Особенности психической саморегуляции студентов разных групп адаптационных способностей

Features of mental self-regulation of students of different groups of adaptive abilities

Авторы:
Димидов Владимир Олегович,Рязанова Маргарита Сергеевна,Коршунов Дмитрий Сергеевич,

DOI:
10.35231/18186653_2022_2_228

Полный текст895,05 КБ

Введение. В данной статье исследуются стратегии и стили саморегуляции у студентов разных групп адаптации. Процесс адаптации обеспечивает приспособление человека к условиям окружающей среды и его нормальный уровень жизнедеятельности. Особенности саморегуляции психической деятельности входят в состав интегрального показателя адаптивных способностей личностного адаптационного потенциала. Саморегуляция деятельности выступает процессом регуляции психических процессов и психических состояний самим субъектом деятельности. Однако в настоящее время нет исследований, по изучению саморегуляции психической деятельности у лиц с разным уровнем адаптивности.
Материалы и методы. Выборку составляют 134 студента, обучающихся по разным направлениям, от 17 до 25 лет. Для психологической диагностики были отобраны следующие методики: «Склонность к самоконтролю» Никифорова С.Г., Васильева В.К., Фирсовой С.В., «Методика самооценки метакогнитивных знаний и метакогнитивной активности» Скворцовой Ю.В., Кашапова М.М., «Опросник самоорганизации деятельности» в адаптации Мандриковой Е. Ю., «Диагностика когнитивно-поведенческих стратегий преодоления» Сизовой И.Г и Филиппченковой С.И., «Стили саморегуляции поведения» Моросановой В.И.
Результаты исследования. Анализ результат эмпирического исследования позволил охарактеризовать особенности психической саморегуляции у студентов разных групп адаптивности. Также были выявлены взаимосвязи между поведенческой регуляцией и рядом показателей саморегуляции, что даёт возможности рассмотрения структуры данного психического явления.
Обсуждение и выводы. Выделен ряд стратегий и стилей саморегуляции деятельности, которые являются компонентами поведенческой регуляции, такими как склонность к контролю своих эмоциональных состояний и их проявлений в деятельности; знания о протекании своих когнитивных процессов, способность к волевым усилиям и самоорганизации; целеустремленность и целенаправленность. Лица третьей и четвёртой групп адаптации характеризуются предпочтением стратегии «Коррекция ожиданий и надежд», лица четвёртой группы адаптации предпочитают стратегии «Превосходящая печаль» и «Придание ситуации нетривиального смысла». Существует необходимость в организации мероприятий по коррекции адаптационных нарушений путём влияния на особенности саморегуляции психической деятельности.


Introduction. The authors research a strategies and styles of self-regulation in students of different adaptation groups. The adaptation process provides an interaction of a person with environment and his normal level of life. Features of self-regulation of mental activity are included in the integral phenomenon of personal adaptive potential. Self-regulation of activity is the process of regulation of mental processes and mental states by the subject of activity himself. However, at the present there are no studies devoted to a research of self-regulation of mental activity in persons with different levels of adaptability.
Materials and methods. The sample consists of 134 students studying in various specialization, 17–25 years old. For psychological diagnostics, the following methods were selected: «Propensity to self-control» Nikiforov S.G., Vasiliev V.K., Firsova S.V., «Method for self-assessment of metacognitive knowledge and metacognitive activity» Skvortsova Yu.V., Kashapova M.M. ., «Questionnaire of self-organization of activity» in adaptation by Mandrikova E. Yu., «Diagnostics of cognitive-behavioral coping strategies» by Sizova I.G. and Filippchenkova S.I., «Styles of self-regulation of behavior» by Morosanova V.I, Multilevel personality questionnaire «Adaptability» by A.G. Maklakov and V.S. Chermyanin.
Results. Analysis of the result of empirical research made it possible to characterize the features of mental self-regulation in students of different groups of adaptability. Also, a correlations was received between behavioral regulation and some characteristics of self-regulation, which makes it possible to research the structure of this mental phenomenon.
Discussion and conclusions. The authors include some strategies and styles of self-regulation of activity in components of behavioral regulation, these are: a propensity to self-control emotional states and their manifestations in activity; knowledge about a progress of their cognitive processes, the ability to volitional efforts and self-organization; purposefulness and purposefulness. Persons of the third and fourth adaptation groups are characterized by a preference for the strategy "Correction of expectations and hopes", persons of the fourth adaptation group prefer the strategies "Transcending sadness" and "Giving the situation a non-trivial meaning". There is a need to organize measures to correct adaptive disorders by influencing the features of self-regulation of mental activity.

Димидов Владимир Олегович
-
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
13daidn13@gmail.com

Рязанова Маргарита Сергеевна
-
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
margaritar1711@gmail.com

Коршунов Дмитрий Сергеевич
-
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
dmitriy.korshunov@list.ru

1. Абульханова-Славская К.А. Личностные механизмы регуляции деятельности // Проблемы психологии личности. – М., 1982. – С. 32–41.
2. Березин Ф.Б. Психологическая и психофизическая адаптация человека. – Л.: Наука, 1988. – 260 с.
3. Богомолов А.М. Личностный адаптационный потенциал в контексте системного анализа // Психологическая наука и образование. – 2008. – № 1. – С. 67–73.
4. Габдреева Г.Ш. Самоуправление психическим состояниием. Казань: Изд-во КГУ, 1981.
5. Голиков Ю.Я., Костин А.Н. Теория и методы анализа проблемностей в сложной операторской деятельности // Проблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологического анализа. – М.: Институт психологии РАН, 1999. – С. 6–80.
6. Ильин Е.П. Психология воли. – СПб.: Питер, 2000.
7. Карпов А.В. Метасистемная организация уровневых структур психики. – М.: ИП РАН, 2004.
8. Карпов А. В. Психология сознания: Метасистемный подход. – М.: РАО, 2011.
9. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. – 1995. – № 1. – С. 5–12.
10. Кулганов В.А., Шенберг Л.С., Короткова И.А. Исследования адаптационного потенциала личности у подростков и молодежи // Ананьевские чтения – 2005: материалы науч.-практ. конф., 25–27 октября 2005 г. / под ред. И.А. Цветковой, Л.М. Шипицыной. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. – С. 578–580.
11. Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Вып. 1 / под ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2002. – С. 56–65.
12. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001–592 с.
13. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. – 2001. – Т. 22. – № 1. – С. 16–24.
14. Мандрикова Е.Ю. Разработка опросника самоорганизации деятельности (ОСД). Психологическая диагностика. – 2010. – № 2. – С. 87–111.
15. Марков В.Н. Личностно-профессиональный потенциал управленца и его оценка. – М.: РАГС, 2001. – 162 с.
16. Метакогнитивные основы конфликтной компетентности: монография / ред. М. М. Кашапов; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль: ЯрГУ, 2012. – 428 с.
17. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина // Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие / ред. и сост. Райгородский Д.Я. – Самара: БАХРАХ-М, 2006. – С. 549–672.
18. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. – М.: Наука, 2001.
19. Моросанова В.И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2004. – № 2.
20. Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека. – М.: Наука, 2010. – 518 с.
21. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. – С. 183–186.
22. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. – М., 1949.
23. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. – М., 1981.
24. Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности: моногр. – СПб.: Издво РГПУ им Герцена, 2001. – 240 с.
25. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности. – М.: ПЕР СЭ, 2005.
26. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медицина, 1956.
27. Селье Г. Стресс без дистресса / пер. с англ.; общ. ред. Е. М. Крепса. – М.: Прогресс, 1979. – 124 с.
28. Сеченов И.М. Избранные произведения. – М.: АМН СССР, 1952. – Т. 1.
29. Сизова И.Г., Филиппченкова С.И. Методика диагностики когнитивно-поведенческих стратегий преодоления // Современная психология: состояние и перспективы исследований: материалы юбилейной науч. конф. Ин-та психологии РАН. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2002.
30. Сороко С.И. Индивидуальные стратегии адаптации человека в экстремальных условиях // Физиология человека. – 2012. – Т. 38. – № 6. – С. 78–86.

Ключевые слова:
саморегуляция, поведенческая регуляция, адаптация, субъект саморегуляции, личностный адаптационный потенциал, стратегии саморегуляции, стили саморегуляции Self-regulation, behavioral regulation, adaptation, the subject of self-regulation, personal adaptive potential, strategies and styles of self-regulation

Для цитирования:
Димидов В. О., Рязанова М. С., Коршунов Д. С. Особенности психической саморегуляции студентов разных групп адаптационных способностей // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. – 2022. – № 2. – С. 228–242. DOI 10.35231/18186653_2022_2_228 Dimidov, V.O., Ryazanova, M.S., Korshunov, D.S. (2022) Osobennosti psikhicheskoy samoregulyatsii studentov raznykh grupp adaptatsionnykh vozmozhnostey [Features of mental self-regulation of students of different groups of adaptive abilities]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No 2. рр. 228–242. DOI 10.35231/18186653_2022_2_228 (In Russian).

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина