Художественное воплощение принципов новой прозы В. Шаламова в цикле «Воскрешение лиственницы»

Artistic Implementation of Principles of Varlam Shalamov's New Prose in the Cycle "The Resurrection of the Larch"

Авторы:
Старикова Людмила Семеновна,

DOI:
10.35231/25419803_2023_3_44

Полный текст321,57 КБ

Цель статьи – сравнить обозначенные В. Т. Шаламовым принципы новой прозы с их непосредственным воплощением в цикле «Воскрешение лиственницы». Материалом послужили эссе «О прозе» (1965) и «О <новой> прозе» (б. г.) и цикл рассказов «Воскрешение лиственницы» (1965–1967). Применен компаративистский метод с включением герменевтического подхода для интерпретации художественных образов и мотивных структур. Обозначены и прокомментированы основные принципы новой прозы писателя: достоверность; деталь-символ, деталь-знак; изображение/исследование новых психологических закономерностей; сюжетная законченность, композиционная цельность; отказ от дидактизма; связь жизни и литературы (искусства, культуры); а также прием анти-катарсис, или пуант. Для демонстрации указанных принципов новой прозы проанализирован рассказ «Тишина». Сделан вывод, что все принципы новой прозы В. Т. Шаламова в той или иной мере реализовались на практике в цикле «Воскрешение лиственницы». Установлено, что своим методом писатель приближается в некотором смысле к мемуарной и документальной прозе. При этом его рассказы остаются художественными произведениями, выполненными в особом авторском стиле, совместившем эффект присутствия личного документа и его психологическое переживание через автобиографическое повествование.


The research objective was to compare the principles of new prose outlined by V. T. Shalamov with their direct embodiment in the cycle "The Resurrection of the Larch". The essays "On Prose" (1965) and "On Prose" (without year) and the cycle of stories "The Resurrection of the Larch" (1965–1967) served as the material. Methods: a comparative method with the inclusion of a hermeneutical approach for the interpretation of artistic images and motive structures. The main principles of the writer's new prose are outlined and commented on: authenticity; detail-symbol, detail-sign; depiction/study of new psychological patterns; plot completeness, compositional integrity; rejection of didacticism; connection between life and literature (art, culture); the anti-catharsis technique, pointe. To demonstrate the highlighted principles of the new prose, the story "Silence" is considered in detail. It is concluded that all the principles of the new prose (V. T. Shalamov’s theory) were implemented to one degree or another in the cycle "The Resurrection of the Larch" (practice), with his method the writer approaches, in a sense, both memoirs, memoirs, and documentaries. essays. But his stories remain works of art, made in his special authorial style, combining the effect of the presence of a personal document and his psychological experience through an autobiographical narrative.

Старикова Людмила Семеновна
-
Кемеровский государственный университет
Кемерово, Российская Федерация
[email protected]

1. Антипов А. А. Жанровая диалектика «Колымских рассказов» В. Т. Шаламова // Э. М. Ремарк и лагерная литература: сб. научных статей. – Магадан: Кордис, 2003. – С. 35–45.
2. Артамошкина Л. Е. «Предельный опыт» и эстетика «новой прозы» // EINAI: Философия. Религия. Культура. – 2017. – Т. 6, № 1. – С. 67–77.
3. Богданенков А. С., Оксенчук А. Е. Специфика развёртывания концептуальной метаметафоры «воскрешение» в рассказе В. Шаламова «Воскрешение лиственницы» // Ученые записки УО ВГУ им. П. М. Машерова. – 2022. – Т. 36. – С. 95–101.
4. Волкова Е. В. Цельность и вариативность книг-циклов // Шаламовский сборник. Вып. 2: сб. научных статей. – Вологда: Грифон, 1997. – С. 130–157.
5. Ганущак Н. В., Цветкова М. В. Варлам Шаламов: «Я летописец собственной души, не более» // Литература в школе. – 2018. – № 8. – С. 17–21.
6. Горбачевский Ч. А. Творческий метод В. Т. Шаламова глазами узников-колымчан // Новый филологический вестник. – 2017. – № 3. – С. 172–184. DOI: 10.24411/2072–9316–2017–00006.
7. Грицаенко Д. В. Варлам Шаламов – «лагерная» или «новая» проза // Шаламов глазами молодых. Материалы международной молодежной научной конференции «Я различаю – где добро, где зло», посвященной творчеству В. Т. Шаламова. – Вологда: Сад-огород, 2021. – С. 29–38.
8. Джагалов Р. Варлам Шаламов и пути советского экзистенциализма // К столетию со дня рождения Варлама Шаламова. Материалы международной научной конференции. – М.: [б. и.], 2007. – C. 55–72.
9. Есипов В. В. Об историзме «Колымских рассказов» // Варлам Шаламов в контексте мировой литературы и советской истории: сб. научных статей. – М.: Литера, 2013. – С. 131–140.
10. Есипов В. В. Предисловие // Шаламов В. Т. Вишера: рассказы, очерки, стихи. – Пермь: ИП Худяков С. А., 2021. – С. 5–34.
11. Зайцева А. Р. Документальный реализм В. Шаламова // Язык и культура (Новосибирск). – 2013. – № 9. – С. 165–169.
12. Золотоносов М. А. Последствия Шаламова // Шаламовский сборник. – Вологда: ПФ Полиграфист, 1994. – Вып. 1: сб. научных статей. – С. 176–182.
13. Михайлик Е. «Колымские рассказы» – зона двуязычия // Закон сопротивления распаду. Особенности прозы и поэзии Варлама Шаламова и их восприятие в начале XXI века: сб. научных трудов. – Прага: Нац. б-ка Чешской Республики – Славянская б-ка; М.: Веб-сайт Shalamov.ru, 2017. – С. 53–66.
14. Михайлик Е. Незамеченная революция // Антропология революции: сб. научных статей. – М.: Новое литературное обозрение, 2009. – С. 178–204.
15. Михеев М. Ю. О «новой» прозе Варлама Шаламова // Вопросы литературы. – 2011. – № 4. – С. 183–214.
16. Римский В. П., Римская О. Н. Философская проза Варлама Шаламова // Наука. Искусство. Культура. – 2020. – № 4. – С. 45–63.
17. Соловьев С. М. Неизбежность одиночества. Варлам Шаламов и идеологическая традиция // Человек. – 2012. – № 3. – С. 140–148.
18. Сухих И. Н. «Новая проза» Варлама Шаламова: теория и практика // Варлам Шаламов в контексте мировой литературы и советской истории: сб. научных статей. – М.: Литера, 2013. – С. 222–227.
19. Таганов А. Н. Марсель Пруст и проблема «внутреннего человека» в русской литературе // Статьи о французской литературе: сб. научных статей. – М.: Литфакт, 2022. – С. 317–330.
20. Шаламов В. Т. Воскрешение лиственницы // Шаламов В. Т. Собрание сочинений: в 6 т. + т. 7, доп. – М.: Книжный Клуб Книговек, 2013. – Т. 2: Очерки преступного мира; Воскрешение лиственницы; Перчатка, или КР-2; Анна Ивановна: Пьеса. – С. 105–280.
21. Шаламов В. Т. Новая книга: Воспоминания. Записные книжки. Переписка. Следственные дела. – М.: Эксмо, 2004. – 1072 с.
22. Шаламов В. Т. О прозе // Шаламов В. Т. Собрание сочинений: в 6 т. + т. 7, доп. – М.: Книжный Клуб Книговек, 2013. – Т. 5: Эссе и заметки; Записные книжки 1954–1979 гг. – С. 144–157.
23. Шаламов В. Т. «О <новой> прозе» // Шаламов В. Т. Собрание сочинений: в 6 т. + т. 7, доп. – М.: Книжный Клуб Книговек, 2013. – Т. 5: Эссе и заметки; Записные книжки 1954–1979 гг. – С. 157–160.
24. Chubarov I. Literature of Fact and the Left Movement. Sergei Tret’iakov, Walter Benjamin and Varlam Shalamov // Russian literature. – 2019. – Vols. 103–105. – Pp. 305–321. DOI: 10.1016/j.ruslit.2019.04.013.

Ключевые слова:
принципы новой прозы, лагерная проза, творческий метод, психологизм, документальность, Варлам Шаламов, цикл «Воскрешение лиственницы», principles of new prose, camp prose, creative method, psychologism, documentary, Varlam Shalamov, in the cycle "The Resurrection of the Larch".

Для цитирования:
Старикова Л. С. Художественное воплощение принципов новой прозы В. Шаламова в цикле «Воскрешение лиственницы» // Art Logos (искусство слова). – 2023. – № 3. – С. 44–59. DOI: 10.35231/25419803_2023_3_44. EDN: JYLSHK Starikova, L. S. (2023) Khudozhestvennoe voploshhenie principov novoj prozy V. Shalamova v cikle "Voskreshenie listvennicy" [Artistic Implementation of Principles of Varlam Shalamov's New Prose in the Cycle "The Resurrection of the Larch"]. Art Logos – The Art of Word. No. 3. Pp. 44–59. (In Russian). DOI: 10.35231/25419803_2023_3_44. EDN: JYLSHK

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина