Системный подход к исследованию индивидуально-психологических детерминант развития перфекционизма студента

A systematic approach in the study of individual psychological determinants of the development of student perfectionism

Авторы:
Веребчан Нина Николаевна,

DOI:
10.35231/18186653_2022_4_332

Полный текст1,03 МБ

Введение. В статье рассматриваются сущность и применение системного подхода как методологической ориентации к исследованию индивидуально-психологических детерминант развития перфекционизма студента. Анализируется феномен «перфекционизма», его современные теоретические подходы и индивидуально-психологические детерминанты развития.

Материалы и методы. Проведен теоретический анализ методологического исследования, представлен системный подход Б. Ф. Ломова. На основании сопоставления разработок авторов обоснован категориальный аппарат исследования (детерминанты, метод, методология, система, элемент, психические явления). Показана целесообразность использования методологии системного подхода и проанализированы его принципы и методы исследования.

Результаты исследования. Разработана структурно-функциональная модель индивидуально-психологических детерминант развития перфекционизма.


Introduction. The article examines the essence and application of a systematic approach as a methodological orientation to the study of individual psychological determinants of the development of perfectionism of a student. The phenomenon of "perfectionism", its modern theoretical approaches and individual psychological determinants of development are considered.

Materials and methods. The theoretical analysis of the methodological research is carried out, the systematic approach of B. F. Lomov is presented. Based on the comparison of the authors' developments, the categorical apparatus of the study (determinants, method, methodology, system, element, mental phenomena) is substantiated.

Results. The expediency of using the methodology of the system approach is shown, and its principles and research methods are analyzed. A structural and functional model of individual psychological determinants of perfectionism development has been developed.

Веребчан Нина Николаевна
-
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
[email protected]

1. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. – М.: МПСИ, 2005. – 302 с.
2. Анохин П. К. Философские аспекты теории функциональной системы. – М.: Наука, 1978. – 399 с.
3. Афанасьев В. Г. Системность и общество. – М.: Политиздат, 1980. – 368 с.
4. Белов В. В. Проблема развития личности в акмеологии лидерства // XXI Царскосельские чтения: материалы междунар. науч. конф., 25-26 апр. 2017 г. – СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2017. – С. 292–295.
5. Блауберг И. В. Проблема целостности и системный подход. – М.: Эдиториал УРСС, 1997. – 452 с.
6. Выготский Л. С. Психология развития человека. – М.: Смысл, 2004. – 512 с.
7. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. З. Проблемы развития психики / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с.
8. Гаранян Н. Г. Перфекционизм и враждебность как личностные факторы депрессивных и тревожных расстройств: дис. ... докт. психол. наук. – М., 2010. – 429 с.
9. Ильин Е. П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. – СПб.: Мастера психологии. 2011. – 224 с.
10. Козлова А. И. Самосознание личности при различных типах перфекционизма // Актуальные проблемы права, экономики и управления. – 2015. – №11. – С. 243–244.
11. Кузьмин В. П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. – М.: Политиздат, 1986. – 399 с.
12. Ларских М. В. Идеи совершенства, идеала, перфекционизма в коммерческой рекламе, психологический аспект // Воспитательная деятельность в вузе: проблемы, эффективность, качество: материалы Международной научно-практической конференции. Ч. 1. – Воронеж: Научная книга, 2013. – С. 25–32.
13. Ларских М. В. Индивидуально-типологические детерминанты перфекционизма студента // Известия ВГПУ. – 2015. – № 2 (267). – С. 227–231.
14. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. – 3-е изд. – М.: МГУ, 1972. – 575 с.
15. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984. – 444 с.
16. Ломов Б. Ф. Системность в психологии. – М.: Воронеж, 1996. – 383 с.
17. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология научного исследования. – М.: Либроком, 2010. –280 с.
18. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды / под общ. ред. Д. А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2002. – С. 331.
19. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. – М.: Академия наук СССР, 1957. – 332 с.
20. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000. – 712 с.
21. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. – М.: Питер, 1997. – 224 с.
22. Сергеева С. В., Вагаева О. А. Использование принципов исторической науки в историко-педагогических исследованиях // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. – 2013. – № 7(11). – С. 157–163.
23. Холл К. С., Линдсей Г. Теории личности. – М.: ЗАО ЭКСМО-Пресс, 1999. – 592 с.
24. Холмогорова А. Б. Биопсихосоциальная модель как методологическая основа исследований в области психического здоровья // Социальная и клиническая психиатрия. – 2002. – № 3. – С. 97–104.
25. Хорни К. Невроз и личностный рост. Борьба за самоосуществление. – СПб.: Восточно-Европейский ин-т психоанализа и БСК, 1997. – 316 с.
26. Шадриков В. Д. Психологическая характеристика нормального человека, или Познай самого себя. – М.: Логос, 2009. – 208 с.
27. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб.: Питер, 1996. – 592 с.
28. Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки. – М.: Наука, 1978. – 391 с.
29. Юнг К. Г. Психологические типы / пер. с нем. С. Лорие; перераб. и доп. В. В. Зеленским; под общ. ред. В. В. Зеленского. – СПб.: Азбука, 2001. – 736 с.
30. Adler, A. Superiority and social interest: A collection of later writings (H. L. Ansbacher & R. R. Ansbacher, Eds.). New York: Viking Press, 1964.
31. Enns, M. W., Cox B.J., Clara I. Adaptive and maladaptive perfectionism: Developmental origins and association with depression proneness // Personality and Individual Differences. – 2002. Vol. 33. – Pp. 921–935.
32. Hamachek, D. E. Psychodynamics of Normal and Neurotic Perfectionism. Psychology (Savannah, Ga.), – 1978. Vol. 15. – Pp. 27–33.
33. Spranger E. Psychologie des Jugendalters. Lpz. 1924.
34. Stumpf H., Parker W. D. A hierarchical structural analysis of perfectionism and its relation to other personality characteristics // Personality and Individual Differences. – 2000. Vol. 28. – Pp. 837–852.
35. The Pursuit of Excellence Through Education, еdited by Michel Ferrari. – The educational psychology series. – li& Lawrence Erlbaum Associates, Publishers Mahwah, New Jersey, London. – 2002. – P. 232.

Ключевые слова:
перфекционизм, виды перфекционизма, детерминанты развития перфекционизма, системный подход, принципы и методы системного подхода perfectionism, types of perfectionism, determinants of perfectionism development, system approach, principles and methods of the system approach

Для цитирования:
Веребчан Н. Н. Системный подход к исследованию индивидуально-психологических детерминант развития перфекционизма студента // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2022. – № 4. – С. 332–351. DOI 10.35231/18186653_2022_4_332 Verebchan, N. N. (2022) Sistemnyy podkhod k issledovaniyu individual'no-psikhologicheskikh determinant razvitiya perfektsionizma studenta [A systematic approach in the study of individual psychological determinants of the development of student perfectionism]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No 4. Pp. 332–351. (In Russian). DOI 10.35231/18186653_2022_4_332

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина