Введение. Современный этап развития научного знания, в соответствии с концепцией В. С. Степина называемый постнеклассическим, в первую очередь характеризуется расширением поля рефлексии над социально-культурной детерминацией развития науки. Среди социально-культурных инструментов, детерминирующих развитие науки, традиционно обсуждается фактор отношений науки и власти. Показана его значимость в сфере исследований психологии детского возраста в статье. А. В. Петровский вводит в научный дискурс понятие политической истории психологии, предметом которой являются особенности развития психологической науки в тех политических условиях, которые складываются в тоталитарных и посттоталитарных обществах [4; 5]. В статье на примере немецкой психологии периода национал-социализма обсуждается влияние идеологии и политики на развитие психологии детского возраста, непосредственно связанной с теорией и практикой воспитания и обучения.
Материалы и методы. На материале работ ведущих немецких психологов 1930-х гг. – О. Кро, Э. Иенша, П. Кригера, Г. Пфалера, в существенной части не представленных в русскоязычном научном дискурсе, исследуются трансформации в разработке теоретических и прикладных вопросов психологии детского возраста в период национал-социализма в Германии.
Результаты исследования. Показано, что идеи всеобщности, «тотальности», сращивания всех сфер жизни общества, слияния личного и политического, которые в предельной форме были выражены в идеологии национал-социализма, оказали существенное влияние как на институциональном, так и на парадигматическом уровне развития психологической науки в сфере исследований детства, на которую были возложены задачи, связанные с реализацией разного рода «социальных проектов», предлагаемых властью. Процессы образования, воспитания и обучения рассматривались в первую очередь через призму роли в «воспитании народа». Отмечен разрыв с классической экспериментальной немецкой традицией, рост внимания к этическому компоненту педагогической психологии и проблемам ее предназначения в сфере общественного устройства.
Обсуждение и выводы. Период 1930–1940-х гг. справедливо считается важнейшей вехой в изменении «интеллектуального ландшафта» европейской и американской психологической науки. Именно в это время произошел известный перенос «центра» психологических исследований из Германии в США, лидерство которых в этой области во второй половине ХХ столетия не подвергается сомнению. Последствия трансформаций, произошедших в 1930–1940-е гг., отражаются и на современном облике всей мировой психологии. Историко-психологические исследования событий этого времени необходимы сегодня для адекватного понимания современного состояния и тенденций будущего развития науки.
Introduction. The current stage of development of scientific knowledge, in accordance with the concept of V. S. Stepin, called post-non-classical, is primarily characterized by the expansion of the field of reflection over the socio-cultural determination of the development of science. Among the socio-cultural factors that determine the development of science, the factor of relations between science and power is traditionally discussed. The significance of this factor in the field of research in the psychology of childhood is discussed in the article. A. V. Petrovsky introduced into the scientific discourse the concept of the political history of psychology, the subject of which is the development of psychological science in the political conditions of totalitarian and post-totalitarian societies (Petrovsky, 2000; 2007). The article discusses the influence of ideology and politics on the development of childhood psychology, which is directly related to the theory and practice of education and training, using the example of German psychology of the period of National Socialism.
Materials and methods. Based on the work of leading German psychologists of the 1930s. – O. Kroh, E. Jaensch, P. Krieger, G. Pfahler, largely obscure in the Russian scientific discourse, the transformation in the development of theoretical and applied issues of childhood psychology during the period of National Socialism in Germany is analyzed.
Results. It is shown that the ideas of universality, "totality", the integration of all spheres of social life, the fusion of the personal and the political, which were expressed in the ultimate form in the ideology of National Socialism, - had a significant impact both on the institutional and paradigmatic levels of the development of psychological science in the field of studies of childhood, which was entrusted with the tasks related to the implementation of various kinds of "social projects" proposed by the authorities. The processes of education, upbringing and training were considered primarily through the prism of the role in the "education of the people". A break with the classical experimental German tradition, an increase in attention to the ethical component of educational psychology and the problems of its purpose in the field of social organization are noted.
Discussion and Conclusion. The period of 1930–1940s is rightly considered a most important milestone in the transformation of the "intellectual landscape" of European and American psychological science. It was at this time that the well-known transfer of the “center” of psychological research from Germany to the United States took place, whose leadership in this area in the second half of the 20th century is not in doubt. The consequences of the transformations that took place in the 1930s-1940s are also reflected in the contemporary status of the international psychology. Historical and psychological studies of the events of that time are necessary today for an adequate understanding of the current state and trends of the future development of science.
Мироненко Ирина Анатольевнадоктор психологических наук, профессор
СанктПетербургский государственный университет
Санкт-Петербург, Российская Федерация
mironenko.irina1@gmail.com
Рафикова Вероника Айдаровна-
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербург, Российская Федерация
veronikarafikova1996@gmail.com
1. Кольцова В. А., Олейник Ю. Н. Советская психологическая наука в годы Великой Отечественной войны (1941–1945) – М.: Московский гуманитарный университет, Институт психологии РАН. – 2006. – 360 с.
2. Кольцова В. А., Олейник Ю. Н. Опыт развития психологической науки в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.): актуальность и задачи исследования // Опыт решения психологических задач в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.): материалы науч.-практ. конф., Москва, 26 ноября 2016. – М.: ФКУ «Центр экстренной психологической помощи Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий». – С. 3–8.
3. Кольцова В. А., Олейник Ю. Н. Советская психология в годы Великой Отечественной войны: единство теории, эксперимента и практики // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. – 2018. – Т. 25. – С. 51–58.
4. Петровский А. В. Психология в России: XX век. – М.: УРАО, 2000. – 312 с.
5. Петровский А. В. Психология и время. – СПб.: Питер, 2007. – 448 с.
6. Торкунов А. В. Образование как инструмент «Мягкой силы» во внешней политике России // Вестник МГИМО. – 2012. – №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-kak-instrument-myagkoy-sily-vo-vneshney-politike-rossii (дата обращения: 01.10.2022).
7. Bu?hler С. Das Seelenleben des Jugendlichen / C. Bu?hler. – Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuch, 1975.
8. Dudek P. William Stern und das Projekt «Jugendkunde»// Zeitschrift fu?r Pa?dagogik. – 1989. – 35. – S. 153–174.
9. Deuchler G. Mo?glichkeiten und Grenzen der experimentellen Pa?dagogik // Langensalza. – 1926. – S. 14–20.
10. Dolch J. Erziehung und Erziehungswissenschaft in Deutschland und Deutsch?sterreich von 1900 bis 1930. – Wiss. Buchges., 1968.
11. Fischer A. Die Lage der Pa?dagogik in der Gegenwart // Zeitschrift fu?r Pa?dagogische Psychologie. – 1911. – 12. – S. 83-88.
12. Fischer A. U?ber Begriff und Aufgabe der pa?dagogischen Psychologie // Zeitschrift fu?r Pa?dagogik. – 1917. – No. 18. – S. 109-118.
13. Frischeisen-Ko?hler M. Grenzen der experimentellen Methode // Pa?dagogische Bla?tter. – 1918. – No. 48. – (reprinted in Philosophieund Pa?dagogik (Weinheim, 1962). – Pp. 110–150.
14. Geuter U. The Professionalization of Psychology in Nazi Germany. – Cambridge: Cambridge University Press, 1992.
15. Goddard H. H. The Kallikak Family: A Study in the Heredity of Feeble-Mindedness / H. H. Goddard. – New York: Macmillan, 1912.
16. Gould S. J. The mismeasure of man. – New York: WW Nyrton, 1981.
17. Harten H. C. Pa?dagogik und Eugenik im 'Rassenhygienischen' Diskurs vor 1933 // Paedagogica Historica. – 1997. № 32.
18. Herrmann U. Die Rolle der Psychologie in der Entwicklung der modernen Erziehungswissenschaft // in H. Balmer, ed.. Die Psychologie des 20. Jahrhunderts. – Zu?rich. – 1976. – Vol. I. S. 1013–1026.
19. He?d?rfer F. Die Gleichheit des Vergleichs. P?dagogische Gleichheitsfiguren zwischen ?konomie und Politik //Jacques Ranci?re: P?dagogische Lekt?ren. – Springer VS, Wiesbaden, 2019. – S. 113-133.
20. Hische W. Psychologische Pa?dagogik. Zur (notwendigen) Neuformung des Verha?ltnisses zwischen Psychologie und Pa?dagogik // Zeitschrift f?r Pa?dagogische Psychologie. – 1939. – № 40.
21. Ingenkamp K., Laux H. Geschichte der Pa?dagogischen Diagnostik, vol. II: H. Laux, Pa?dagogische Diagnostik im Nationalsozialismus 1933-1945 / K. Ingenkamp, H. Laux. – Weinheim, 1990.
22. Jaensch E. R. Neue Wege der Erziehungslehre und Jugendkunde. – Erfurt, 1928.
23. Jaensch E. R. Golden Jubilee Volume 1887-1937. Wege und Ziele der Psychologie in Deutschland // The American Journal of Psychology. – 1937. – 50(1-4). – S. 1–22. doi:10.2307/1416617
24. Kie?ling A. Entwicklungstendenzen der pa?dagogischen Psychologie // Zeitschrift fu?r Pa?dagogik. – 1929. – 30. – S. 1–9.
25. Knauer A. Das normative Moment in der pa?dagogischen Psychologie / A. Knauer. – Langensalza, 1934.
26. Krieger P. L. Rasse, Rhythmus und Schreibinnervation bei Jugendlichen und Erwachsenen // Zeitschrift f?r P?dagogische Psychologie. – 1937. – 38. – S. 13–31.
27. Kroh O. Die Aufgabe der pa?dagogischen Psychologie und ihre Stellung in der Gegenwart // Zeitschrift fu?r Pa?dagogik. – 1933. – 34. – S. 305-327.
28. Kroh O. Pa?dagogische Psychologie im Dienste vo?lkischer Erziehung // Zeitschrift f?r P?dagogische Psychologie. – 1937. – 38. – S. 1–13.
29. Ku?hl S. The Nazi connection: Eugenics, American racism, and German national socialism / S. Ku?hl. – Oxford University Press, 2002.
30. Laughlin H. H. Eugenical Sterilization in the United States / H. H. Laughlin. – Chicago: Psychopathic Laboratory of the Municipal Court of Chicago, 1922.
31. Leahey T .H. A History of Modern Psychology / T. H. Leahey. – Prentice Hall, 1991. – 406 p.
32. Lipmann O., Stern W. Forschungund Unterricht in der Jugendkunde / O. Lipmann, W. Stern. – Leipzig, 1912.
33. Page J. M. State-Sponsored Injustice: The Case of Eugenic Sterilization // Social Theory and Practice. – 2019. – Vol. 45, № 1. – Pp. 75–101.
34. Pfahler G. Rasse und Erziehung // Zeitschrift f?r P?dagogische Psychologie. – 1939. – 209 s.
35. Pickren W. Tension and opportunity in post-World War II American psychology //History of Psychology. – 2007. – №10(3). – Pp. 279–299. doi: 10.1037/1093-4510.10.3.279
36. Probst P. Ernst Meumann als Begr?nder der empirischen Psychologie in Hamburg // Psychologie und Geschichte. – 1989. – Т. 1. – №. 2.
37. Riekel A. Die probleme der lehrerbildung / A. Riekel. – Springer, 1925.
38. Psychologische praktijken. Een Twintigste-eeuwse geschiedenis // Edited by J. van Ginneken; J. Jansz. – The Hague: Vuga, 1986. – 269 p.
39. Ruttmann W. J. Der Ertrag der pa?dagogischen Anthropologie von E. R. Jaensch fu?r die Pa?dagogik // Zeitschrift f?r P?dagogische Psychologie. – 1938. – № 39. – S. 273-280
40. Sarason S.B. American Psychology and Schools: A Critique // American Journal of Community Psychology. – 2003. – № 32(1-2). – Pp. 99–106. doi:10.1023/a:1025603125213
41. Sch?npflug W. Professional psychology in Germany, National Socialism, and the Second World War // History of Psychology. – 2017. – No. 20(4). – Pp. 387–407. doi: 10.1037/hop0000065
42. Simonton D. K. Leaders of American psychology, 1879–1967: Career development, creative output, and professional achievement // Journal of Personality and Social Psychology. – 1992. – No. 62(1), Pp. 5–17. doi: 10.1037/0022-3514.62.1.5
43. Spranger E. Grundgedanken der geisteswissenschaftlichen Psychologie // Die Erziehung. – 1934. – № 9.
44. Stern W. Die Jugendkunde als Kulturforderung, mit besonderer Ber?cksichtigung des Begabungsproblems. – Quelle & Meyer, 1916.
45. Stern W. Zur Psychologie der reifenden Jugend. Kritische und methodische Betrachtungen // Zeitschrift fu?r Pa?dagogik. – 1927. – 28. – S. 1-10.
46. Tenorth H. E. Deutsche Erziehungswissenschaft 1930 bis 1945. Aspekte ihres Strukturwandels // Zeitschrift fu?r Pa?dagogik. – 1986. – № 32.
47. Tenorth H. E. «Unno?tig und unerwu?nscht» –Siegfried Bernfeld und die Universita?ts- pa?dagogik // in: R. Ho?rster, B. Mu?ller, eds., Jugend, Erziehung und Psychoanalyse. Zur Sozialpa?dagogik Siegfried Bernfelds / Neuwied-Berlin, 1992. – S. 23-40.
48. Thieme F. Rassentheorien zwischen Mythos und Tabu: der Beitrag der Sozialwissenschaft zur Entstehung und Wirkung der Rassenideologie in Deutschland // Internationaler Verlag Der Wissenschaften, 1988. – Т. 171.
49. Tucker W. H. The Funding of Scientific Racism: Wickliffe Draper and the Pioneer Fund / W. H. Tucker. – University of Illinois Press, 2007.
50. Tumlirz O. Pa?dagogische Psychologie. – Leipzig, 1930
51. Wagner J. Die wissenschaftsmethodischen Richtungen der gegenw?rtigen P?dagogik / J. Wagner. – Erfurt: Stenger, 1928.
52. Wieser M., Benetka G. Psychology in national socialism: The question of “professionalization” and the case of the “Ostmark” // History of Psychology, 2022. Advance online publication. doi: 10.1037/hop0000211