Perception and evaluation of the ORKiSE school course by the Far Eastern Federal District first-year students (according to the results of 2018–2021 surveys)
Авторы:
Федирко Оксана Петровна,
DOI:
10.35231/18186653_2022_3_209
Полный текст1,91 МБ
Введение. В статье впервые вводятся в научный оборот результаты опроса первокурсников вузов Дальневосточного федерального округа (ДФО) с целью выяснить их оценку и восприятие курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКиСЭ) через семь лет после его изучения.
Содержание. Для достижения поставленной цели были использованы две методики социологического исследования: количественное исследование и глубинные интервью. В процессе работы с полученными данными применялись средства статистической обработки и анализа данных. Источниковой базой исследования стали результаты опроса, размещенного на сайте https://riedv.ru, в котором приняли участие 763 человека в период с 2018 по 2021 гг.
Участниками опроса стали молодые люди в возрасте 18–19 лет, практически в равном гендерном соотношении. Менее половины не смогли вспомнить какой модуль курса ОРКиСЭ они изучали. Остальные, в ранжированном порядке, указали «Основы мировой религиозной культуры», «Основы светской этики», «Основы православной культуры», «Основы буддистской культуры». Никто из опрошенных не указал модули «Основы иудейской культуры» и «Основы исламской культуры». Более половины учащихся отметили сложность восприятия предмета со страниц учебника и низкий уровень интересности предмета в преподавании учителем. Подавляющее большинство респондентов крайне низко оценило практическую значимость курса ОРКиСЭ для дальнейшей учебы в школе и для жизни в социуме.
Выводы. В ходе анализа и интерпретации результатов опроса автор приходит к выводу о том, что несмотря на большую долю сдержанно-положительных оценок данного курса участниками образовательного процесса, внедрение ОРКиСЭ не достигло заявленных целей. Для большинства опрошенных курс ОРКиСЭ был проходным, малоинтересным и бесполезным. Преподавание данного курса в 4 классе не обосновано ни возрастными особенностями психики младших школьников, ни их образовательными потребностями, ни целесообразностью учебного процесса.
Introduction. The article introduces for the first time into scientific circulation the results of a survey of first-year students of the Far Eastern Federal District universities in order to find out their assessment and perception of the ORKiSE course seven years after its study.
Content. To achieve this goal, two methods of sociological research were used: quantitative research and in-depth interviews. During the processing of the received data, statistical processing and data analysis tools were used. The source base of the study was the results of a survey posted on the website https://riedv.ru, which was attended by 763 people in the period from 2018 to 2021.
The survey participants were young people aged 18–19, practically in an equal gender ratio. Slightly less than half of them could not remember which module of the ORKiSE course they studied. The rest, in ranked order, indicated “Fundamentals of World Religious Culture”, “Fundamentals of Secular Ethics”, “Fundamentals of Orthodox Culture”, “Fundamentals of Buddhist Culture”. None of the respondents indicated the modules “Fundamentals of Jewish Culture” and “Fundamentals of Islamic Culture”. More than half of the students noted the difficulty of perceiving the subject from the pages of the textbook and the low level of interest in the subject in teaching by the teacher. The vast majority of respondents rated the practical significance of the ORKiSE course extremely low for further studies at school and for life in society.
Conclusions. In the course of analyzing and interpreting the results of the survey, the author comes to the conclusion that despite the large proportion of moderately positive assessments of this course by the participants of the educational activity, the implementation of the ORKiSE did not achieve the stated goals. For the majority of the respondents, the ORKiSE course was passing, uninteresting and useless. The teaching of this course in the 4th grade is not justified either by the age characteristics of the psyche of the younger students, or by their educational needs, or by the expediency of the educational process.
Федирко Оксана Петровнадоктор исторических наук
Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока
Владивосток, Российская Федерация
fedenka.67@mail.ru
1. Абдулагатов З. М. Экспертные оценки содержания исламского модуля курса ОРКСЭ // Исламоведение. – 2016. – Т. 7. – № 2 (28). – С. 84–96
2. Байсарина Л. З., Бенин В. Л. Работа с религиозными текстами в курсе «Основы религиозной культуры и светской этики» // Человек. Общество. Культура. Социализация. материалы XV Международной молодежной научно-практической конференции. – М., 2019. – С. 43–46.
3. Бенин В. Л. «Основы духовно-нравственной культуры народов России»: третье пришествие культурологии в современное российское образование // Культурный код. – 2020. – № 1. – С. 7–16.
4. Бенин В. Л. «Основы религиозных культур и светской этики»: старые вопросы без новых ответов // Теологическое образование в условиях цифровизации: вызовы, смыслы, практики. Сборник материалов регионального этапа V Всероссийской научно-практической конференции / под науч. ред. Н. А. Дьячковой. – Екатеринбург, 2022. – С. 70–75
5. Блинов Л. В., Недорезова В. Л. Этнические особенности межкультурных взаимодействий // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. – 2013. – № III-2. – С. 31–34.
6. Воронина А. С., Завадская Е. А., Пелевина О. В. «Основы религиозных культур и светской этики» в Амурской области в контексте общей религиозной ситуации в России и в регионе // Религиоведение. – 2013. – № 2. – С. 122–149.
7. Демаков И. С., Корнеев И. М. Преемственность ступеней общего образования (начальное – основное) при реализации ФГОС (на примере урока ОРКСЭ) // Актуальные вопросы науки. – 2015. – № 19. – С. 123–129.
8. Логинова Т. В. Курс ОРКСЭ как основа религиозного компонента школьного образования на современном историческом этапе // Общество: философия, история, культура. – 2017. – № 8. – С. 135–138.
9. Никитин Э. М. Успех введения ОРКСЭ зависит от совместных действий // Методист. – 2012. – № 5. – С. 3–4.
10. Пронина Т. С., Казеннов А. С. Знание о религии в современной российской школе // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2017. – № 4. – С. 160–171.
11. Свечникова И. А. ОРКСЭ: опыт построения уроков модуля «Основы мировых религиозных культур» // Методист. – 2013. – № 3. – С. 19–22.
12. Смирнов М. Ю. ОРКиСЭ как испытание: учитель между религиозным контентом и светским контекстом // ОРКСЭ в системе школьного образования: панорама взглядов / отв. ред. С. В. Рязанова. – Пермь, 2019. – С. 81–94.
13. Смирнов М. Ю. Теология в контексте светского образования: идеологическая игра // Религиозная ситуация в российских регионах / редкол.: А. А. Морозов (отв. за вып.) и др. – Омск, 2020. – С. 31–35.
Ключевые слова:
исследование, студенты, Дальневосточный федеральный округ, религия, опрос, Основы религиозных культур и светской этики, школа, оценка, восприятие
research, students, Far Eastern Federal District, religion, survey, Fundamentals of Religious Cultures and Secular Ethics, school, evaluation, perception.
Для цитирования:
Федирко О. П. Восприятие и оценка первокурсниками вузов ДФО школьного курса ОРКиСЭ (по результатам опросов 2018–2021) / О. П. Федирко // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2022. – № 3. – С. 209–219.
DOI 10.35231/18186653_2022_3_209
Fedirko, O. P. (2022). Vospriyatie i otsenka pervokursnikami vuzov DFO shkol'nogo kursa ORKiSE (po rezul'tatam oprosov 2018–2022) [Perception and evaluation of the ORKiSE school course by the Far Eastern Federal District first-year students (according to the results of 2018–2021 surveys)]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No 3. pp. 209–219. (In Russian). DOI 10.35231/18186653_2022_3_209