Введение. В статье раскрывается понятие «способы измерения времени», обосновывается необходимость формирования способов измерения времени у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) исходя из данных экспериментального исследования и существующей роли способов измерения времени для самостоятельной и профессионально-трудовой деятельности. Представлена характеристика пропедевтико-ориентировочного, основного и контрольно-оценочного этапов методики.
Материалы и методы. Анализ литературных источников, учебных программ и учебников по математике для первого отделения специальной школы (специальной школы-интерната) для лиц с интеллектуальной недостаточностью, констатирующий и формирующий эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных.
Результаты исследования. Определены научно-теоретические положения методики формирования способов измерения времени, раскрыты задачи и содержание работы в соответствии с этапами методики, перечислены условия, направления и приемы на основном этапе работы по формированию способов измерения времени у учащихся с интеллектуальной недостаточностью в процессе профессионально-трудового обучения.
Обсуждение и выводы. Сформулировано содержание понятия «способы измерения времени», содержание методики формирования способов измерения времени у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью в процессе профессионально-трудового обучения в соответствии с пропедевтико-ориентировочным, основным и контрольно-оценочным этапами. Обоснована эффективность разработанной методики.
Introduction. In article the concept "ways of measurement of time" reveals, need of formation of ways of measurement of time at pupils with easy intellectual insufficiency (intellectual backwardness) proceeding from data of a pilot study and the existing role of ways of measurement of time for independent and professional work is proved. Description of propaedeutic-indicative, main and control and evaluation stages of the procedure is presented.
Materials and methods. Analysis of literary sources, curricula and mathematics textbooks for the first department of a special school (special boarding school) for persons with intellectual disability, stating and forming an experiment, quantitative and qualitative analysis of the data obtained.
Study results. Scientific and theoretical provisions of the method of formation of methods of time measurement are determined, tasks and content of work are disclosed in accordance with the stages of the method, conditions, directions and techniques are listed at the main stage of work on formation of methods of time measurement in students with intellectual disability in the process of vocational training.
Discussion and conclusions. The content of the concept of "methods of time measurement" is formulated, the content of the procedure for forming methods of time measurement in students with mild intellectual disability in the process of vocational training in accordance with the preliminary, basic and control and assessment stages. The effectiveness of the developed method is justified.
Фомина Оксана Вячеславовна-
Гродненский государственный университет имени Янки Купалы
Гродно, Республика Беларусь
oksivar-gr2@rambler.ru
1. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики. – М.: Академия, 2000. – 192 с.
2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 536 с.
3. Глассер У. Школы без неудачников. – М.: Прогресс, 1991. – 176 с.
4. Гриханов В. П., Жук Е. А. Формирование у учащихся с интеллектуальной недостаточностью практической математической компетенции в процессе обучения математике // Спецыяальная адукацыя. – 2013. – № 2. – С. 47–51.
5. Коноплева А. Н., Лещинская Т. Л., Лисовская Т. В. Стандартизация специального образования на компетентностной основе // Веснiк адукацыi. – 2009. – № 6. – С. 12–18.
6. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1977. – 304 с.
7. Лисовская Т. В. Математическое образование учащихся с интеллектуальной недостаточностью на основе компетентностной парадигмы // Спецыяльная адукацыя. – 2013. – № 4. – С. 41–44.
8. Перова М. Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида. – М.: Владос, 2001. – 408 с.
9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000. – 712 с.: ил.
10. Скивицкая М. Е. Практическая направленность обучения математике в старших классах вспомогательной школы // Актуальные проблемы специального образования: материалы Междунар. виртуальн. науч.-практ. конф., Мурманск, 1 октября 2009 г. – 31 января 2010 г. / МГПУ; А. Гущина, Т. В. Кузьмичева (отв.ред.) [и др.]. – Мурманск, 2010. – Т.2. – С. 139–143.
11. Фомина О. В. Характеристика представлений о времени и умения ориентироваться во времени у учащихся XI–XII классов вспомогательных школ // Педагогическая наука и образование. – 2018. – № 4. – С. 88?91.
12. Хуторской А. В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. – М.: Эйдос; Изд-во Института образования человека, 2013. – 73 с.: ил.
13. Шацкий С. Т. Методические изыскания // Избранные педагогические сочинения. В 2 т. – Т. 1. – М. : Педагогика, 1980. – 304 с.