Адаптационные механизмы личности и профессиональное выгорание учителей общеобразовательных организаций

Adaptation mechanisms of the personality and professional burnout of the teachers

Авторы:
Маклаков Анатолий Геннадьевич,Панкратова Валерия Геннадьевна,

DOI:
10.35231/18186653_2022_4_312

Полный текст413,29 КБ

Введение. В статье приведены результаты исследования психологических характеристик личности, которые могут обусловливать профессиональное выгорание учителей общеобразовательных организаций. Рассматривается возникновение профессионального выгорания как признак осложнения процесса адаптации. Предполагается, что уровень развития адаптационных способностей учителя в определенной степени обусловливает вероятность возникновения у него профессионального выгорания. Результаты проведенного исследования показывают, что недостаточный уровень развития адаптационного потенциала личности учителя является одной из предпосылок возникновения профессионального выгорания.

Феномен профессионального выгорания проявляется в обширном спектре профессий, а его последствия сказываются на профессиональном здоровье работников, их трудовой мотивации, производительности труда и т.д. Поэтому с проблемой профессионального выгорания сотрудников сталкиваются многие руководители организаций, в том числе и образовательных. Современная профессиональная деятельность учителя характеризуется постоянным изменением условий выполнения профессиональных обязанностей, что сопряжено с непрерывным увеличением нагрузок на их психические адаптационные механизмы. В контексте данного исследования возникновение профессионального выгорания рассматривалось как результат осложнения процесса адаптации. Поэтому и гипотеза данного исследования состояла в предположении, что недостаточный уровень развития адаптационного потенциала человека, в частности учителя, является одной из основных предпосылок к возникновению профессионального выгорания.

Материалы и методы. В ходе психологического исследования были использованы следующие методы: опросник выгорания (Maslach Bornout Inventory, MBI, под адаптацией Н. Е. Водопьяновой, Е. С. Старченковой, 2001). Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность», разработанный А. Г. Маклаковым и С. В. Чермяниным; методика «Интегральная удовлетворенность трудом» (Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М.); методика «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС) (В. В. Синявский, В. А. Федорошин), Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла 16PF; методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О. Ф. Потемкиной; Личностный опросник Айзенка EPI. Для сравнительного анализа учителей общеобразовательных организаций с высоким и низким уровнем профессионального выгорания был использован t-критерий Стьюдента, корреляционный анализ (коэффициент корреляции r-Пирсона).

Результаты исследования. Исследование проводилось в нескольких общеобразовательных организациях Волосовского муниципального района. Всего были изучены личностные особенности 80 учителей образовательных организаций района, с различным стажем педагогической деятельности. Результаты проведенного исследования, представленные в статье, доказывают, что недостаточный уровень развития адаптационного потенциала личности учителя является одной из предпосылок возникновения профессионального выгорания.

Обсуждение и выводы. Полученные данные позволяют говорить о том, что формирование профессионального выгорания является одним из составляющих процесса адаптации к постоянно изменяющимся условиям профессиональной деятельности, что свойственно для настоящего времени. Далеко не все учителя общеобразовательных организаций в состоянии самостоятельно справиться со значительными психоэмоциональными нагрузками, вызванными изменениями условий трудовой деятельности или новыми требованиями к осуществлению профессиональных обязанностей учителя. При этом не вызывает сомнения, что, в первую очередь, подобные проблемы возникают у учителей с низким уровнем развития адаптационного потенциала. С течением времени возникшие осложнения в адаптации к условиям профессиональной деятельности будут требовать от учителя все больших физических и психических затрат для эффективного решения текущих профессиональных задач. В результате у данной категории педагогов постепенно начинают появляться признаки профессионального выгорания, которые со временем перерастают в симптомокомплекс.


Introduction. The article presents the results of a study of the psychological characteristics of a person, which can cause professional burnout of teachers in general education organizations. The article considers the occurrence of professional burnout as a sign of complications in the adaptation process. Therefore, one of the hypotheses of this study was the assumption that the level of development of the teacher's adaptive abilities to a certain extent determine the likelihood of professional burnout.

The results of the study presented in the article prove that the insufficient level of development of the adaptive potential of the teacher's personality is one of the prerequisites for the occurrence of professional burnout.

The phenomenon of professional burnout manifests itself in a wide range of professions, and its consequences affect the professional health of employees, their work motivation, labor productivity, etc. Therefore, a significant number of heads of organizations, including educational organizations, face the problem of professional burnout of employees.

The modern professional activity of a teacher is characterized by a constant change in the conditions for performing professional duties, which are associated with a continuous increase in the load on their mental adaptation mechanisms.

In the context of this study, the occurrence of professional burnout was considered as a result of complications in the adaptation process. Therefore, the hypothesis of this study was the assumption that the insufficient level of development of the adaptive potential of a person, in particular a teacher, is one of the main prerequisites for the occurrence of professional burnout.

Materials and methods. In the course of the psychological study, the following methods were used: a burnout questionnaire (Maslach Bornout Inventory, MBI, adapted by N. E. Vodopyanova, E. S. Starchenkova, 2001), a multilevel personality questionnaire "Adaptiveness" developed by A. G. Maklakov and S. V. Chermyanin, the method "Integral satisfaction with work" Fetiskin N. P., Kozlov V. V., Manuilov G.M., the method "Communicative and organizational inclinations" V. V. Sinyavsky, V. A. Fedoroshin (KOS), R. Cattell's 16PF multifactorial personality questionnaire, a method for diagnosing social and psychological attitudes of a person in the motivational and need sphere O. F. Potemkina, Eysenck Personality Questionnaire EPI.

For a comparative analysis of general education organizations teachers with high and low levels of professional burnout, we used Student's t-test, correlation analysis (r-Pearson correlation coefficient).

Results. The study was conducted on the basis of the Volosovsky municipal district, in several educational organizations of the district. In total, the personal characteristics of 80 teachers of educational organizations of the district, with different experience in teaching, were studied. The results of the study presented in the article prove that the insufficient level of development of the adaptive potential of the teacher's personality is one of the prerequisites for the occurrence of professional burnout.

Discussion and conclusion. The data obtained allow us to say that the formation of professional burnout is one of the components of the process of adaptation to the constantly changing conditions of professional activity, which is typical for the present. Not all teachers of general education organizations are able to independently cope with significant psycho-emotional stress caused by changes in working conditions or new requirements for the implementation of the professional duties of a teacher. At the same time, there is no doubt that, first of all, such problems arise in teachers with a low level of development of adaptive potential. Over time, the complications that have arisen in adapting to the conditions of professional activity will require the teacher to increase physical and mental costs in order to effectively solve current professional problems. As a result, this category of teachers gradually begins to show signs of professional burnout, which eventually develop into a symptom complex.

Маклаков Анатолий Геннадьевич
доктор психологических наук, профессор
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
a.maklakov@lengu.ru

Панкратова Валерия Геннадьевна
-
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
lera212az92@mail.ru

1. Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. ? М., 1976. – 272 c.
2. Богомолов А. М. Личностный адаптационный потенциал в контексте системного анализа // Психологическая наука и образование. – 2008. – Т. 13. – № 1. – С. 67–73.
3. Величкoвcкaя C. Б. Прoблемы рaзвития прoфеccиoнaльнoгo выгoрaния. Cиндрoм выгoрaния у препoдaвaтелей инocтрaннoгo языкa // Пcиxoлoгичеcкие и педaгoгичеcкие прoблемы рaзвития oбрaзoвaния: веcтн. Мocк. гoc. лингвиcтичеcкoгo ун-тa. – 2004. – Вып. 484. – C. 8–14.
4. Вoдoпьянoвa Н. Е. Прoфилaктикa и кoррекция cиндрoмa выгoрaния: метoдoлoгия, теoрия, прaктикa. – CПб.: Изд-вo CПбГУ, 2011. – 169 c.
5. Вoдoпьянoвa Н. Е., Cтaрченкoвa Е. C. Cиндрoм выгoрaния: диaгнocтикa и прoфилaктикa. – CПб.: Питер, 2005. – 336 c.
6. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. – 2001. – Т. 22. – №1.
7. Мaклaкoв A. Г., Чермянинa C. В. Мнoгoурoвневый личнocтный oпрocник «Aдaптивнocть» (МЛO-AМ) // Прaктичеcкaя пcиxoдиaгнocтикa: метoдики и теcты: учеб. пocoбие / ред. и cocт. Д. Я. Рaйгoрoдcкий. – Caмaрa: БAXРAX-М, 2006. – C. 549–673.
8. Oрел В. Е. Cиндрoм пcиxичеcкoгo выгoрaния личнocти. – М.: Инcтитут пcиxoлoгии РAН, 2005. – 363 c.
9. Рoнгинcкaя Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. – 2002. – Т. 23. № 3. – C. 85–95.

Ключевые слова:
профессиональное выгорание, адаптация к условиям профессиональной деятельности, адаптационный потенциал личности professional burnout, adaptation to the conditions of professional activity, adaptive potential of the individual

Для цитирования:
Маклаков А. Г., Панкратова В. Г. Адаптационные механизмы личности и профессиональное выгорание учителей общеобразовательных организаций // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2022. – № 4. – С. 312–331. DOI 10.35231/18186653_2022_4_312 Maklakov, A. G., Pankratova, V. G. (2022) Adaptacionnye mekhanizmy lichnosti i professional'noe vygoranie uchitelej obshcheobrazovatel'nyh organizacij [Adaptation mechanisms of the personality and professional burnout of the teachers]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No 4. Pp. 312–331. DOI 10.35231/18186653_2022_4_312 (In Russian).

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина