Языковые особенности баллады Фридриха Шиллера «Der Taucher»

Linguistic Features of Friedrich Schiller's Ballad "Der Taucher"

Авторы:
Никифорова Светлана Анатольевна,

DOI:
10.35231/25419803_2023_3_215

Полный текст343,49 КБ

В статье рассматриваются языковые особенности баллады Ф. Шиллера «Der Taucher». Главными особенностями баллады являются ослабление лирического единства, отказ от структуры драмы и преобладание черт эпического произведения. Как в эпическом произведении в балладе четко прослеживается сюжетная линия, описывается несколько событий, происходящих в одном временном отрезке. В событиях участвует несколько персонажей, как главных, так и второстепенных. Эпический характер баллады находит отражение в структуре текста, в котором употребляются языковые средства, типичные для прозаических произведений. К ним относятся: разнообразие временных форм, повторная номинация с экспрессивно-оценочной окраской, множественная кореференция, полипропозициональные структуры в виде причастий настоящего и прошедшего времени, которые усиливают информационную насыщенность текста, а также инфинитивные обороты. Балладе присущи такие языковые особенности, как использование приставок и полуприставок с пространственным значением для точной передачи пространственных ориентиров, тема-рематическое членение текстовых отрезков и т. д. Языковые средства расширяют текстовое пространство баллады, эпически описывающей историю ныряльщика.


The article discusses the linguistic features of Friedrich Schiller's ballad "Der Taucher". The main features of this ballad are the weakening of lyrical unity, refusing the structure of the drama and the predominance of the particularities of the epic. As in an epic work, the storyline is clearly traced in the ballad, several events taking place in one period of time are described. There are many characters involved in the events, both main and secondary. The epic character of the ballad is manifested in the structure of the text that comprises linguistic means typical of prose. These include a variety of time forms, repeat nomination with expressive and evaluative coloring, multiple co-reference, polypropositional structures in the form of present and past participles, as well as infinitive groups, the use of prefixes and semi-prefixes with spatial meaning for the accurate transmission of spatial landmarks, topic-comment relation between the text segments, etc.

Никифорова Светлана Анатольевна
кандидат филологических наук, доцент
Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова
Санкт-Петербург, Российская Федерация
[email protected]

1. Гудков Д. Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. – М.: ИТДГК – Гнозис, 2003. – 288 с.
2. Данилевский Р. Ю. Шиллер и становление русского романтизма // Ранние романтические веяния. Из истории международных связей русской литературы. – Л., 1972. – С. 89–92.
3. Лебедева О. Б. Творчество Ф. Шиллера в восприятии и переводах К. Н. Батюшкова // Венок поэту: Жизнь и творчество К. H. Батюшкова. – Вологда, 1989. – С. 38–51.
4. Худорожкова О. В. Интерпретация баллад Ф. Шиллера «Der Taucher» («Ныряльщик») и «Der Handschuh» («Перчатка») русскими литературоведами XIX–XXI вв. // Вестник Томского университета. – 2007. – № 305. – С. 23–25.
5. Щербакова О. В. К вопросу о жанровом своеобразии баллад Ф. Шиллера «Der Taucher» («Ныряльщик») и «Der Handschuh» («Перчатка») в Германии и России // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2014. – № 4 (34): в 3-х ч. – Ч. II. – C. 200–204.
6. Baumg?rtner A. Ballade und Erz?hlgedicht im Unterricht. Ein Beitrag zur literarischen Erziehung. – M?nchen, 1972. – 116 s.
7. Goethe J. W. Ballade. Betrachtung und Auslegung. Goethe. Berliner Ausgabe. Bd. 17. Kunsttheoretische Schriften und ?bersetzungen. – Berlin, Weimar: Siegfrid Seidel, 1970. – 630 s.
8. M?ller-Seidel W. Die deutsche Ballade. Umrisse ihrer Geschichte. Wege zum Gedicht II. Interpretationen von Balladen. – M?nchen: Hirschenauer, Z?rich, 1976. – 605 s.
9. Laufh?tte H. Die deutsche Kunstballade. Grundlegung einer Gattungsgeschichte. – Heidelberg: Winter, 1979. – 416 s.
10. Schiller F. "Der Taucher" // Schiller F. Gedichte. – Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuch Verlag, 2008. – S. 208–213.
11. Weber F. Das Verh?ltnis von ?usserer und innerer Form in Goethes und Schillers Balladen // The Journal of English and Germanic Philology. – 1915. – Vol. 14., No. 2. – S. 204–211.

Ключевые слова:
Фридрих Шиллер, баллада, лирика, эпос, кореференция, номинация, полипропозициональная структура, Friedrich Schiller, ballad, lyric, epic, co-reference, nomination, polypropositional structre.

Для цитирования:
Никифорова С. А. Языковые особенности баллады Фридриха Шиллера «Der Taucher» // Art Logos (искусство слова). – 2023. – № 3. – С. 215–225. DOI: 10.35231/25419803_2023_3_215. EDN: LBTMPJ Nikiforova, S. A. (2023) Yazykovye osobennosti ballady Friedricha. Shillera "Der Taucher" [Linguistic Features of F. Schiller's Ballad "Der Taucher"]. Art Logos – The Art of Word. No. 3. Pp. 215–225. (In Russian). DOI: 10.35231/25419803_2023_3_215. EDN: LBTMPJ

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина