Возрастные аспекты субъективного благополучия студентов, специалистов и руководителей

Age-related aspects of subjective well-being of students, specialists and managers

Авторы:
Софьина Вера Николаевна,Расторгуева Полина Александровна,Баласанян Артем Самвелович,Габова Мария Петровна,

DOI:
10.35231/18186653_2022_4_376

Полный текст357,24 КБ

Введение. В статье анализируются исследования возрастной динамики различных показателей субъективного благополучия студентов, специалистов и руководителей.

Материалы и методы. В эмпирическом исследовании приняли участие 120 студентов, 58 специалистов и 49 руководителей среднего звена. Для изучения показателей субъективного благополучия была использована методика, разработанная Р. М. Шамионовым и Т. В. Бесковой.

Результаты исследования. Приводятся результаты сравнения показателей субъективного благополучия студентов, специалистов и руководителей.

Обсуждение и выводы. По результатам анализа отмечается разница в уровне различных показателей субъективного благополучия, а также в уровне интегрального показателя субъективного благополучия между студентами, специалистами и руководителями.


Introduction. The importance of studying the educational motivation of university students and their self-esteem in order to improve the effectiveness of professional education is substantiated.

Materials and methods. The object of the study were students of different courses of the university. In the course of the study, they were divided into groups according to the self-esteem indicator (overestimated, adequate and underestimated). Then a comparative analysis of the motivation for studying at a university and the level of aspirations of the subjects of different groups was carried out. In conclusion, a correlation analysis of the studied characteristics was carried out. The following methods were used in the work: “Motivation for studying at a university” by T. I. Ilyinа, diagnostics of Dembo-Rubinshtein self-esteem in the modification of A. M. Prikhozhan, J. Schwarzlander's motor test.

Results. The results showed differences in indicators of motivation for studying at a university and the level of aspirations of students with different levels of self-esteem.

Discussion and conclusion. In conclusion, the obtained differences are analyzed, the direction of psychological work with university students is considered based on the results of the study.

Софьина Вера Николаевна
доктор психологических наук, профессор
Северо-Западный Институт Управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Санкт-Петербург, Российская Федерация
[email protected]

Расторгуева Полина Александровна
-
Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Санкт-Петербург, Российская Федерация
[email protected]

Баласанян Артем Самвелович
-
Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Санкт-Петербург, Российская Федерация
[email protected]

Габова Мария Петровна
-
Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Санкт-Петербург, Российская Федерация
[email protected]

1. Бенко Е. В. Психодиагностика структуры субъективного благополучия // Интернет-журнал «Мир науки». – 2016. – Т. 4. – №4.
2. Бескова Т. В. Соотношение представлений молодежи о благополучии личности с его переживанием // Вестник Московского государственного областного университета. – 2014. – №4.
3. Григорова Ю. Б. Структура эмоционального благополучия // АНИ: педагогика и психология. – 2019. – №1 (26).
4. Джидарьян И. А., Антонова Е. В. Проблема общей удовлетворенностью жизнью: теоретическое и эмпирическое исследование. – М.: Ин-тут психологии РАН, 2009. – 19 с.
5. Жуковская Л. В., Трошихина Е. Г. Шкала психологического благополучия К. Рифф // Психологический журнал. – 2011. – № 32(2). – С. 82–93.
6. Кроник А. А., Ахмеров Р. А. Каузометрия: Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. – М.: Смысл, 2003. – 284 с.
7. Куликов Л. В. Психология настроения. – СПб.: С.-Петерб. гос. университет, 1997. – 429 с.
8. Лактионова Е. Б., Матюшина М. Г. Теоретический анализ подходов к исследованию проблемы позитивного функционирования личности: счастье, психологическое благополучие, субъективное благополучие // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. – 2018. – Т.26. – С. 77–88.
9. Осин Е. Н., Леонтьев Д. А. Апробация русскоязычных версий двух шкал экспресс-оценки субъективного благополучия // Материалы III Всероссийского социологического конгресса. – М.: Институт социологии РАН; Российское общество социологов, 2008.
10. Созонтов А. Е. Гедонистический и эвдемонистический подходы к проблеме психологического благополучия // Вопросы психологии. – 2006. – №4. – С. 105–114.
11. Соколова М. В. Шкала объективною благополучия. – Ярославль, 1996. – 21 с.
12. Софьина В. Н., Галченко А. С., Куликова Т. Н., Лебедева М. Е. Исследование психологической безопасности профессиональной среды и факторов, влияющих на личностно-профессиональное развитие руководителей // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2021. – №2. – С. 122–141.
13. Филоненко Ю. В., Яковлева Е. А. Факторы и компоненты субъективного благополучия научно-педагогических работников современных университетов // JER. – 2018. – №4.
14. Шамионов Р. М. Психология субъективного благополучия личности. – Саратов: Сарат. гос. университет, 2004.
15. Шевеленкова Т. Д., Фесенко Т. П. Психологическое благополучие личности // Психологическая диагностика. – 2005. – № 3. – С. 95–129.
16. Bradburn N. M. The structure of psychological well-being. Chicago: Aldine Pub. Co., 1969.
17. Diener E., Oishi S., Lucas R. E. Personality, culture, and subjective well-being: emotional and cognitive. Evaluations of life. Annual Review of Psychology. 2003. No. 54(1). – Pp. 403–425.
18. Lyubomirsky S., Lepper H. A measure of subjective happiness: Preliminary reliability and construct validation. SocialIndicators Research. 1999. No. 46(2). – Pp. 137–155.
19. Ryan R. M., Deci E. L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, andwell-being. American psychology. 2000. No. 55(1). – Pp. 68–78.
20. Ryff C. D., Keyes C. L. The structure of psychological well-being revisited. Journal of personality and socialpsychology. 1995. No. 69(4). – Pp. 719–727.

Ключевые слова:
субъективное благополучие, студенты, специалисты, руководители, эмоциональное благополучие, экзистенциально-деятельностное благополучие, эго-благополучие, гедонистическое благополучие, социально-нормативное благополучие. subjective well-being, students, specialists, managers, emotional well-being, existential-activity well-being, ego-well-being, hedonistic well-being, socio-normative well-being.

Для цитирования:
Софьина В. Н., Расторгуева П. А., Баласанян А. С., Габова М. П. Возрастные аспекты субъективного благополучия студентов, специалистов и руководителей // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. 2022. – № 4. – С. 376–388. DOI 10.35231/18186653_2022_4_376 Sofina, V. N., Rastorgueva, P. A., Balasanyan, A. S., Gabova, M. P. (2022) Vozrastnyye aspekty sub"yektivnogo blagopoluchiya studentov, spetsialistov i rukovoditeley [Age-related aspects of subjective well-being of students, specialists and managers]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No 4. Pp. 376–388. DOI 10.35231/18186653_2022_4_376 (In Russian).

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина