«Ангел-хранитель» как стихотворение-пролог в поэтической книге Н. С. Гумилева «Чужое небо»

Arkady A. Chevtaev "Guardian Angel" as a Prologue Poem in the Poetic Book of N. S. Gumilev "Alien Sky"

Авторы:
Чевтаев Аркадий Александрович,

DOI:
10.35231/25419803_2023_1_28

Полный текст338,64 КБ

В статье рассматривается художественная концепция четвертой книги стихов Н. С. Гумилева «Чужое небо» (1912). В этом сборнике поэт уходит от символистских стратегий творчества и создает новый мирообраз как основу акмеистического миропонимания. Здесь проходит «водораздел» между гумилевским «я» в прошлом и в настоящем, в земном и иномирном. Определенные «ключи» к постижению антиномий гумилевского мировидения дает осмысление пролога к сборнику – стихотворения «Ангел-хранитель». В стихотворении противопоставлены влекущие героя бытийные горизонты мира и интимный мир женщины. Они задают два магистральных вектора поэтической рефлексии и онтологической конфликтологии в лирическом сборнике. Антиномии земного и иномирного воплощаются в одинаково желанных образах «моря» и «госпожи». В них раскрывается центральная коллизия гумилевского поэтического самоопределения: необходимость выбора между экстенсивно-героическим утверждением «я» в земном мире и интенсивно-драматическим приобщением к «вечной женственности». При этом в поэтической концепции «Чужого неба» воплощаются два антиномичных женских образа: страсть и непорочность. Лирический герой осознает раздвоение жизненных целей, конфликт между которыми оказывается принципиально не разрешимым. Это знание инициирует создание нового лирического «я». Лирический герой книги не экстенсивно преодолевает антиномии бытия, а интенсивно их проживает с целью онтологического преображения поэтического «я». Предполагается, что это и есть формула зарождающегося гумилевского акмеизма.


The article deals with the artistic conception of the fourth book of poems by N. S. Gumilev "Alien Sky" (1912). In this collection, the poet leaves the symbolist strategies of creativity and creates a new world image as the basis of the acmeist worldview. Here there is a "watershed" between Gumilev's "I" in the past and in the present, in the earthly and the other world. Certain "keys" to comprehending the antinomies of Gumilev's worldview are given by understanding the prologue to the collection - the poem "Guardian Angel". The poem contrasts the existential horizons of the world that attract a hero and the intimate world of a woman. They set two main vectors of poetic reflection and ontological conflictology in lyrical collection. The antinomies of the earthly and the other world are embodied in equally desirable images of "the sea" and "the lady". Lyrical hero is aware of the bifurcation of life goals, conflict between which turns out to be fundamentally insoluble. This knowledge initiates creation of a new lyrical "I". The lyrical hero of the collection does not extensively overcome the antinomies of being, but intensively lives them with the aim of ontological transformation of the poetic "I". It is assumed that this is the formula of the emerging acmeism.

Чевтаев Аркадий Александрович
кандидат филологических наук
Государственная полярная академия
Санкт-Петербург, Российская Федерация
achevtaev@yandex.ru

1. Асоян А. А. Семантика антитезы в поэтическом мире Николая Гумилева // Асоян А. А. Семиотика и метафорика художественных форм. – СПб.: Алетейя, 2019. – С. 307–313.
2. Барковская Н. В., Верина У. Ю., Гутрина Л. Д., Жибуль В. Ю. Книга стихов как феномен культуры России и Беларуси. – М.; Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2016. – 674 с.
3. Бидерманн Г. Энциклопедия символов. – М.: Республика, 1996. – 335 с.
4. Блок А. А. Полное собрание сочинений и писем: В 20-ти томах. – М.: Наука, 1997. – Т. 1. Стихотворения. Книга первая (1898–1904). – 640 с.
5. Бобрицких Л. Я. Женские образы в лирике Н. Гумилева: опыт типологии // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. – 2017. – № 4. – С. 19–23.
6. Брюсов В. Я. Собрание сочинений: В 7-ми томах. – М.: Худ. литература, 1973. – Т. 1. Стихотворения. Поэмы. 1892–1909. – 672 с.
7. Верховский Ю. Н. Путь поэта. О поэзии Н. С. Гумилева // Н. С. Гумилев: pro et contra. – СПб.: РХГИ, 2000. – С. 505–550.
8. Гумилев Н. С. Полное собрание сочинений: В 10-ти томах. – М.: Воскресенье, 1998. – Т. 1. Стихотворения. Поэмы (1902–1910). – 501 с.
9. Гумилев Н. С. Полное собрание сочинений: В 10-ти томах. – М.: Воскресенье, 1998. – Т. 2. Стихотворения. Поэмы (1910–1913). – 344 с.
10. Гумилев Н. С. Полное собрание сочинений: В 10-ти томах. – М.: Воскресенье, 2006. – Т. 7. Статьи о литературе и искусстве. Обзоры. Рецензии. – 552 с.
11. Дарвин М. Н. Поэтический мир лирического цикла: Автор и текст. – М.: РГГУ, 2018. – 288 с.
12. Жирмунский В. М. Преодолевшие символизм // Жирмунский В. М. Поэтика русской поэзии. – СПб.: Азбука-классика, 2001. – С. 364–404.
13. Жукова А. А. Архетипы и их образные реализации в ранней лирике Н. С. Гумилева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2016. – № 1 (55): в 2-х частях. Ч. 1. – С. 23–27.
14. Зобнин Ю. В. Странник духа (о судьбе и творчестве Н. С. Гумилева) // Н. С. Гумилев: pro et contra. – СПб.: РХГИ, 2000. – С. 5–52.
15. Кирло Х. Словарь символов. 1000 статей о важнейших понятиях религии, литературы, архитектуры, истории. – М.: Центрполиграф, 2010. – 525 с.
16. Матрусова А. Н. Легенды Артуровского цикла в поэзии Серебряного века // Русский язык за рубежом. – 2010. – № 2. – С. 89–95.
17. Мирошникова О. В. Итоговая книга в поэзии последней трети XIX века: архитектоника и жанровая динамика. – Омск: ОмГУ, 2004. – 339 с.
18. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2-х томах. – М.: Сов. энциклопедия, 1991. – Т. 1. – 671 с.
19. Раскина Е. Ю. Геософские аспекты творчества Н. С. Гумилева. – М.: МГИ им. Е. Р. Дашковой, 2009. – 224 с.
20. Раскина Е. Ю., Сорокина Е. Р. Тема рыцарства и образы рыцарей в творчестве Н. С. Гумилёва // Вченi записки Таврiйського нацiонального унiверситету iменi В. I. Вернадського. Серiя Фiлологiя. Соцiальнi комунiкацi?. – Ки?в, 2017. – Т. 28 (67). – № 2. Український Гумільовський збірник (Випуск 1). – С. 76–80.
21. Смелова М. В. Онтологические проблемы в творчестве Н. С. Гумилева. – Тверь: ТГУ, 2004. – 126 с.
22. Смолицкая О. В. Куртуазная любовь // Словарь средневековой культуры / Под ред. А. Я. Гуревича. – М.: РОССПЭН, 2003. – С. 253–255.
23. Степанов Е. Е. Летопись жизни Николая Гумилева на фоне его полного эпистолярного наследия. 1886–1921. – М.: Азбуковник, 2019. – Т. 1. – 864 с.
24. Филатов А. В. Аксиологический подход к изучению книги стихов: онтологические ценности в «Чужом небе» Н. С. Гумилева // Новый филологический вестник. – 2016. – № 1 (36). – С. 119–129.
25. Филатов А. В. Аксиология пространства и времени в адамическом мифе Н. С. Гумилева // Соловьёвские исследования. – 2019. – Выпуск 3 (63). – С. 162–171.
26. Ханзен-Лёве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Мифопоэтический символизм. Космическая символика. – СПб.: Академический проект, 2003. – 816 с.
27. Хёйзинга Й. Осень Средневековья. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 544 с.
28. Ходасевич В. Ф. Собрание сочинений: В 4-х томах. – М.: Согласие, 1996. – Т. 1. Стихотворения. Литературная критика 1906–1922. – 592 с.

Ключевые слова:
Н. С. Гумилев, символизм, акмеизм, лирический герой, N. S. Gumilev, symbolism, acmeism, lyrical hero

Для цитирования:
Чевтаев А. А. «Ангел-хранитель» как стихотворение-пролог в поэтической книге Н. С. Гумилева «Чужое небо» // Art Logos (искусство слова). – 2023. – № 1. – С. 28–49. DOI 10.35231/25419803_2023_1_28 Chevtaev, A. A. «Angel-hranitel'» kak stihotvorenie-prolog v poeticheskoj knige N. S. Gumileva «CHuzhoe nebo» ["Guardian Angel" as a Prologue Poem in the Poetic Book of N. S. Gumilyov "Alien Sky"] Art Logos – The Art of Word. – 2023. – N? 1. – Pp. 28–49. DOI 10.35231/25419803_2023_1_28

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина