Возрастные новообразования и особенности социально-психологической адаптации у младших школьников с различным уровнем учебной мотивации

Age-related neoplasms and features of socio-psychological adaptation in younger schoolchildren with different levels of educational motivation

Авторы:
Кропотов Евгений Александрович,Ванновская Ольга Васильевна,

DOI:
10.35231/18186653_2022_4_243

Полный текст453,08 КБ

Введение. В данной статье рассматриваются психологические особенности младших школьников с разным уровнем мотивации к учению. Проанализированы современные особенности развития учебной мотивации младших школьников. Представлен анализ научной литературы по заявленной проблеме, отражены результаты собственного исследования. Предложены рекомендации для родителей, учителей и психологов по формированию положительного отношения к учебной деятельности.

Материалы и методы. В рамках статьи представлен сравнительный анализ исследуемых параметров, включающих основные новообразования младшего школьного возраста и социально-психологические адаптационные характеристики, проведен корреляционный анализ.

Обсуждения и выводы. По результатам эмпирического исследования получены статистически значимые взаимосвязи характеристик, отвечающих за основные новообразования и адаптационные характеристики младших школьников. Сравнительный анализ показал значимые различия исследуемых характеристик в группах детей, посещавших и не посещавших ДОО. Уточнены научные представления о специфике наиболее значимых компонентов успешности обучения в начальной школе, дана качественная интерпретация полученных данных.


Introduction. This article is devoted to the study of the psychological characteristics of younger schoolchildren with different levels of motivation to study. The article analyzes the modern features of the development of educational motivation of younger schoolchildren, presents an analysis of the scientific literature on the stated problem, reflects the results of their own research with their subsequent analysis. Recommendations for parents, teachers and psychologists on the formation of a positive attitude to educational activities are also presented.

Materials and methods. The article presents a comparative analysis of the studied parameters, including the main neoplasms of primary school age and socio-psychological adaptive characteristics, a correlation analysis is carried out.

Discussion and conclusions. According to the results of an empirical study, statistically significant correlations of characteristics responsible for the main neoplasms and adaptive characteristics of younger schoolchildren were obtained. Comparative analysis showed significant differences in the studied characteristics in the groups of children who attended and did not attend preschool. Scientific ideas about the specifics of the most significant components of the success of primary school education are clarified, a qualitative interpretation of the data obtained is given.

Кропотов Евгений Александрович
-
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
ekropotov17@gmail.com

Ванновская Ольга Васильевна
кандидат психологических наук, доцент
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
vannovskaya@mail.ru

1. Бичерова Е. Н., Фещенко Е. М. Особенности учебной мотивации младших школьников, обучающихся по разным образовательным программам // Российский психологический журнал. – 2016. – Т. 13. – №4. – С. 117–136. DOI: 10.21702/rpj.2016.4.7
2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: под ред. Д. И. Фельдштейна / Вступ. ст. Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Институт практической психологии, Воронеж: МОДЭК, 1997. – 352 с.
3. Божович Л. И. Психологическое развитие школьника и его воспитание – М.: Академический проект, 2008. – 3е изд., перераб. и доп. – 299 с.
4. Выготский Л. С. Проблема возраста // Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т.; Т. 4. – М.: Педагогика, 1984. – С. 244–268.
5. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. – М.: Смысл; Эксмо, 2004. – 512 с.
6. Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения. – М.: Смысл; Академия, 2016. – 336 с.
7. Грекова В. А. Психология учебной мотивации обучающихся. Учебная мотивация: основные теории и подходы // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2008. – № 6/3. – С. 45–51.
8. Желтикова Н. П. Формирование учебной мотивации у обучающихся младшего школьного возраста // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по материалам LXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. – 2019. – № 4(76). – С. 87–96.
9. Зак А. З. Развитие умственных способностей младших школьников. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2014. –318 с.
10. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник. – М.: Логос. 2019. – 384 с.
11. Ильин Е. П. Мотивация и мотив: теория и методы изучения. – К.: Форум, 2021. – 489 с.
12. Крыжановская Н. В., Буркова Е. В. Формирование мотивации к учебной деятельности как способ школьной адаптации среди младших школьников // Концепт. – 2016. – Т. 7. – С. 11–15. DOI: 10.24412
13. Крылова Д. А. Учебная мотивация младших школьников // Молодой ученый. – 2016. – № 23. – С. 437–441.
14. Лаврик О.В. Учебная мотивация «отличников» и слабоуспевающих школьников // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по материалам XIV междунар. науч.-практ. конф. № 7(14). – Новосибирск: СибАК, 2014. – С. 40-45
15. Лысиченкова С. А. Влияние особенностей современных школьников на их познавательную мотивацию // Молодой ученый. – 2012. – №4. – С. 428-431.
16. Пастернак Н. А. Психология образования: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. А. Пастернак, А. Г. Асмолов; под ред. А. Г. Асмолов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 213 с.
17. Склярова Т. В., Носкова Н. В. Общая, возрастная и педагогическая психология: учеб. и практикум для СПО. – М.: Юрайт, 2019. – 235 с.
18. Фридман Л. М. Психология детей и подростков. – М.: Либроком, 2014. – 500 с.
19. Шадриков В. Д., Мазилов В. А. Общая психология: учебник для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2017. – 411 с. – Серия: Бакалавр. Академический курс.
20. Шкуратова А. П. Исследование мотивации достижения в учебном процессе // Вестник ЗабГУ. – 2014. – № 02 (105). – С. 47–52.
21. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. Избранные психологические труды / под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: Воронеж, 2007. – 469 с.

Ключевые слова:
младший школьный возраст, учебная мотивация, возрастные новообразования, социально-психологическая адаптация primary school age, educational motivation, age-related neoplasms, socio-psychological adaptation

Для цитирования:
Кропотов Е. А., Ванновская О. В. Возрастные новообразования и особенности социально-психологической адаптации у младших школьников с различным уровнем учебной мотивации // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2022. – № 4. – С. 243–257. DOI 10.35231/18186653_2022_4_243 Kropotov, E. A., Vannovskaya, O. V. (2022). Vozrastnie novoobrazovaniya I osobennosty socialno-psyhologycheskoy adaptacii u mladshih shkolnikov s razlyhnim urovnem uchebnoi motivacii [Age-related neoplasms and features of socio-psychological adaptation in younger schoolchildren with different levels of educational motivation]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No 4. Pp. 243–257. (In Russian). DOI 10.35231/18186653_2022_4_243

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина