Введение. В статье исследуется визуализация учебной информации средствами графикации на основе информационно-картографического подхода (ИКП) при профессиональной подготовке студентов в университете (на примере подготовки бакалавров по направлению Туризм). Визуализация представляется как психолого-педагогический феномен универсального метаметодического характера. Информационная экспансия во все сферы жизни приводит к тому, что неизмеримо возрос ее поток, изменились носители, наступил период «экранной» компьютерной подачи материала. Умение работать в «цифровое» время должно найти отражение в высшем образовании в первую очередь. Научной проблемой в данном случае является качественная подготовка квалифицированных кадров в высшей школе, владеющих и научными, и практическими компетенциями; соответствующая разработка подходов, методик и технологий работы с информацией при профессиональной подготовке специалистов; подготовка «учебной информации», являющейся «дидактической проекцией» информации научной. Актуальность исследования определяется необходимостью устранения противоречия между обширным информационным потоком и недостаточным количеством методов и подходов, предполагающих умение работать с таковым, владение отбором и выделением главного, представлением информации в свернутом кодированном и декодированном виде. В основе ИКП заложены теоретические основания картографического метода исследования и обучения, с помощью которых можно «сворачивать информацию» за счет ее генерализации в процессе графической обработки.
Материалы и методы. Методологическую основу исследования составил теоретический анализ – рассмотрение содержания, особенностей и свойств применения ИКП, а также основные положения психолого-педагогических наук, их понятийно-категориальный аппарат применительно к предмету исследования и такие подходы, как системный, информационный, пространственный, картографический, компетентностный, личностно-деятельностный, методы геоинформационных технологий.
Что касается исследований для высшей школы в области визуализации учебной информации, то они, либо разработаны в общенаучном плане (Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б., Остапенко А.А.), либо касаются проблем развития информатики, компьютерных технологий, (Рапуто А.Г., Авербух, Байдалин А.Ю., Бахтерев М.О. и др.), художественного творчества, СМИ, медицины, философии.
Результаты исследования. Обоснована и показана феноменальность визуализации учебного материала при подготовке студентов. Специфику психолого-педагогического феномена определяет то, что ему присуще «внутреннее интенциональное существование», при котором феномен истолковывается как замысел в процессе визуализации проектировать вынесение мыслеобразов в течение познавательной деятельности из внутреннего плана во внешний. Кроме того, феномен графического образа как интегратор объектов визуализации присущ различным дисциплинам и имеет универсальный метаметодический характер.
Обсуждение и выводы. Рассматривается визуализация не как общенаучная категория, а в психолого-педагогическом контексте как феномен, обладающий потенциалом развития личности в процессе обучения. Владение студентами языком визуализации – графикацией – способствует их более качественной профессиональной подготовке, так как процесс визуализации, по исследованиям психологов, активизирует мыслительную правополушарную деятельность познающего субьекта, что в свою очередь развивает образно-пространственное мышление, коммуникативные умения, профессиональное творчество, интеллект личности в целом.
Introduction. The article is devoted to the visualization of educational information by means of graphics based on the information-cartographic approach (ICA) in the professional training of students at the university (on the example of training bachelors in the direction of "Tourism"). Visualization is presented as a psychological and pedagogical phenomenon of a universal metamethodological nature. Information expansion in all spheres of life leads to the fact that its flow has immeasurably increased, media have changed, and a period of “screen” computer presentation of material has begun. The ability to work in "digital" time should be reflected in higher education in the first place.
The scientific problem in this case is the qualitative training of qualified personnel in higher education, who have both scientific and practical competencies, the appropriate development of approaches, methods and technologies for working with information in the professional training of specialists, the preparation of "educational information", which is a "didactic projection" of scientific information.
The relevance of the study is determined by the need to eliminate the contradiction between the vast information flow and the insufficient number of methods and approaches that involve the ability to work with it, the ability to select and highlight the main thing, and present information in a convoluted encoded and decoded form. The ICP is based on the theoretical foundations of the cartographic method of research and teaching, with the help of which it is possible to “fold information” due to its generalization in the process of graphic processing.
Materials and methods. The methodological basis of the study was a theoretical analysis – consideration of the content, features and properties of the use of ICP, as well as the main provisions of the psychological and pedagogical sciences, their conceptual and categorical apparatus in relation to the subject of research and such approaches as systemic, informational, spatial, cartographic, competency-based personal-activity, methods of geoinformation technologies. As for research for higher education in the field of visualization of educational information, they are developed either in a general scientific plan (Lavrentiev G.V., Lavrentieva N.B., Ostapenko A.A.), or devoted to the problems of the development of informatics, computer technologies, (Raputo A.G., V.L. Averbukh, Baidalin A.Yu., Bakhterev M.O. and others), art, media, medicine, philosophy.
Research results. The phenomenality of the visualization of educational material in the preparation of students is substantiated and shown. The specificity of the psychological and pedagogical phenomenon is determined by the fact that it has an “internal intentional existence” in which the phenomenon is interpreted as an intention in the process of visualization to project the removal of mental images during cognitive activity from the internal to the external plane. In addition, the phenomenon of a graphic image as an integrator of visualization objects is inherent in various disciplines and has a universal metamethodological character.
Discussion and conclusions. Visualization is considered not as a general scientific category, but in a psychological and pedagogical context, as a phenomenon that has the potential for personality development in the learning process. Students' knowledge of the language of visualization – graphics – contributes to their better professional training, since the visualization process, according to psychologists, activates the right-brained mental activity of the cognizing subject, which in turn develops figurative-spatial thinking, communication skills, professional creativity, and the intellect of the individual as a whole.
Гаджиева Елена Анатольевнакандидат педагогических наук, доцент
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
e.gadzhieva@lengu.ru
1. Авербух В. Л., Байдалин А. Ю., Бахтерев М. О. и др. Опыт разработки специализированных систем научной визуализации // Научная визуализация. – 2010. – Т. 2. – № 4. – С. 27–39.
2. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. – М.: Высшая школа, 1980. – С. 80–100.
3. Арнхейм Р. Визуальное мышление // Psychology OnLine.Net [Электронный ресурс]. URL: https://www.psychology-online.net/articles/doc-1465.html (дата обращения: 28.02.2022).
4. Асланикашвили А.Ф. Метакартография. Основные проблемы. – Тбилиси: Мецниереба, 1974. – 125 с.
5. Балабан М.А. От «продуктивной» к «редуктивной» этике образования // Школьные технологии. – № 5. – 2000. – С. 16.
6. БерлянтА.М. Геоиконика. – М.: Фирма «Астрея», 1996. – 206 с.
7. Берлянт A.M. Образ пространства: карта и информация. – М.: Мысль, 1986. – 238 с.
8. Боумен, У. Графическое представление информации: моногр. – М.: Мир, 1971. – 228 с.
9. Василенко А.В. Развитие пространственного мышления учащихся в процессе обучения геометрии: психологический аспект // Преподаватель XXI век. – 2020. – № 2-1. – С. 170–174.
10. Гаджиева Е.А. Подготовка бакалавров к визуализации учебной информации на основе информационно-картографического подхода // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2020. – Т. 1. – № 5 (71). – С. 102–115.
11. Гаджиева Е.А., Комиссарова Т.С. Визуализация учебной информации при профессиональной подготовке бакалавров: информационно-картографический подход: монография. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2020. – 152 с.
12. Грушевский С.П., Иванова О.В., Остапенко А.А. Модульная визуализация учебной информации в профессиональном образовании: монография. – М.: НИИ школьных технологий, 2017. – 200 с.
13. Комиссарова Т.С. Теоретические основы картографической подготовки учителя географии: дис… д-ра пед. наук. – СПб., 2000. – 70 с.
14. Komissarova T., Gadzhieva E. Intellectual-graphic Visualization of information as an Integrative Teaching Method // Society. Integration. Education: Proceedings of the Int. Sci. Conf., May 24–25, 2019. Rezekne: Rezekne Academy of Technologies, 2019. Pр. 334–345.
15. Кузнецова Ю.И. Развитие компонентов пространственного мышления обучающихся на уроках геометрии // Вестник науки и образования. – №3(27). – Т. 2. – 2017. – С. 95–99.
16. Лаврентьев Г. В., Лаврентьева Н. Б. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. – Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2002. – 146 с.
17. Лукашенко Н.Н. Инфографика как средство визуализации информации используемой в педагогическом процессе // NovaInfo.Ru. – 2016. – Т. 1. – № 57. – С. 79–84.
18. Лурия А.Р. Мозг и психика // Хрестоматия по психологии / под ред. А.В. Петровского. – М. Просвещение, 1987. – С. 83–100.
19. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. – М.: Педагогика, 1988. – 191 с.
20. Остапенко А. А. Из чего складывается полнота образования человека. – М.: НИИ школьных технологий, 2019. – 44 с.
21. Рапуто А. Г. Информационный процесс объективирования знаний в образовательном процессе (на примере визуализации) // Ученые записки ИИО РАО. – 2010. – № 31. – С. 118–121.
22. Черниговская Т.В. Чтение в контексте когнитивного знания // На путях к новой школе. – 2010. – № 1. – С. 11–13.
23. Щедровицкий Г.П. О методе исследования мышления. – М.: Фонд «Институт развития им. Г.П. Щедровицкого», 2006. – 600 с.
24. Щедровицкий Г.П. Знак и деятельность: в 3 кн. Кн. I. Структура знака: смыслы, значения, знания: 14 лекций 1971. – М.: Восточная литература РАН, 2005. – 463 c.