Введение. Раскрыты особенности вербальной направленности младших школьников с задержкой психического развития. Вербальная направленность рассматривалась как признак речевого поведения, регулирующий межличностное взаимодействие в разных ситуациях Вербальная направленность отражает ценность определенных жизненных сфер, межличностных отношений, представлений человека о себе. Определена выраженность эго-направленности, направленности на другого, направленности на межличностные отношения и направленности на референтную группу в ситуациях коммуникативной фрустрации.
Материалы и методы. В исследовании применялись «Эгоцентрический ассоциативный тест» T. Шустровой, «Тест рисуночной фрустрации» С. Розенцвейга. При обработке результатов тестирования учитывалась только вербальная направленность ответов. Использовались контент-анализ, дескриптивный анализ, вычислялись U-критерий Манна-Уитни, коэффициент корреляции r-Спирмена.
Результаты исследования. Сопоставлены вербальные направленности у детей младшего школьного возраста с разным темпом психического развития, установлены общие и специфические особенности. В ситуации фрустрации дети обеих групп используют речь для выражения своей позиции, для включения другого человека в коммуникацию, прибегают к просьбам, извинениям, согласию в межличностном взаимодействии, используют сокращенные, слэнговые и ненормативные выражения. В ситуации коммуникативной фрустрации дети с задержкой психического развития отличаются более выраженной вербальной направленностью на согласие. Одновременно у них менее выражена эго-направленность, направленность на другого и направленность на извинение. Вербальная направленность на извинения, согласие и просьбу тесно взаимосвязаны и образуют своеобразную триаду регуляции коммуникации в межличностном взаимодействии.
Обсуждение и выводы. Полученные результаты обсуждаются с позиции общих и специфических признаков вербальных направленностей у детей с разным темпом психического развития. Делается вывод о целесообразности их исследования для организации психолого-педагогического сопровождения речевого развития детей с задержкой психического развития.
Introduction. The features of the verbal orientation of younger schoolchildren with mental retardation are revealed. Verbal orientation was considered as a sign of speech behavior, regulating interpersonal interaction in different situations. Verbal orientation reflects the value of certain life spheres, interpersonal relationships, a person's ideas about himself. Ego-orientation, focus on the other, focus on interpersonal relations, focus on the reference group in situations of communicative frustration were taken into account.
Materials and methods. The study used the "Egocentric associative test" by T. Shustrova, "Test of drawing frustration" by S. Rosenzweig. When processing the test results, only the verbal orientation of the answers was taken into account. Content analysis, descriptive analysis were used, the U-criterion of Mann-Whitney, the correlation coefficient of r-Spearman were calculated.
Results. Verbal orientations in children of primary school age with different rates of mental development were compared, general and specific features were established. In a situation of frustration, children of both groups use speech to express their position, to include the other person in communication, resort to requests, apologies, consent in interpersonal interaction, use abbreviated, slang and non-normative expressions. In a situation of communicative frustration, children with mental retardation are distinguished by a more pronounced verbal focus on consent. At the same time, they have a less pronounced ego-orientation, a focus on the other and a focus on apology. Verbal orientation to apologies, consent and request are closely interrelated and form a kind of triad of regulation of communication in interpersonal interaction.
Discussion and conclusions. The obtained results are discussed from the standpoint of general and specific signs of verbal orientations in children with different rates of mental development. The conclusion is made about the expediency of their study for the organization of psychological and pedagogical support for the speech development of children with mental retardation.
Посохова Светлана Тимофеевнадоктор психологических наук, профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербург, Российская Федерация
svetpos@mail.ru
Щербань Дарья Сергеевна-
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербург, Российская Федерация
ds@nosfire.ru
1. Аверин В. А. Психология развития человека: рождение и жизнь: монография. – СПб.: СпецЛит, 2021. – 432 с.
2. Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий: варианты речевого поведения: монография. – М.: URSS, 2007. – 171 с.
3. Выготский Л. С. Мышление и речь: монография. – М.: АСТ: Астрель, 2011. – 637 с.
4. Головей Л. А., Рыбалко Е. Ф. (ред.) Практикум по возрастной психологии. – СПб.: Речь: Сфера, 2002. – 681 с.
5. Защиринская О. В. Психология детей с задержкой психического развития: монография. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. 2019. – 109 с.
6. Лебединская К. С. (ред.) Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. – М.: Педагогика, 1982. – 127 с.
7. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность: монография. – М.: УРСС, 2003. – 214 с.
8. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей: монография. – М.: Педагогика, 1989. – 104 с.
9. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2012. – 392 с.
10. Пашукова Т. И. Исследование egocentrism с помощью эгоцентрического ассоциативного теста // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. Педагогика. – 1991. – №2. – С. 45–48.
11. Перменова (Щербань) Д. С. Вербальный компонент речевого поведения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Психологические исследования. – 2017. – Т. 10. – № 53. – С. 7–11.
12. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка: монография – М.: Педагогика-пресс, 1994. – 526 с.
13. Полякова Л. С. Понятие «речевое поведение»: теоретические аспекты // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. – 2012. – № 14. – С. 44–47.
14. Сержанова Ж. А. К вопросу о понятии речевого поведения и факторах, детерминирующих речевое поведение билингвов // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева – 2011. – № 1 (15). – С. 186–190.
15. Сорокин В. М. Специальная психология: учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2003. – 212 с.
16. Щербань Д. С. Изучение особенностей социального интеллекта и речевого поведения детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. – 2018. – Т. 7. – № 1. – С. 60–74.
17. Szustrowa Th. Test of Egocentric Associations (TES) // Polish Psychological Bulletin. 1976. Vol. 7. – №4. – Рp. 263-267.