В статье рассматривается семантизация буквенных начертаний в поэзии Иосифа Бродского. Утверждается, что поэт большое значение придавал формам букв, пытаясь через метафору встроить их в свою картину мира. Таким образом буквы становятся частью поэтического пространства, в котором важную роль играет геометрия. Многие предметы, объекты осознаются поэтом как встроенные в лингвистическую графику. Такое соединение бытийного и текстуального может быть признаком постмодернистской игры, в частности, отсылать к распространенному представлению о том, что «мир есть текст». Кроме того, при семантизации буквенных начертаний проявляется их связь с телесными образами. То есть лингвистическая графика Бродского связана еще и с субъектной сферой его поэзии. Формы букв могут наводить поэта и на другие ассоциации, например, литера может выступать одновременно и как буква, и как число. Собственно, стратегии освоения русской графики в поэзии Иосифа Бродского многообразны.
The article examines the semantization of letter styles in the poetry of Joseph Brodsky. The poet attached great importance to the shapes of letters. He tried to integrate them into his picture of the world through metaphors. Thus, the letters are part of the poetic space, which is built according to the laws of geometry. Brodsky describes things and objects “in the language” of letter styles. The combination of ontological and textual is a sign of a postmodern game. Brodsky apparently refers to the postmodern metaphor “the world is a text.” In addition, when semantizing letter styles, it is associated with bodily images. That is, the forms of the letter in Brodsky’s poetry are associated with the subjective sphere, with the lyrical hero. The strategies for using Russian linguistic graphics in the poetry of Joseph Brodsky are diverse.
Гавриков Виталий Александровичдоктор филологических наук
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Брянск, Российская Федерация
yarosvettt@mail.ru
1. Автухович Т. Е. Советский дискурс в лирике Иосифа Бродского: визуальный аспект // Труды Русской антропологической школы. – 2012. – № 11. – С. 156–169.
2. Бокарев А. С. Принцип кумуляции в образной структуре лирики Леонида Аронзона и Иосифа Бродского // Проблемы исторической поэтики. – 2020. – Т. 18. – № 1. – С. 315–341.
3. Иванов Д. И., Лакербай Д. Л. «За душой, как ни шарь, ни черта»: сюжет веры и его «программное» опустошение в поэзии И. Бродского // Сибирский филологический журнал. – 2019. – № 2. – С. 136–147.
4. Кихней Л. Г. Литературный жанр, жанровый канон и жанровая изотопия (к проблеме жанровой идентификации) // Россия в мире: проблемы и перспективы развития международного сотрудничества в гуманитарной и социальной сфере. Материалы IV Международной научно-практической конф. – М., Пенза, 2018. – С. 390–397.
5. Колистратова А. И. Наука в поэзии Иосифа Бродского // Смоленский филологический сборник. – 2016. – № 8. – С. 135–149.
6. Курачев Д. Г., Курачева Л. Г. Символика пространства в сказках дошкольников // Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и педагогических исследований. Сборник трудов Международной научно-практической конф. «XV Левитовские чтения». – М., 2020. – С. 226–229.
7. Курачев Д. Г., Курачева Л. Г. Социально-психологическая функция метафоры // Социально-психологические вызовы современного общества. Проблемы. Перспективы. Пути развития. Материалы VI Международной научно-практической конференции. – Брянск, 2021. – С. 137–140.
8. Локтевич Е. В. Экзистенциализм нуарного хронотопа в песенной поэзии Эма Калинина // Норма и отклонение в литературе, языке и культуре. – Гродно, 2021. – С. 192–205.
9. Мальцева Т. В. Антитеза земли и неба в русской поэзии // Пушкинские чтения-2014. Художественные стратегии классической и новой литературы: жанр, автор, текст. Материалы XIX Международной научной конференции. – СПб., 2014. – С. 136–140.
10. Меркушов С. Ф. «Мечта» об эмиграции, репрезентируемая в хронотопе (Иосиф Бродский и Сергей Довлатов) // Вестник Московского Международного Университета. – 2024. – № 1 (1). – С. 167–173.
11. Перепелкин М. А. Об одной «ошибке» Нобелевского комитета (Венедикт Ерофеев об Иосифе Бродском) // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. – 2016. – № 4. – С. 80–83.
12. Пушкарева Ю. Е. Перевод реального чувства в текст как сюжет стихотворения Иосифа Бродского «Колыбельная трескового мыса» // Амурский научный вестник. – 2017. – № 3. – С. 94–98.
13. Раппопорт А., Лидин К., Багина Е. Комментарии к стихотворению Иосифа Бродского «Архитектура» // Проект Байкал. – 2016. – Т. 13. – № 50. – С. 30–33.
14. Степанов А. Г. Организация художественного пространства в «Сретеньи» И. Бродского // Литературный текст: проблемы и методы исследования: Сб. науч. тр. – Тверь, 1997. – С. 136–144.
15. Ужанцев В. А. Поэт Бродский в субстанциональном поствремени и постпространстве // Образование. Наука. Культура. III Международная научно-практическая конференция, сборник трудов конференции. – М., 2011. – С. 402–405.
16. Федотов О. И., Феофанова В. С. Экзистенциальный мотив смерти в холостых сонетах Иосифа Бродского 1961–1962 годов // Acta Eruditorum. – 2023. – № 44. – С. 40–44.
17. Шерчалова Е. В. Пространственные дихотомии и лабиринт в романе «Священная книга оборотня» В. Пелевина // Гуманитарный вектор. – 2022. – Т. 17. – № 1. – С. 65–74.
1. Avtuhovich, T. E. (2012) Sovetskij diskurs v lirike Iosifa Brodskogo: vizual'nyj aspekt [Soviet discourse in the lyrics of Joseph Brodsky: visual aspect]. Trudy Russkoj antropologicheskoj shkoly – Proceedings of the Russian Anthropological School. No. 11. Pp. 156–169. (In Russian).
2. Bokarev, A. S. (2020) Princip kumulyacii v obraznoj strukture liriki Leonida Aronzona i Iosifa Brodskogo [The principle of cumulation in the figurative structure of the lyrics of Leonid Aronzon and Joseph Brodsky]. Problemy istoricheskoj poetiki – Problems of historical poetics. Vol. 18. No. 1. Pp. 315–341. (In Russian).
3. Ivanov, D. I., Lakerbaj, D. L. (2019) “Za dushoj, kak ni shar', ni cherta”: syuzhet very i ego “programmnoe” opustoshenie v poezii I. Brodskogo [“Behind the soul, no matter how hard it is”: the plot of faith and its “programmatic” devastation in the poetry of I. Brodsky]. Sibirskij filologicheskij zhurnal – Siberian Philological Journal. No. 2. Pp. 136–147. (In Russian).
4. Kihnej, L. G. (2018) Literaturnyj zhanr, zhanrovyj kanon i zhanrovaya izotopiya (k probleme zhanrovoj identifikacii) [Literary genre, genre canon and genre isotopy (to the problem of genre identification)]. Rossiya v mire: problemy i perspektivy razvitiya mezhdunarodnogo sotrudnichestva v gumanitarnoj i social'noj sfere [Russia in the world: problems and prospects for the development of international cooperation in the humanitarian and social sphere]. Materials of the IV International Scientific and Practical Conference. Moscow, Penza. Pp. 390–397. (In Russian).
5. Kolistratova, A. I. (2016) Nauka v poezii Iosifa Brodskogo [Science in the poetry of Joseph Brodsky]. Smolenskij filologicheskij sbornik – Smolensk philological collection. No. 8. Pp. 135–149. (In Russian).
6. Kurachev, D. G., Kuracheva L. G. (2020) Simvolika prostranstva v skazkah doshkol'nikov [Symbolism of space in fairy tales of preschoolers]. Aktual'nye problemy teorii i praktiki psihologicheskih, psihologo-pedagogicheskih i pedagogicheskih issledovanij [Current problems of the theory and practice of psychological, psychological, pedagogical and pedagogical research]. Collection of proceedings of the International Scientific and Practical Conference “XV Levitov Readings”. Moscow. Pp. 226–229. (In Russian).
7. Kurachev, D. G., Kuracheva, L. G. (2021) Social'no-psihologicheskaya funkciya metafory [Social-psychological function of metaphor]. Social'no-psihologicheskie vyzovy sovremennogo obshchestva. Problemy. Perspektivy. Puti razvitiya [Social-psychological challenges of modern society. Problems. Prospects. Development ways]. Materials of the VI International Scientific and Practical Conference]. Bryansk. Pp. 137–140. (In Russian).
8. Loktevich, E. V. (2021) Ekzistencializm nuarnogo hronotopa v pesennoj poezii Ema Kalinina [Existentialism of the noir chronotope in the song poetry of Em Kalinin]. Norma i otklonenie v literature, yazyke i kul'ture [Norm and deviation in literature, language and culture]. Grodno. Pp. 192–205. (In Russian).
9. Mal'ceva, T. V. (2014) Antiteza zemli i neba v russkoj poezii [Antithesis of earth and sky in Russian poetry]. Pushkinskie chteniya-2014. Hudozhestvennye strategii klassicheskoj i novoj literatury: zhanr, avtor, tekst [Pushkin Readings-2014. Artistic strategies of classical and new literature: genre, author, text]. Materials of the XIX International Scientific Conference. St. Petersburg. Pp. 136–140. (In Russian).
10. Merkushov, S. F. (2024) “Mechta” ob emigracii, reprezentiruemaya v hronotope (Iosif Brodskij i Sergej Dovlatov) [“Dream” of emigration, represented in the chronotope (Joseph Brodsky and Sergei Dovlatov)].Vestnik Moskovskogo Mezhdunarodnogo Universiteta – Bulletin of the Moscow International University. No. 1 (1). Pp. 167–173. (In Russian).
11. Perepelkin, M. A. (2016) Ob odnoj “oshibke” nobelevskogo komiteta (Venedikt Erofeev ob Iosife Brodskom) [About one “mistake” of the Nobel committee (Venedikt Erofeev about Joseph Brodsky)]. Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriya, pedagogika, filologiya – Bulletin of Samara University. History, pedagogy, philology. No. 4. Pp. 80–83. (In Russian).
12. Pushkareva, Yu. E. (2017) Perevod real'nogo chuvstva v tekst kak syuzhet stihotvoreniya Iosifa Brodskogo “Kolybel'naya treskovogo mysa” [Translation of real feelings into text as the plot of Joseph Brodsky’s poem “Lullaby of the Cod Cape”]. Amurskij nauchnyj vestnik – Amur Scientific Bulletin. No. 3. Pp. 94–98. (In Russian).
13. Rappoport, A., Lidin, K., Bagina, E. (2016) Kommentarii k stihotvoreniyu Iosifa Brodskogo “Arhitektura” [Comments on Joseph Brodsky’s poem “Architecture”]. Proekt Bajkal – Project Baikal. Vol. 13. No. 50. Pp. 30–33. (In Russian).
14. Stepanov, A. G. (1997) Organizaciya hudozhestvennogo prostranstva v “Sreten'i” I. Brodskogo [Organization of artistic space in “Candlemas” by I. Brodsky]. Literaturnyj tekst: problemy i metody issledovaniya [Literary text: problems and research methods: Collection scientific works]. Tver. Pp. 136–144. (In Russian).
15. Uzhancev, V. A. (2011) Poet Brodskij v substancional'nom postvremeni i postprostranstve [Poet Brodsky in substantial post-time and post-space]. Obrazovanie. Nauka. Kul'tura [Education. The science. Culture]. III International Scientific and Practical Conference, collection of conference proceedings. Moscow. Pp. 402–405. (In Russian).
16. Fedotov, O. I., Feofanova, V. S. (2023) Ekzistencial'nyj motiv smerti v holostyh sonetah Iosifa Brodskogo 1961–1962 godov [The existential motive of death in Joseph Brodsky’s blank sonnets of 1961–1962]. Acta Eruditorum – Acta Eruditorum. No. 44. Pp. 40–44. (In Russian).
17. Sherchalova, E. V. (2022) Prostranstvennye dihotomii i labirint v romane “Svyashchennaya kniga oborotnya” V. Pelevina [Spatial dichotomies and labyrinth in the novel “The Holy Book of the Werewolf” by V. Pelevin]. Gumanitarnyj vector – Humanitarian vector. Vol. 17. No. 1. Pp. 65–74. (In Russian).