М.: Типография В. Готье, 1863. – 386 с.
13. Хализев В. Е. Теория литературы. Учеб. 2-е изд. – М.: Высшая школа, 2000. – 398 с.
14. Шестаков В. Карикатура: визуальный язык гротеска и пародии // Феноменология смеха: Карикатура, пародия, гротеск в современной культуре: Сб. ст. – М.: Российский институт культурологии, 2002. – С. 6–20.



1. Ajnutdinov, A. S. (2008) Tipologiya i funkcii karikatury v presse [Typology and functions of caricature in the press]. Vestnik CHelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta – Bulletin of the Chelyabinsk State University. No. 21. Pp. 20–27. (In Russian).
2. Okulov, A. F. (1989) (ed.) Apokrify drevnih hristian: Issledovanie, teksty, kommentarii [Apocrypha of the Ancient Christians: Research, Texts, Comments]. Moscow: Mysl' Publ. (In Russian).
3. Vyrovceva, E. V., SHCHeglova, E. A. (2021) YAzykovaya igra kak sredstvo komicheskogo v sovremennom mediadiskurse [Language play as a means of comedy in modern media discourse]. Uchenye zapiski Petrozavodskogo gosudarstvennogo universiteta – Scientific notes of Petrozavodsk state university. Vol. 43. No. 1. Pp. 31–40. (In Russian).
4. Dmitriev, A. V., Sychev, A. A. (2005) Smekh: sociofilosofskij analiz [Laughter: A Socio-­Philosophical Analysis]. Moscow: Al'fa-­M Publ. (In Russian).
5. Jonas, G. (1998) Gnosticizm (Gnosticheskaya religiya) [Gnosticism. (Gnostic religion)]. St. Petersburg: Lan' Publ. (In Russian).
6. Karasev, L. V. (1996) Filosofiya smekha [Philosophy of Laughter]. Moscow: Ros. gumanit. un-t, (In Russian).
7. Kozyrev, A. P. (2007) Solov'ev i gnostiki [Soloviev and the Gnostics]. Moscow: Izd. Savin S. A. (In Russian).
8. Nikolaev, YU. V (1995) V poiskah Bozhestva [In Search of the Divine]. Kiev: Sofiya, Ltd. (In Russian).
9. Nicshe, F. (2020) CHelovecheskoe, slishkom chelovecheskoe: Kniga dlya svobodnyh umov [Human, All Too Human: A Book for Free Minds]. Moscow: Akademicheskij proekt Publ. (In Russian).
10. Svencickaya, I. S. (1987) Rannee hristianstvo: stranicy istorii [Early Christianity: Pages of History]. Moscow: Politizdat (In Russian).
11. Slobodnyuk, S. L. (1998) D'yavoly Serebryanogo veka (drevnij gnosticizm i russkaya literatura 1890–1930 gg.) [Devils of the Silver Age (Ancient Gnosticism and Russian Literature 1890–1930)]. St. Petersburg: Aletejya Publ. (In Russian).
12. Tvorenіya svyatago Epifanіya Kiprskago. CHast' pervaya: Na vosem'desyat" eresej Panarіj, ili Kovcheg". [Eresi 1–33] (1863) [The Works of Saint Epiphanius of Cyprus. Part One: On the Eighty Heresies Panarion, or Ark. Heresies 1–33]. Tvorenіya svyatyh" otcev" v" russkom" perevod?, izdavaemyya pri Moskovskoj Duhovnoj Akademіi [Works of the Holy Fathers in Russian translation, published by the Moscow Theological Academy]. Vol. 42. Moscow: Tipografiya V. Got'e. (In Russian).
13. Halizev, V. E. (2000) Teoriya literatury. Ucheb. 2-e izd. [Theory of Literature. Textbook. 2nd edition]. Moscow: Vysshaya SHkola Publ. (In Russian).
14. SHestakov, V. (2002) Karikatura: vizual'nyj yazyk groteska i parodii [Caricature: the visual language of the grotesque and parody]. Fenomenologiya smekha: Karikatura, parodiya, grotesk v sovremennoj kul'ture [Phenomenology of laughter: Caricature, parody, grotesque in modern culture]. Collection of articles. Moscow: Rossijskij institut kul'turologii. Pp. 6–20. (In Russian).

Ключевые слова:
смех, комическое, карикатура, гностицизм, гнозис, бытие, реальность, публичный дискурс, массмедиа, laughter, comic, caricature, gnosticism, gnosis, being, reality, public discourse, mass media

Для цитирования:
Цуканов Е. А. Карикатура как форма гностической деструкции бытия: массмедийный аспект // Art Logos (искусство слова). – 2024. – № 3. – С. 208–217. DOI: 10.35231/25419803_2024_3_208. EDN: BHDWGV For citation: Tsukanov, A. E. (2024) Karikatura kak forma gnosticheskoj destrukcii bytiya: massmedijnyj aspekt [Caricature as a Form of Gnostic Destruction of Being: Mass Media Aspect]. Art Logos – The Art of Word. No. 3. Pp. 208–217. (In Russian). DOI: 10.35231/25419803_2024_3_208. EDN: BHDWGV

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина