Введение. Современные требования к результатам деятельности общеобразовательных организаций повышают значимость профессиональной компетенции педагогических работников, расширяют перечень реализуемых ими функций. Особую актуальность данная проблема приобретает в условиях внедрения обновленных ФГОС, направленных на достижение высоких образовательных результатов. Совершенствование системы непрерывного профессионального развития педагогических работников требует не только поиска инновационных путей и подходов, но и глубокого изучения имеющегося исторического опыта.
Материалы и методы. Исследование проводилась на основе теоретического анализа историко-педагогических источников, датированных концом XIX – началом XX в. Изученные источники отражают различные аспекты заявленной темы. Для решения поставленных задач использовались сравнительно-исторический и историко-ретроспективный методы исследования.
Результаты исследования. Вторая половина XIX в. характеризуется увеличением числа учебных заведений и возрастанием потребности в педагогических кадрах. Профессиональная подготовка учителей осуществлялась в различных учебных заведениях. Определенная часть педагогов нуждалась в дальнейшем совершенствовании предметной и методической подготовки. Большой вклад в решение данной проблемы внесли земства и педагогическая общественность. Получили распространение такие формы профессионального развития педагогов, как педагогические съезды, музеи и общества. Съезды являлись важными общественными и научно-педагогическими мероприятиями, предусматривали обсуждение широкого круга вопросов. Формат некоторых съездов предполагал проведение уроков, показывавших применение на практике рассмотренных теоретических положений. Педагогические общества позволяли консолидировать педагогическое сообщество. Наличие в структуре обществ предметных комиссий позволяло организовать заинтересованное обсуждение актуальных вопросов преподавания отдельных учебных предметов. Педагогические музеи давали возможность педагогам познакомиться с новинками учебной литературы, пособиями и школьным оборудованием. Деятельность педагогических музеев и обществ, организация учительских съездов обеспечивали возможность обсуждения педагогическим сообществом важных профессиональных вопросов, позволяли аккумулировать и распространять передовой педагогический опыт, вносили вклад в развитие методики преподавания отдельных предметов и педагогики в целом.
Обсуждение и выводы. В конце XIX – начале XX в. возросло внимание к профессиональной подготовке педагогических кадров и были созданы предпосылки для создания системы непрерывного педагогического образования. На повышение профессионального мастерства педагогических работников были направлены различные мероприятия и формы работы, некоторые их которых продолжают использоваться и сегодня.
Introduction. Modern requirements for the results of the activities of educational organizations increase the importance of the professional competence of teaching staff, expand the list of functions they perform. This problem becomes particularly relevant in the context of the introduction of updated Federal State Educational Standards aimed at achieving high educational results. Improving the system of continuous professional development of teaching staff requires not only the search for innovative ways and approaches, but also a deep study of the existing historical experience.
Materials and methods. The study was conducted on the basis of a theoretical analysis of historical and pedagogical sources dated to the late XIX – early XX centuries. The studied sources reflect various aspects of the stated topic. Comparative-historical and historical-retrospective research methods were used to solve the set tasks.
Results. The second half of the XIX century is characterized by an increase in the number of educational institutions and an increase in the need for teaching staff. Professional training of teachers was carried out in various educational institutions. A certain part of teachers needed further improvement of subject and methodological training. Zemstvos and the pedagogical community have made a great contribution to solving this problem. Such forms of professional development of teachers as pedagogical congresses, museums and societies have become widespread. The congresses were important public and scientific-pedagogical events, provided for the discussion of a wide range of issues. The format of some congresses assumed lessons that showed the practical application of the theoretical provisions considered. Pedagogical societies made it possible to consolidate the pedagogical community. The presence of subject commissions in the structure of societies made it possible to organize an interested discussion of topical issues of teaching certain academic subjects. Pedagogical museums gave teachers the opportunity to get acquainted with new educational literature, manuals and school equipment. The activities of pedagogical museums and societies, the organization of teachers' congresses provided an opportunity for the pedagogical community to discuss important professional issues, allowed to accumulate and disseminate advanced pedagogical experience, contributed to the development of teaching methods of individual subjects and pedagogy in general.
Discussion and conclusion. In the late XIX – early XX centuries attention to the professional training of teachers has increased. The prerequisites for creating a system of continuous teacher education were created. Various activities and forms of work were aimed at improving the professional skills of pedagogical workers, some of which continue to be used today.
Левченко Ольга Юрьевнадоктор педагогических наук, доцент
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
o.levchenko@lengu.ru
1. Алешинцев И. А. История гимназического образования в России (XVIII и XIX век). – СПб., 1912. – 346 с.
2. Бунаков Н. Ф. Как я стал и как перестал быть «учителем учителей». – СПб., 1905. – 159 с.
3. Историко-статистический очерк общего и специального образования в России. – СПб., 1883. – 259 с.
4. Левченко О. Ю. Вопросы преподавания иностранных языков в деятельности педагогического общества при Императорском Московском университете // Ученые записки ЗабГУ. – 2017. – Т. 12. – №2. – С.148–154.
5. Московский уездный съезд земских учителей и учительниц. [доклады съезду учителей и учительниц Московского уезда в августе 1901 года]. – М., 1901. – 187 с.
6. Народное образование в Вятской губернии за последние десять лет (1864–1874). – Вятка, 1875. – 348 с.
7. Обзор Курской гимназии за 1915 год. – Курск, 1916. – 136 с.
8. Отчет Томского педагогического общества за 1913 год. (четвертый год существования общества). – Томск, 1915. – 31 с.
9. Педагогический музей военно-учебных заведений 1864–1914. Исторический очерк / под ред. Я. Л. Барскова. – СПб., 1914. – 343 с.
10. Tруды съезда учителей и учительниц земских народных училищ Екатеринбургского уезда, Пермской губернии, бывшего в г. Екатеринбурге с 8 по 14 июня 1911 г. – Екатеринбург, 1911. – 64 с.
11. Чарнолуский В. И. Вопросы народного образования на Первом общеземском съезде. – СПб.: Знание, 1912. – 180 с.
12. Чехов Н. В. Народное образование в России с 60-х годов XIX века. – М., 1912. – 224 с.