Роль межсенсорного восприятия в контексте компенсации зрительного дефекта слепых и слабовидящих детей

The role of inter-sensory perception in the context of visual impairment compensation for blind and visually impaired children

Авторы:
Литвиненко Игорь Вячеславович,Лосева Снежана Михайловна,Дамулин Игорь Владимирович,

DOI:
10.35231/18186653_2022_4_88

Полный текст487,29 КБ

Введение. Дефицитарное развитие, обусловленное нарушениями зрительной системы, детерминирует своеобразие психического развития слепых и слабовидящих детей. Разработка теоретических основ проблемы компенсации слепоты и слабовидения, определение путей наиболее эффективного её осуществления, а также внедрение в практику обучения и воспитания лиц с нарушением зрения является важной задачей современных исследований. Пересмотр традиционных подходов, в том числе феноменов и явлений познавательной сферы человека, их осмысление в контексте проблем компенсации зрительного дефекта, метакогнитивных процессов и структур, тесно связаны с исследованиями в смежных науках. Один из таких феноменов синестезии, при которой происходит переход ощущений одного вида в другой, а точнее, при воздействии раздражителя одной модальности возникающее ощущение, вызывает ассоциативным путем ощущение в другой анализаторной системе.

Материалы и методы. В ходе исследования были использованы методы теоретического анализа научных источников медико-психолого-педагогического характера, ориентированные на изучения тесной взаимосвязи компенсации и коррекции нарушений зрения у детей.

Результаты исследования. В настоящее время в современном мире актуальность вопросов, касающихся выявления путей и механизмов компенсации коррекции вторичных отклонений у слепых и слабовидящих детей, значительно возрастает. Изучение новых подходов и внедрение инновационных методов коррекции нарушений зрения позволяет существенно улучшить качество жизни больного ребенка. Для компенсации дефектов зрения большое значение имеет взаимодействие ощущений, в результате которого под влиянием деятельности одной анализаторной системы повышается чувствительность другой. Часто вторичные ощущения (соощущения, синестезии) намного ярче и живее, чем первичные; они предоставляют дополнительные сигналы, помогают слепому и слабовидящему ребёнку вызвать реальные зрительные образы, а затем закрепить и восстановить в памяти информацию.

Обсуждение и выводы. Нарушения функций зрения приводят к сокращению и редуцированию (ослаблению) зрительных ощущений у частично зрячих и слабовидящих или полному их выпадению у тотально слепых. Роль восприятия, ощущения, соощущения является достаточно значимой в процессе познания мира. Особая роль в компенсации зрительных нарушений принадлежит психолого-педагогической коррекции, которая представляет собой систему мероприятий, направленных на преодоление недостатков психического и физического развития лиц с нарушениями зрения.


Introduction. Deficient development caused by visual impairment determines the peculiarity of mental development of blind and visually impaired children. Elaboration of theoretical bases of the problem of blindness and visually impairedness compensation, determination of ways of its most effective realization as well as introduction into practice of teaching and education of visually impaired persons is an important task of modern research. The revision of traditional approaches, including phenomena and phenomena of human cognitive sphere, their comprehension in the context of problems of visual impairment compensation, metacognitive processes and structures is closely connected with the research in related sciences. One of such phenomenon is synesthesia, when there is a transition of sensations of one type to another, or more exactly, when exposure to stimulus of one modality causes an associative sensation in other analyzer system.

Materials and methods. In the course of the study we used theoretical methods of analysis of scientific sources of medical, psychological and pedagogical character, aimed at studying the close relationship between compensation and correction of visual impairment of children.

Results. At present in the modern world, the relevance of the issues concerning the identification of ways and mechanisms of compensation for secondary abnormalities in blind and visually impaired children is significantly increasing. The study of new approaches and introduction of innovative methods of visual impairment correction allows to improve significantly the quality of life of a sick child. To compensate for visual defects, the interaction of sensations is of great importance, as a result of which the activity of one analyzer system increases the sensitivity of the other. Often, secondary sensations (co-sensations, synesthesia) are much brighter and livelier than the primary ones; they provide additional signals, help a blind or visually impaired child evoke real visual images, and then fix and restore information in memory.

Discussion and conclusions. Visual disturbances lead to reduction and reduction (weakening) of visual sensations in partially sighted and visually impaired or to their complete loss in the totally blind. The role of perception, sensation, co-perception is quite important in the process of cognition of the world. A special role in the compensation of visual impairment belongs to psychological and pedagogical correction which is a system of measures directed to overcoming drawbacks of psychological and physical development of visually impaired persons.

Литвиненко Игорь Вячеславович
доктор медицинских наук, профессор
Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова; Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
[email protected]

Лосева Снежана Михайловна
кандидат педагогических наук, доцент
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
[email protected]

Дамулин Игорь Владимирович
доктор медицинских наук, профессор
Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет)
Москва, Российская Федерация
[email protected]

1. Айрес Д. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / пер. с англ. Ю. Даре. – М.: Теревинф, 2010. – 272 с.
2. Ананьев Б. Г. Теория ощущений / Ленингр. ордена Ленина гос. ун-т им. А. А. Жданова. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1961. – 454 с.
3. Варенова Т. В. Создание коррекционно-развивающих технологий на основе метода сенсорной интеграции: сб. тр. фак-та специальной педагогики и специальной психологии. – Т. 2. Междунар. межвузов. выпуск. – М.: МГПУ. – 2007. – С. 44–51.
4. Гердер И. Г. Избранные сочинения. – М.–Л.: Государственное издательство художественной литературы. – 1959. – С. 392.
5. Дети и сенсорная интеграция: сборник методических рекомендаций / авт.-сост. Т. А. Пескишева, О. Н. Беляева – Череповец, 2019. – 132 с.
6. Кузнецова Э. А. История изучения феномена синестезии: автореф. дис. кандидата психологических наук: 19.00.01 / Ин-т педагогики и психологии проф. образования РАО. – Казань, 2005. – 16 с.
7. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ, 1998. – 271 с.
8. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие. – СПб.: КАРО, 2006. – 324 с.
9. Литвак А. Г. Сорокин В. М., Головина Т. П. Практикум по тифлопсихологии: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1989. – 110 с.
10. Литвиненко И. В., Одинак М. М., Хлыстов Ю. В., Перстнев С. В., Федоров Б. Б. Эффективность и безопасность ривастигмина (экселона) при синдроме спутанности сознания в остром периоде ишемического инсульта // Журнал неврологии и психиатрии им. C. C. Корсакова. – 2010. – Т. 110. – № 11–2. – С. 36–41.
11. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. – Минск: Современное слово, 2005. – 720 с.
12. Плаксина Л. И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: учеб. пособие. – М.: РАОИКП, 1999.
13. Синестезия: мнения и перспективы. / Антон Викторович Сидоров-Дорсо, Шон Эндрю Дэй (Sean Andrew Day, Ph.D). – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2019. – 277 с.
14. Солнцева Л. И. Тифлопсихология детства. – М.: Полиграф сервис, 2000. – 250 с.
15. Теречева М. Н., Павлова Л. Н. Технология сенсорной интеграции в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2019. – № 2. – С. 201–211.
16. Фадеева А. В., Кулева Э. В. О компенсаторной роли сохранных анализаторных систем у детей с отсутствием зрения // Дефектология в свете современных нейронаук: теоретические и практические аспекты: сб. материалов I Международной научной конференции, 23–24 апреля 2021 г. / под общ. ред. Т. Г. Визель. – М.: Когито-Центр – Московский институт психоанализа, 2021. – С. 150–155.
17. Camarata S., Miller L. J. and Wallace M. T. (2020) Evaluating Sensory Integration / Sensory Processing Treatment: Issues and Analysis. Front. Integr. Neurosci. DOI: 10.3389/fnint.2020.556660.
18. Gardner E. P., Johnson, K. O. The somatosensory system: receptors and central pathways. // Principles of Neural Science. 2013. No 5. – Pp. 475–495.
19. Gray J. Synesthesia: A Window on the Hard Problem of Consciousness / In: Synesthesia. Perspectives from Cognitive Neuroscience. ed. by L. C. Robertson, N. Sagiv. Сh.8. – Oxford etc.: Oxford University Press, 2005. – Pp. 127–146.
20. Li J., Zhang Z., He H. Visual information processing mechanism revealed by fMRI data / In: Brain Informatics and Health. International Conference, BIH 2016 Omaha, NE, USA, October 13–16, 2016 Proceedings. G. A. Ascoli, Hawrylycz M., Ali H., Khazanchi D., Shi Y. (eds.). – Cham: Springer, 2016. – Pp. 85-93.
21. Lloyd-Esenkaya, T., Lloyd-Esenkaya, V., O’Neill, E. et al. Multisensory inclusive design with sensory substitution. Cogn. Research 5, 37 (2020). DOI: 10.1186/s41235-020-00240-7 Ayres J. Sensory integration and the child. – Los Angeles, 1979. – Рp. 1–269.
22. Maurer D., Gibson L. C., Spector F. Infant synaesthesia. New insights into the development of multisensory perception / In: Multisensory Development. Ed. by A. J. Bremner, D. J. Lewkowicz, C. Spence. Сh.10. – Oxford: Oxford University Press, 2012. – Pp. 229–250.
23. Maurer D., Mondloch C. J. Neonatal Synesthesia: A Reevaluation / In: Synesthesia. Perspectives from Cognitive Neuroscience. Ed. by L.C. Robertson, N. Sagiv. Сh.10. – Oxford etc.: Oxford University Press, 2005. – Pp. 193–213.
24. Rouw R., Scholte H. S., Colizoli O. Brain areas involved in synaesthesia: A review. Journal of Neuropsychology. 2011; No 5(2). – Pp. 214-242. DOI: 10.1111/j.1748-6653.2011.02006.x
25. Sagiv N. Synesthesia in Perspective / In: Synesthesia. Perspectives from Cognitive Neuroscience. Ed. by L.C. Robertson, N. Sagiv. Сh.1. – Oxford etc.: Oxford University Press, 2005. – Pp. 3–10.
26. Tosoni A., Pitzalis S., Committeri G., Fattori P., Galletti C., Galati G. Resting-state connectivity and functional specialization in human medial parieto-occipital cortex. Brain Structure and Function. 2014. No 220(6): – Pp. 3307-3321. DOI: 10.1007/s00429-014-0858-x
27. Tyler C.W. Varieties of Synesthetic Experience / In: Synesthesia. Perspectives from Cognitive Neuroscience. Ed. by L. C. Robertson, N. Sagiv. Сh. 3. – Oxford etc.: Oxford University Press, 2005. – Pp. 34–46.

Ключевые слова:
патология органов зрения, синестезии, мультисенсорная интеграция, сенсорные нарушения, сенсорная интеграция visual pathology, synaesthesia, multisensory integration, sensory disorders, sensory integration

Для цитирования:
Литвиненко И. В., Дамулин И. В., Лосева С. М. Роль межсенсорного восприятия в контексте компенсации зрительного дефекта слепых и слабовидящих детей // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2022. – № 4. – С. 88–102. DOI 10.35231/18186653_2022_4_88 Litvinenko, I. V., Damulin, I. V., Loseva, S. M. (2022). Rol` mezhsensornogo vospriyatiya v kontekste kompensacii zritel`nogo defekta slepy`x i slabovidyashhix detej [The role of inter-sensory perception in the context of visual impairment compensation for blind and visually impaired children]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No 4. Pp. 88–102. DOI 10.35231/18186653_2022_4_88 (In Russian).

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина