The Language of the Religious Sphere as an Object of Study of Modern Linguistics
Авторы:
Мещерякова Ольга Александровна,
DOI:
10.35231/25419803_2023_1_128
Полный текст353,03 КБ
В современной лингвистике наблюдается интерес к языку религиозной сферы деятельности человека. В статье анализируются экстралингвистические и лингвистические факторы, определившие внимание к этой языковедческой области, очерчивается круг проблем, которые поднимаются на современном этапе развития науки о языке религии. Одним из вопросов является целесообразность культурологического основания теолингвистики. С опорой на анализ проведенных исследований в этой области изучается возможность использования лингвокультурологического принципа при разных типах (семасиологический, ономасиологический) подходов к языковому материалу. Устанавливается, что изучение языка религиозной сферы в его обусловленности религиозной культурой весьма важно. При этом ход анализа языкового материала из религиозной сферы требует лингвокультурной коррекции, под которой понимается комплекс исследовательских действий. Они заключаются в том, что исследователь опирается на знание фактов культуры религии, которые не заслоняют собой фактов языка, а помогают выявлять их сущность.
In modern linguistics there is an interest to the language of the religious sphere of human activity. The article analyzes extra-linguistic and linguistic factors that determined the attention to this linguistic area, outlines a range of problems raised at the present stage of development of religion language study. One of the questions is the expediency of cultural foundation of theolinguistics.
Based on the analysis of the studies carried out in this area of linguistics, the possibility of using the linguoculturological principle in different types (semasiological, onomasiological) approaches to linguistic material is being studied.
It is established that the study of the language of the religious sphere in its conditionality of religious culture is very important. The course of analysis of linguistic material from the religious sphere requires linguocultural correction, which is understood as a complex of research activities. They lie in the fact that the researcher relies on knowledge of the facts of the culture of religion, which do not obscure the facts of the language, but help to reveal their essence.
Мещерякова Ольга Александровнадоктор филологических наук, доцент
Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
lameo56@yandex.ru
1. Бугаева И. В. Теолингвистика: теология + лингвистика? // Язык и метод: Русский язык в лингвистических исследованиях XXI века. Ред. Д. Шумска, К. Озга. – Краков: Wydawnictwo Uniwersytetu Jagiello?skiego, 2015. – Т. 2: Лингвистический анализ на грани методологического срыва. – С. 293–300.
2. Верещагин Е. М., Вомперский В. П. Как началось искусство книжного слова на Руси // Русская речь. – 1988. – № 6. – С. 71–77.
3. Гадомский А. К. Религиозный язык – теолингвистика – языкознание // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Серия Филология. – 2007. – Том 20 (59). – №1. – С. 287–292.
4. Гак В. Г. Фразеорефлексы в этнокультурном аспекте // Филологические науки. – 1995. – № 4. – С. 46–55.
5. Галиева М. Р. Теолингвистика: становление, проблемы и перспективы // XIII Виноградовские чтения. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. – Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2017. – С. 34-38.
6. Жеребило Т. В. Словарь лингвистических терминов. Изд. 5-е, испр. и доп. – Назрань: Пилигрим, 2010. – 486 с.
7. Колчина О. Н. Семасиологический и ономасиологический подходы к изучению языковой личности // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Филология. – 2010. – № 3(1). – С. 332–335.
8. Левицкий В. В., Стернин И. А. Экспериментальные методы в семасиологии. – Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1989. – 191 с.
9. Макарова А. С. Православный публицистический дискурс в современной гуманитарной парадигме: отличительные черты // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2019. – № 4. – С. 223–230.
10. Мальсагова М. И. Теонимическая лексика как система (на материале художественных текстов). – Назрань: Пилигрим, 2011. – 144 с.
11. Мечковская Н. Б. Язык и религия: Пособие для студентов гуманитарных вузов. – М.: ФАИР, 1998. – 352 с.
12. Мещерякова О. А., Шестеркина Н. В. Роль культурного кода в семантике русских народных загадок о самоваре // Art Logos. – 2019. – № 2 (7). – С. 106–119.
13. Мусорин А. Общие проблемы изучения теонимической лексики языков христианского мира // Российские немцы. – Новосибирск, 2008. – С. 221–230.
14. Панова Л. Г. Слово «Бог» и его значения: от иерархии небесной – к иерархиям земным // Логический анализ языка. Космос и хаос: концептуальные поля порядка и беспорядка. – М.: Индрик. 2003. – С. 404–414.
15. Сендерович С. Я. Фигура сокрытия: Избранные работы. Том 4: О древнерусской письменности. – М.: Издательский Дом ЯСК, 2019. – 232 с.
16. Тимофеев К. А. Религиозная лексика русского языка как выражение христианского мировоззрения: монография. – Новосибирск, 2001. – 88 с.
17. Топоров В. Н. Работники одиннадцатого часа. «Слово о законе и благодати» и древнекиевские реалии // Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. – М.: Гнозис: Школа «Языки русской культуры», 1995. – Т. I. Первый век христианства на Руси. – С. 259–412.
18. Ужанков А. Н. Будущее в представлении писателей Древней Руси XI–XIII веков // Русская речь. – 1988. – № 6. – С. 78–84.
19. Якобсон Р. О. Гимн в Слове Илариона о законе и благодати // The Religious World of Russian Culture. Russia and Orthodoxy. – The Hague: Mouton, 1975. – V. II. Essays in Honor of Georges Florovsky. – Pp. 9–22.
Ключевые слова:
язык религиозной сферы, религиозная культура, семасиологический подход, ономасиологический подход, лингвокультурологический анализ, лингвокультурная коррекция, language of the religious sphere, religious culture, semasiological approach, onomasiological approach, linguocultural analysis, linguocultural correction
Для цитирования:
Мещерякова О. А. Язык религиозной сферы как объект изучения современной лингвистики // Art Logos (искусство слова). – 2023. – № 1. – С. 128–144. DOI 10.35231/25419803_2023_1_128
Meshcheryakova, O. A. (2023) Yazyk religioznoj sfery kak ob"ekt izucheniya sovremennoj lingvistiki [The Language of the Religious Sphere as an Object of Study of Modern Linguistics]. Art Logos – The Art of Word. N? 1. Pp. 128–144. (In Russian). DOI 10.35231/25419803_2023_1_128