Введение. Высокая скорость развития информационных технологий, сокращение времени на «встраивание» достижений науки в реальную жизнь, многократное увеличение информации в современном инфопространстве, изменения в общественной, политической, экономической жизни общества предъявляют новые требования к системе образования. Сегодня необходимо разработать педагогические технологии, стратегии, способы, инструменты, позволяющие подрастающему поколению в настоящем моменте и будущем обучаться, развиваться, самообучаться, саморазвиваться, самосовершенствоваться на протяжении всей жизни в условиях изменяющейся среды, реализуя свой личностный потенциал, при этом сохраняя ценностные ориентиры. Одним из инструментов получения, преобразования и применения знаний и опыта в деятельности в изменяющихся условиях являются умения, в познавательной деятельности – познавательные умения. Следовательно, изучение, конструирование дефиниции категории «познавательные умения» является сегодня актуальным вопросом и отражает цель проведенного нами исследования.
Методы и материалы. При проведении исследования были использованы контент-анализ литературы и метод двухуровневой триадической дешифровки категории. С помощью метода категориально-системной методологии стало возможным определение комплекса наиболее существенных качеств в объекте исследования, составляющих его сущность, смысл, природу.
Результаты исследования. В рамках нашего исследования были получены следующие результаты: 1) выявлены фундаментальные аспекты познавательных умений, отражающие его содержание, природу; 2) разработана двухуровневая триадическая модель указанного объекта, произведена двухуровневая триадическая дешифровка соответствующей категории; 3) сконструирована дефиниция категории «познавательные умения», в которой точно и полно отражена сущность данного педагогического и методического феномена.
Обсуждение и выводы. Полученная дефиниция отражает наиболее точно и полно сущность, природу изучаемого явления «познавательные умения». Практическая деятельность, связанная с уточнением, расширением представления о сущности, природе феномена «познавательные умения», с организацией процесса формирования и развития познавательных умений, может основываться на комплексе выявленных и представленных в данной статье базовых категориях познавательных умений.
Introduction. The high speed of information technology development, the reduction of time for “embedding” scientific achievements in real life, the multiple increase in information in the modern information space, changes in the social, political, and economic life of society impose new requirements on the education system. Today it is necessary to develop pedagogical technologies, strategies, methods, tools that allow the younger generation in the present moment and in the future to learn, develop, self-study, self-develop, self-improve throughout life in a changing environment, realizing their personal potential, while maintaining value orientations. One of the tools for obtaining, transforming and applying knowledge and experience in activities in changing conditions are skills, cognitive skills in cognitive activity. Therefore, the study and construction of the definition of the category "cognitive skills" is relevant today a question and reflects the purpose of our research.
Methods and materials. During the research, the content analysis of literature and the method of two-level triadic decoding of the category were used. With the help of this method of categorical-system methodology, it becomes possible to determine the complex of the most essential qualities in the object of research that make up its essence, meaning, and nature.
Results. As a result of our research within the framework of this article, the following results were obtained: 1) the fundamental aspects of cognitive skills reflecting its content and nature are revealed; 2) a two-level triadic model of the specified object is developed, a two-level triadic decoding of the corresponding category is performed; 3) a definition of the category "cognitive skills" is constructed, in which the essence of this pedagogical and methodological phenomenon is accurately and fully reflected.
Discussion and conclusions. The resulting definition reflects most accurately and fully the essence, nature of the phenomenon being studied "cognitive skills". Practical activities related to clarifying, expanding the understanding of the essence, nature of the phenomenon of "cognitive skills", with the organization of the process of formation and development of cognitive skills, can be based on a set of basic categories of cognitive skills identified and presented in this article.
Айхель Наталья Владимировна-
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Челябинск, Российская Федерация
evgenata@yandex.ru
1. Бабанский Ю. К. Педагогика / под ред. Ю. К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1983. – 608 с.
2. Богоявленский Д. Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. – М., 1959. – 335 с.
3. Боуш Г. Д., Разумов В. И. Методология научного исследования (в курсовых и выпускных квалификационных работах). – М.: ИНФРА-М, 2020. – 210 с.
4. Васильева А. В. Конструирование дефиниции категории «интерактивное обучение» методом двухуровневой триадической дешифровки категории // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. – 2021. – № 200. – С. 101–113.
5. Гольцева Ю. В. Профессиональные умения психологического консультирования у будущих педагогов-психологов // Актуальные вопросы современной науки. – 2008. №4–1. – С. 133–140.
6. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. – М.: Знание, 1981. – 96 с.
7. Клюшникова Е. А., Толстова Н. В., Артамонова М. Н. Конструирование дефиниции понятия "Street workout" // Современный учёный. – 2022. – № 1. – С. 130–135.
8. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. – М.: Знание, 1980. – 120 с.
9. Литовченко О. В. Познавательные умения учащихся: проблемы формирования в современной школе // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. – 2012. – № 153–1. – С. 103–111.
10. Милерян Е. А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. М., 1973. – С. 48.
11. Мукосей О. Комкова Е. Теоретические подходы к формированию познавательных умений у детей старшего дошкольного возраста // Пралеска. – 2020. – № 8 (348). – С. 3–7.
12. Общая психология: под общ. ред. проф. Л. В. Карпова. – М., 2005. – С. 213.
13. О соотношении предметных, общеучебных и универсальных умений в содержании начального образования // Начальное образование. – 2008. – № 2. – С. 3–9.
14.Плигин А. А. Познавательные стратегии школьников: от индивидуализации– к личностно ориентированному образованию: моногр. – М., 2012. – 416 с.
15. Ревтова Е. Г. Конструирование дефиниции категории «кредит» // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. – 2020. – Т. 22. № 4. – С. 122–131.
16. Сластенин В. А. Формирование личности учителя в процессе профессиональной подготовки. – М., 1976. – 160 с.
17. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М.: Изд-во Моск. ун-та,1984. – 344 с.
18. Усова А. В., Бобров А. А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики – М.: Просвещение, 1988. – 112 с.
19. Васюковіч, Л. С. Фарміраванне прадметных і метапрадметных кампетэнцый навучэнцаў сродкамі вучэбнага тэксту. – Віцебск: ВДУ імя П. М. Машэрава, 2021. – 202 с.
20. Jerome S. Bruner Beyond the information given: Studies in the Psychology of Knowing / George Allen & Unwin LTD. London, 1975. – 412 p. (England)
21. Johnson, D., Johonson, R. Learning Together and Alone: Cooperative, Competitive, and Individualistic Learning. – Boston: Allyn and Bacon, 1999. – 260 p.
22. Kapy, G. Leistungsreserve Sch?pfertum: Forschungergebnisse zur Kreativit?t in Schule. – Berlin: Dietz, 1986. – 195 s.