Технология формирования инклюзивной культуры преподавателей

Technology for forming an inclusive culture of teachers

Авторы:
Денисова Ольга Александровна,Леханова Ольга Леонидовна,Поникарова Валентина Николаевна,Гудина Татьяна Викторовна,

DOI:
10.35231/18186653_2022_4_135

Полный текст342,64 КБ

Введение. В статье раскрываются специфика формирования инклюзивной культуры педагогов четырех образовательных ступеней (детский сад, школа, СПО, вуз). Подчеркивается, что понятие «инклюзивная культура» имеет неоднозначную трактовку, является основой современного общества и отношения к лицам с ОВЗ и инвалидностью.

Материалы и методы. Экспериментальное изучение было реализовано на базе ряда образовательных учреждений Вологодской области. В исследовании особенностей инклюзивной культуры педагогов были использованы такие методы, как опрос, анкетирование, тестирование, экспертная оценка. Тестовые методики представлены и доступны на информационно-аналитическом портале «ПЕРСПЕКТИВА-PRO».

Результаты исследования. Выявлены компоненты инклюзивной культуры и даны их качественные характеристики, типология уровней, которая складывалась из личностной готовности к инклюзии, оценки инклюзивной компетентности, готовности к сопровождению лиц с ОВЗ и инвалидностью. На основании анализа результатов обследования разработаны специфические профили по каждому уровню инклюзивной культуры педагогов на различных ступенях образования, дана их краткая характеристика.

Обсуждение и выводы. Таким образом, внедрение опыта инклюзии требует реструктуризации культурно-образовательного пространства и учебно-коррекционного процесса организации, обеспечивающей право каждого человека на полноценное образование, вне зависимости от его адаптивных возможностей, личностных психофизических особенностей развития.


Introduction. The article reveals the specifics of the formation of an inclusive culture of teachers at four educational levels (kindergarten, school, secondary vocational education, university). It is emphasized that the concept of "inclusive culture" has an ambiguous interpretation, is the basis of modern society and attitudes towards people with disabilities and disabilities.

Materials and methods. The experimental study was implemented on the basis of a number of educational institutions of the Vologda region. In the study of the features of the inclusive culture of teachers, methods such as a survey, questioning, testing, and peer review were used. Test methods are presented and available on the Information and Analytical Portal “PERSPEKTIVA-PRO.

Results. The authors identified the components of an inclusive culture and gave their qualitative characteristics, a typology of levels, which consisted of personal readiness for inclusion, assessment of inclusive competence, readiness to accompany persons with disabilities and disabilities. Based on the analysis of the results of the survey, specific profiles were developed for each level of the inclusive culture of teachers at various levels of education, their brief description.

Discussion and conclusions. Thus, the introduction of the experience of inclusion requires the restructuring of the cultural and educational space and the educational and correctional process of the institution, which ensures the right of every person to a full-fledged education, regardless of his adaptive capabilities, personal psychophysical characteristics of development.

Денисова Ольга Александровна
доктор педагогических наук, профессор
Череповецкий государственный университет
Череповец, Российская Федерация
denisova@inbox.ru

Леханова Ольга Леонидовна
кандидат педагогических наук, доцент
Череповецкий государственный университет
Череповец, Российская Федерация
lehanovao@mail.ru

Поникарова Валентина Николаевна
кандидат психологических наук, доцент
Череповецкий государственный университет
Череповец, Российская Федерация
ponikarovavn@rambler.ru

Гудина Татьяна Викторовна
доктор педагогических наук, профессор
Череповецкий государственный университет
Череповец, Российская Федерация
gtv1968@mail.ru

1. Алехина С. В., Алексеева М. А., Агафонова Е. Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании. // Психологическая наука и образование. – 2011. – № 1. – С. 35–39.
2. Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. – 2004. – № 12. – С. 3–13.
3. Бут Т. Показатели инклюзии: практическое пособие / Т. Бут, М. Эйнскоу; под ред. М. Воган; пер. с англ. И. Аникеев; науч. ред. Н. Борисова, под общ. ред. М. Перфильевой. – М.: Перспектива, 2007. – 124 с.
4. Давыдова Л. Н., Колокольцева М. А., Рябова Е. В. Инклюзивное образование и нравственные взаимоотношения: Грани одной проблемы. – Ленанд, 2018. – 200 с. ISBN 978-5-9710-4806-0.
5. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. – 2003. – №10. – С. 8–14.
6. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. – 6-е изд., стер. – М.: Академия, 2010. – 192 с.
7. Зеер Э. Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука. Известия УРО РАО. – 2005. – №3 (33). – С. 27–40.
8. Зимняя И. А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Иностранные языки в школе. – 2012. – № 6. – С. 2–10.
9. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография / под ред. В. А. Козырева и Н. Ф. Радионовой, А. П. Тряпицыной. – СПб.: Изд-во РГПУ им А. И. Герцена, 2004. – 392 с.
10. Основы дефектологии и инклюзивного образования: учеб. пособие / [О. А. Денисова, О. Л. Леханова, В. Н. Поникарова и др.] под общ. ред. О. А. Денисовой – Череповец, ЧГУ, 2021. С. 98–152.
11. Основы инклюзивной культуры: учеб. пособие / [Н. А. Борисова и др.]; под общ. ред. О. А. Денисовой; сост. О. Л. Леханова. – Череповец: ЧГУ, 2021. – 214 с.
12. Поникарова В. Н., Андреева Е. Л. Инклюзивная культура педагогов. Аспекты формирования: монография // под ред. В. Н. Поникаровой. – Курск, Университетская книга, 2022. – 134 с.
13. Попова Е. И. Воспитание толерантности к людям с ограниченными возможностями здоровья у учащихся начальных классов // Начальная школа: плюс до и после. – 2014. – № 6. – С. 37–41.
14. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2019. – 818 с.
15. Старовойт Н. В. Инклюзивная культура образовательной организации: подходы к пониманию и формированию // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 8. – С. 31–35. URL: http://e-koncept.ru/2016/56117.htm. (дата обращения: 21.12.2022).
16. Хуторской А. В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. – М.: Эйдос; Изд-во Института образования человека, 2013. – 73 с.
17. Цифровые ресурсы профессионализации молодых инвалидов: коллективная монография / [О. А. Денисова и др.]; под ред. О. А. Денисовой. – Череповец: Череповецкий государственный университет, 2021. – 194 с.

Ключевые слова:
инклюзивная культура, компоненты культуры, типология инклюзивной культуры, особенности формирования inclusive culture, components of culture, typology of inclusive culture, features of formation

Для цитирования:
Денисова О. А., Леханова О. Л., Поникарова В. Н., Гудина Т. В., Технология формирования инклюзивной культуры преподавателей // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. 2022. – № 4. – С. 135–145. DOI 10.35231/18186653_2022_4_135 Denisova, O. A., Lehanova, O. L., Ponikarova, V. N., Gudina, T. V. (2022) Tekhnologiya formirovaniya inklyuzivnoy kul'tury prepodavateley [Technology for forming an inclusive culture of teachers]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No 4. Pp. 135–145. DOI 10.35231/18186653_2022_4_135 (In Russian).

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина