Изоморфизм образов жениха/царевича и мужа/царя, невесты/царевны и жены/царицы, а также тождество мотивов брака и венчания на царство на уровне построения сюжета порождают параллелизм сценариев статусного и ролевого самозванства в таких произведениях А. С. Пушкина, как «Борис Годунов» и «Евгений Онегин». Функциональное тождество образов центральных персонажей (Онегина и Ленского, Григория Отрепьева и Бориса Годунова) строится на том, что один из имитаторов, возложив на себя «чужую роль» жениха или царя соответственно, разоблачает другого, более успешного имитатора тех же ролевых и статусных амплуа. Изначальная амбивалентность каждого из участников противостояния в ситуации «кризиса различий» на уровне сюжетных решений моделирует систему двойных образных соответствий (Онегин – Григорий Отрепьев, Ленский – Борис Годунов; Онегин – Борис Годунов, Ленский – Григорий Отрепьев), определяя сюжетную комбинаторику отдельных сценариев инвариантной схемы «конкурса самозванцев». Подобие реализованных автором сюжетных решений свидетельствует о том, что они обусловлены не столько событийной логикой построения сюжета, сколько контекстуальными закономерностями собственных произведений Пушкина.
The isomorphism of the images of the groom / tsarevich and husband/tsar, the bride/tsarevna and wife / tsarina, as well as the identity of the motives of marriage and the wedding to the kingdom at the level of plot construction generate a parallelism of scenarios of status and role imposture in such works of A. S. Pushkin as "Boris Godunov" and "Eugene Onegin". The functional identity of the images of the central characters (Onegin and Lensky, Grigory Otrepyev and Boris Godunov) is based on the fact that one of the imitators, assuming the "alien role" of the groom or the tsar, respectively, exposes another, more successful imitator of the same role and status roles. The initial ambivalence of each of the participants in the confrontation in a situation of a "crisis of differences" at the level of plot decisions models a system of double figurative correspondences (Onegin – Grigory Otrepyev, Lensky – Boris Godunov; Onegin – Boris Godunov, Lensky – Grigory Otrepyev), defining the plot combinatorics of individual scenarios of the invariant scheme of the "impostor contest". The similarity of the plot solutions implemented by the author indicates that they are due not so much to the event logic of plot construction as to the contextual patterns of Pushkin's own works.
Калашников Сергей Борисовичкандидат филологических наук, доцент
Московский городской педагогический университет
Москва, Российская Федерация
sergeyk34@gmail.com
1. Артамонова И. В. Самозванство как вариация наполеоновского комплекса в драме А. С. Пушкина «Борис Годунов» // Филологическая наука на современном этапе: проблемы и перспективы. – Пенза: Пензенский государственный технологический университет, 2016. – С. 5–8.
2. Бочаров С. Г. Сюжеты русской литературы. – М.: Языки русской культуры, 1999. – 632 с.
3. Генон Р. Духовное владычество и мирская власть [пер. с фр. Н. Тирос]. – М.: Беловодье, 2015. – 208 с.
4. Дьяконов И. М. Об истории замысла «Евгения Онегина» // Пушкин: Исследования и материалы / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). – Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1982. – Т. 10. – С. 70–105.
5. Жирар Р. Насилие и священное. – М.: Новое литературное обозрение, 2000. – 400 с.
6. Золян С. Т. Самозванство как проблема референции: семиотика имени в «Борисе Годунове» // Слово. ру: балтийский акцент. – 2021. – Т. 12., № 2. – С. 53–77. DOI: 10.5922/2225-5346-2021-2-4.
7. Ильенко С. Г. Самозванство и случай как содержательно-интегрирующие доминанты художественно-стилевой основы «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина» // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2005. – Т. 5, № 11. – С. 100–113.
8. Калашников С. Б. Метасюжет «Поэт vs Государь» в «Борисе Годунове» А. С. Пушкина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2012. – № 2 (66). – С. 126–129.
9. Калашников С. Б. Модель тождества двух самозванцев: Наполеон и Александр I в творчестве А. С. Пушкина // Пушкинские чтения-2017. Художественные стратегии классической и новой словесности: жанр, автор, текст: материалы XXII международной научной конференции. – СПб., 2017. – С. 9–23.
10. Короленко В. Г. Современная самозванщина // В. Г. Короленко. Полн. собр. соч.: в 10 т. – СПб.: Изданiе Тов-ва А. Ф. Марксъ, 1914. – Т. 3. – 427 с.
11. Лотман Ю. М. Пушкин. – СПб.: Искусство–СПБ, 2003. – 847 с.
12. Проскурин О. А. Поэзия Пушкина, или Подвижный палимпсест. – М.: Новое литературное обозрение, 1999. – 462 с.
13. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений в десяти томах. – М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1950. – Т. 5. Евгений Онегин. Драматические произведения. – 626 с.
14. Рыжова Е. А. Феномен самозванства. Генезис и истоки. История изучения // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2009. – № 10 (78). – С. 205–208.
15. Смирнов И. П. Самозванство, или Ролевая революция // Журнал интерпретационного искусства. – 2001. – № 13. – С. 33–58.
16. Тульчинский Г. Л. Феноменология зла и метафизика свободы. – СПб.: Алетейя, 2018. – 484 с.
17. Турбин В. Н. Характеры самозванцев в творчестве Пушкина // В. Н. Турбин. Незадолго до Водолея. – М.: Радикс, 1994. – С. 63–81.
18. Успенский Б. А. Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен // Успенский Б. А. Избранные труды. – М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. – Т. I. Семиотика истории. Семиотика культуры. – С. 142–183.
19. Фомичев С. А. Рабочая тетрадь Пушкина ПД № 835: (Из текстологических наблюдений) // Пушкин: Исследования и материалы / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). – Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1983. – Т. 11. – С. 27–65.
20. Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. – М.: Лабиринт, 1997. – 448 с.
21. Штепа О. В. Венчальный обряд в царской свадьбе в России XVII в. // Материалы и исследования / Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный историко-культурный музей-заповедник “Московский Кремль”». – М., 2015. – Выпуск 23. – С. 66–82.