Введение. Статья посвящена философии как таковой, которая по мнению автора является единством способа мышления и духовного восхождения. Проблемой западной философии автор считает то, что данное единство оказывается утраченным, вплоть до сведения философии исключительно к дискурсу. В статье рассматриваются причины такой трансформации философии. Методологическим принципом исследования является единство логоса и этоса. Это значит, что философия должна явить себя в своей ответственности не только за истину познания, но и за стратегию достойного человеческого существования.
Содержание. Философия, как «строгая наука», есть методология, т. е. учение о (правильном) способе достижения истины. В данном ракурсе, при постановке вопроса «что есть истина?», с необходимостью следует ответ, что истина есть то, к чему приходит наука, руководимая правильной методологией, т. е. истина есть то, к чему с неизбежностью ведет (правильное) мышление. При этом вне рассмотрения оказывается нравственный аспект истины. Наука, предоставившая человеку огромные возможности покорения природы и общества, оказалась не в состоянии сделать самого человека лучше, породив глобальные проблемы, угрожающие самой жизни на Земле. Автор полагает, что эти проблемы в принципе не могут быть решены в рамках ныне господствующего проекта науки и соответствующих этому проекту стандартов рациональности.
Выводы. Автор убежден, что необходимы иной проект науки и иной способ философствования. Необходимо постепенное (диалектическое) «снятие» западного способа теоретизирования, т. е. его отмена и одновременно сохранение самого лучшего и наиболее достойного в его содержания. Необходимо возвращение к собственно человеческому, то есть нравственно ориентированному мышлению. Это значит, что одной из главных задач современной эпохи является осуществление консервативной научной революции в самом строгом смысле – то есть отрицание западного способа теоретизирования с одновременным сохранением его великого содержания. При возвращении к первоначальному (истинному) значению концепта «революция» эпитет «консервативная» представляется излишним. Революция есть уничтожение ложного содержания и ложной формы и возвращение к истинному содержанию и истинной форме, утраченным в ходе исторического развития.
Introduction. The article is devoted to philosophy as such, which, according to the author, is the unity of the way of thinking and spiritual ascent. The author considers the problem of Western philosophy to be that this unity is lost, up to the point of reducing philosophy exclusively to discourse. The author examines the reasons for this transformation of philosophy. The methodological principle of the study is the unity of logos and ethos. This means that philosophy must manifest itself in its responsibility not only for the truth of knowledge, but also for the strategy of decent human existence.
Content. Philosophy, as a “strict science”, is a methodology, that is, the doctrine of the (correct) way to achieve the truth. In this perspective, when posing the question “what is truth?”, the answer necessarily follows that truth is what science comes to, guided by the correct methodology, that is, truth is what (correct) thinking inevitably leads to. At the same time, the moral aspect of truth is beyond consideration. Science, which has provided man with enormous opportunities to conquer nature and society, has proved unable to make man himself better, giving rise to global problems that threaten life itself on Earth. The author believes that these problems, in principle, cannot be solved within the framework of the currently prevailing project of science and the standards of rationality corresponding to this project.
Conclusions. The author is convinced that a different project of science and a different way of philosophizing are necessary. A gradual (dialectical) “removal” of the Western method of theorizing is necessary, that is its abolition and at the same times the preservation of the best and most worthy in its content. It is necessary to return to properly human, that is, morally oriented thinking. This means that one of the main modern era tasks is the implementation of a conservative scientific revolution in the strictest sense – that is, the rejection of the Western way of theorizing while preserving its great content. When returning to the original (true) meaning of the concept of “revolution”, the epithet “conservative” seems superfluous. Revolution is the destruction of false content and complex form and the return to the true content and true form lost in the course of historical development.
Кузнецов Владимир Викторович кандидат философских наук, доцент
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Санкт-Петербург, Российская Федерация
volodiakuznetzov@yandex.ru
1. Адо П. Философия как способ жить: Беседы с Жанни Карлие и Арнольдом И. Дэвидсоном / пер. с фр. В. А. Воробьева. – М.; СПб.: Степной Ветер, ИД «Коло», 2005. – 288 с.
2. Бычков В. В. Художественный апокалипсис культуры. Строматы XX века: [в 2 кн.] – М.: Культурная революция, 2008. – 832 с.
3. Витгенштейн Л. Избранные работы / пер. с нем. и англ. В. Руднева. – М.: Территория будущего, 2005. – 436 с.
4. Гомер. Илиада / пер. Н. И. Гнедича. – М.: Гослитиздат, 1960. – 435 с.
5. Гусейнов А. А. Этика как практическая философия // Актуальные вопросы фундаментальной и прикладной этики. К 90-летию со дня рождения профессора В. Г. Иванова: материалы междунар. науч. конф., Санкт-Петербург, 23–24 марта 2012. – СПб.: СПб ГУП, 2012. – С. 24–33.
6. Давыдов Ю. Н. Этика любви и метафизика своеволия: проблемы нравственной философии. – М.: Молодая гвардия, 1989. – 317 с.
7. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия / пер. с фр. Сергея Зенкина. – М.: Академический Проект, 2009. – 261 с.
8. Лиотар Ж.Ф. Состояние постмодерна / пер. с фр. Н. А. Шматко. – М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. – 160 с.
9. Лосев А. Ф. Софисты // Философская энциклопедия. Т. 5. – М.: Сов. энцикл., 1970. – С. 61–70.
10. Макинтайр А. После добродетели. Исследования теории морали / пер. с англ. В. В. Целищева. – Екатеринбург: Деловая книга; М.: Академический Проект, 2000. – 384 с.
11. Панарин А. С. Искушение глобализмом. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. – 416 с.
12. Платон. Сочинения. В 3 т. Т. 2. – М.: Мысль, 1970. – 609 с.
13. Секацкий А. К. Сила взрывной волны. – СПб.: Лимбус Пресс, 2005. – 399 с.
14. Стёпин В. С. История и философия науки. – М.: Академический Проект, 2011. – 423 с.
15. Стёпин В. С. Философия науки. Общие проблемы. – М.: Гардарики, 2006. – 384 с.
16. Фуко М. Лекции, прочитанные в 1982 году в Университете Виктории в Торонто / подготовка к публикации, предисл. и критический аппарат А.-П. Фрюшо, Д. Лоренцини; пер. с фр. Д. Кралечкина; под науч. ред. М. Маяцкого. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2021. – 336 с.
17. Хоружий С. С. Кризис классической европейской этики в антропологической перспективе // Этика науки: [Сборник] / отв. ред. В. Н. Игнатьев. – М.: ИФ РАН, 2007. – С. 85–97.
18. Чуринов Н. М. Совершенство и свобода: Философские очерки. – Красноярск: СИБУП, 2003. – 515 с.
19. Эвола Ю. Лук и булава / пер. с ит. В. В. Ванюшкиной. – СПб.: Владимир Даль, 2009. – 381 с.
20. Эвола Ю. Метафизика пола / пер. с фр. В. И. Русинов. – М.: Беловодье, 1996. – 448 с.
21. Ясперс К. Смысл и назначение истории / пер. с нем. – М.: Политическая литература, 1991. – 530 с.